ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ
Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Врачебная информация для родителей, всё рационально, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

☼ Внимание! Новый канал Аутизм, расстройство аутичного спектра: что делать, где читать, куда идти, как работать   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nevrolog. Поведенческий невролог и доказательная медицина: чтобы потом не было мучительно жаль впустую потерянных времени, сил и других ресурсов...

☼ Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervos. В канале всегда актуальная информация, лучшие статьи, новости и книжные обзоры, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Живое общение, присоединяйтесь!  *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervokid. Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов

СНОВА О ЗАИКАНИИ

60 миллионов заикающихся, или 1% всех землян, считают себя уязвленными из-за того, что судьба “одарила” их дефектом речи - заиканием. Как проявляется заикание и чем могут помочь родители детям с заиканием, рассказывает Наталья Анатольевна Свинина, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой психопатологии и логопедии Института специального образования УрГПУ.

Говорить без запинки!

Единого подхода к проблеме заикания не существует. Наиболее распространенная точка зрения – заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, которое возникает из-за судорог речевого аппарата.

Причины

Выделяют причины, предраспологающие к заиканию и вызывающие его. К предрасполагающим причинам относится:

* органическое поражение ЦНС, которое может возникнуть из-за родовой травмы, из-за инфекционных заболеваний матери во время беременности.
* наследственный фактор. В этом случае наследуется особое состояние, слабость ЦНС.
* пол ребенка. Среди мальчиков в 4 раза чаще встречаются случаи заикания, чем среди девочек.
* левшество.
* излишне торопливая, неряшливая речь людей, окружающих ребенка. Заикание в этом случае возникает как подражание.
* “половинчатый” тип высшей нервной деятельности (дети-холерики и меланхолики).
* и т.д.


К вызывающим причинам относятся: различные психотравмы – одномоментно действующие (испуг) или длительно действующие (сложная обстановка в семье, незаслуженные наказания ребенка родителями, проблемы в детском саду, неблагоприятная обстановка в группе детского сада и др.).

Возраст

Заикание возникает в возрасте от 2 до 4-5 лет. В этот период активно развивается фразовая речь ребенка, и она становится уязвимой для различных неблагоприятных факторов. Симптомы (признаки) проявляются неравномерно на протяжении всей жизни. Например, в ситуациях, особо значимых для ребенка (ответ на уроке, чтение стихотворения на утреннике и др.) проявления заикания будут сильнее, а при общении с близкими заикание проявляется слабо или его нет совсем.

Исследователи отмечают, если дошкольник заикался, потом при поступлении в школу заикание или может вернуться вновь, или усилиться. Ведь начало обучения – это стрессовый фактор. Меняется круг общения, к ребенку начинают предъявлять определенные требования.

Заикание может утяжеляться у детей при поступлении в школу, в подростковый период.

Первые признаки

Основным признаком-симптомом заиканияявляются судороги в мышцах лица, губ, языка, дыхательного аппарата ребенка. По характеру они бывают клонические, когда ребенок повторяет один звук или один слог (“по-по-по-пойдем”). И бывают более тяжелые судороги – тонические – когда ребенок просто не может начать говорить, как бы застревает на слове. Могут быть и судороги смешанного типа.

Помимо судорог родители могут заметить и другие признаки заикания – это двигательные уловки. Перед тем как начать говорить, ребенок совершает какое-то действие: подергивает мочку уха, постукивает рукой.

Речевые уловки – человек, чтобы начать говорить, проговаривает длительно звук или многократно повторяет одно и то же слово (“э-э-э-э-э”, “А я... а я... а я...”).

Личностные изменения ребенка. Дети с заиканием переживают по поводу своей речи, могут отказываться от общения даже с близкими людьми. И в дальнейшем, у подростков такая речевая патология может даже затруднить выбор профессии. Не говоря уже о том, что заикание снижает самооценку ребенка. Хотя нередко переживания не всегда адекватны тяжести заикания. Не зря логопеды считают, что при заикании страдает не речь, а личность человека в целом.

Еще один важный признак заикания – так называемые логофобии. Страх, боязнь речи и ситуации, в которой заикание может возникнуть, например, ответ на уроке перед всем классом, обращение с просьбой к незнакомому человеку на улице.

Будьте внимательны!

Чем раньше родители отметят в речи ребенка запинки и обратятся к специалистам, тем больше вероятность, что коррекционная работа пройдет успешно, и заикание можно будет полностью преодолеть.

К каким специалистам нужно обратиться? Это врач-невролог или психоневролог и логопед. Полностью преодолеть заикание возможно только в том случае, если работа проводится комплексно, то есть включает в себя:

1. медикаментозное лечение.
2. физиотерапию (лечебный сон, лечебные ванны и т.д.).
3. психотерапевтическое воздействие
4. логопедическая помощь


Даже по содержанию лечебной и коррекционной работы различается преодоление раннего или свежего заикания и застарелого заикания. Ранним считается заикание, симптомы которого проявляются в течение 2-х недель. После этого периода патологические рефлексы закрепляются, и справиться с ними намного сложнее.

Чем родители могут помочь?

По срокам проявления симптомов выделяют раннее или “свежее” заикание (признаки которого проявляются в течение 2-х недель) и застарелое заикание (более 2-3 недель).

При свежем заикании очень важно организовать специальный режим “ограничения речи”. В течение нескольких дней (до недели), нужно оградить ребенка от каких-либо сильных впечатлений и эмоций, как отрицательных, так и положительных. Лучше порекомендовать домашний режим, минимум общения с легковозбудимыми, активными детьми. Стоит отказаться от приглашения гостей.

Очень хорошо в это время увезти ребенка на природу, провести время на даче.

В этот период родители должны последить за своей речью. Нужно говорить спокойно, негромко, неторопливо, немного нараспев.

В этот период врачи рекомендуют удлинить ночной и дневной сон ребенка. А вот телевизор, компьютер и подобные развлечения нужно исключить под любым предлогом.

Проследите за тем, чтобы у ребенка было здоровое питание – каши, супы, фрукты, овощи, хлеб с маслом.

Рекомендуется поиграть в игры, не требующие речевой активности ребенка: раскрашивание, аппликация, домино и др. Ребенку в это время лучше играть со старыми, знакомыми игрушками, читать знакомые книжки. Новые впечатления в этот период нежелательны.

Логопеды часто рекомендуют играть в так называемые игры-молчанки. Например, Это может быть “Рыбалка”, “подводное путешествие (игра в водолазы), воображаемая экскурсия по картинной галерее и т.д.

При условии соблюдения такого режима и поведении медицинского лечения симптомы свежего заикания можно успешно преодолеть.

При застарелом заикании подобные меры будут малоэффективны. В этом случае необходимо обязательно обратиться к указанным специалистам, чтобы с ребенком была проведена комплексная коррекционная работа.

Где именно детям с заиканием могут помочь?

Дошкольникам с заиканием логопедическая помощь оказывается в специализированных речевых детских садах, в реабилитационных медицинских центрах и в детских психоневрологических больницах.

Школьники с тяжелой степенью заикания обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях V-го вида. Школьники с легкой степенью заикания могут обучаться в общеобразовательной школе с условием обязательного посещения логопункта.

В указанные образовательные учреждения дети с заиканием направляются медико-педагогическую комиссию.

Компания великих заик

Можем вас утешить напоминанием, что на памяти человечества компания заик подобралась отменная. Начать хотя бы с Вергилия, Демосфена и Эзопа: вполне почтенное общество! Вспомните Льюиса Кэрролла, автора бессмертной “Алисы в стране чудес”, и Уильяма Сомерсета Моэма, который в “Бремени страстей человеческих” приписал себе хромоту вместо заикания: этот дефект почему-то показался ему менее унизительным, чем тот, из-за которого он страдал.

Казалось бы, кому заикание полностью противопоказано, так это актерам. Ничуть не бывало! Мэрилин Монро успешно справлялась со своим дефектом, виртуозно вибрируя голосом, имитируя то придыхание, то скороговорку, то срывалась на крик или переходила на вкрадчивый шепот. Кто знает, стала ли бы Монро божественной Мэрилин, если бы “дефект” не понудил ее к такой изобретательности. А вот Жерар Депардье, тот вообще ничего не скрывает: как получается, так получается. Оттого и получается великолепно.

Список лишь самых известных заик, избравших, вопреки всякой логике политическую деятельность, занял бы не одну страницу. Прославленного политика Уинстона Черчилля знает весь мир, а Черчилля-заику - лишь его дотошные биографы. Список великих заик человечества будет неполон без таких гигантов науки, как Чарльз Дарвин и Исаак Ньютон, который просил закрывать окна, когда выступал в парламенте, поскольку даже малейшее дуновение ветра делало его заикание еще более заметным.

И все же самым знаменитым из заик был библейский Моисей, сказавший сам о себе: “Я тяжело говорю и косноязычен” (Исход, IV, 10). Именно Моисею, несмотря на его косноязычие, Бог доверил свои заповеди и повелел вывести евреев из рабства. Не преподал ли он этим еще и урок должного отношения к тому, что многие по слишком затянувшейся инерции все еще считают физическим недостатком?

Рецепт Демосфена

Демосфен заикался с детства и неправильно произносил звуки, однако у него было большое желание стать известным оратором. Для достижения этой цели Демосфен выполнял следующее:

* проговаривал стихотворение, набив рот камушками или орехами (так он тренировал мышцы речевого аппарата).
* чтобы преодолеть боязнь выступления на публике, он выходил на берег шумного моря и представлял, что это бурная недоброжелательно настроенная аудитория, и проговаривал тексты старательно и четко, не обращая внимания на шум.
* он ходил и бегал по полям и по горам, произнося длинные стихотворения и этим тренировал дыхательный аппарат.

Результат этих усилий известен. Демосфен вошел в историю, как искусный оратор, выступлениям которого рукоплескали сотни слушателей.