☼ "Аутизм и расстройства аутичного спектра"
☼ "Детская неврология, психология, психиатрия"
☼ Живое общение, присоединяйтесь! *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ УСЫНОВЛЕНИИ МАЛЫША
Новое: Когда детский мозг спит...(Родительская Полисенсорная Стимуляция) * Травмы головы у детей * Псевдоэпилептические приступы * Комические советы иронического пациента * Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) * Памятка разумного пациента * Классические иллюзии пациента
видео-ЭЭГ-мониторинг ЭЭГ полисомнография нейросонография ЭНМГМРТ мозга
* Плохих лекарств мало, ненужных много! * Когда, как и зачем отлучать от груди? * Отказ от соски, зачем и когда? * Младенческая мастурбация и детский онанизм * Мигрень у детей *Детская неврология - болезни, которых нет * И лекарства нужны не всегда! * ММД * ВСД *Тики *
дуплексное сканирование транскраниальная допплерография вызванные потенциалы
К вам пришел ребенок По биологической истории и наследственности дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, заметно отличаются от детей из благополучных семей в силу ряда причин. Во-первых, их родители часто злоупотребляют алкоголем, наркотиками и являются носителями ВИЧ, гепатитов и венерических инфекций. Во-вторых, как правило, страдают «букетом» хронических заболеваний. Однако стоит отметить, что вышеперечисленные проблемы могут возникнуть у родителей уже после рождения ребенка, поэтому здоровье большинства детей напрямую не связано с заболеваниями родителей. Иногда нет достоверных сведений о заболеваниях родителей, их возрасте и данных о раннем развитии ребенка, вследствие чего бывает трудно, а порой невозможно, оценить влияние наследственных факторов на физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Поэтому огромную роль в формировании здоровья ребенка играет социальная среда, в которой он растет. На это влияют семейные отношения, бытовые условия, степень ответственности и медицинской активности родителей. Характеристика физического и нервно-психического развития. Дети, перенесшие эмоциональное пренебрежение и жестокое обращение со стороны родителей, часто отстают в физическом развитии от своих сверстников – их рост и вес, как правило, ниже нормы. Это может быть связано с неправильным питанием (недостаточное количество и низкое качество продуктов, недостаток или отсутствие витаминов), а также с дефицитом внимания со стороны взрослых. С целью исключения патологических изменений такие дети проходят полное амбулаторное или стационарное обследование. При отсутствии патологии после помещения в семью обычно в течение первых 6 – 12 месяцев отставание в росте и весе значительно уменьшается или вовсе исчезает. Однако достаточно часто встречаются дети с наследственной низкорослостью (родители невысокого роста). Встречаются дети с задержкой психического и речевого развития, что связано, как правило, с социальным фактором - дефицитом информации. Нельзя полностью исключать связь психоречевой задержки с функциональными изменениями центральной нервной системы, возникшими в раннем возрасте (тяжелая беременность, патология родов, перенесенные заболевания на первом году жизни). Для неблагоприятной социальной обстановки характерно отсутствие своевременного лечения данной категории детей, поэтому с возрастом степень психоречевой задержки увеличивается. В большинстве случаев после специального лечения проблемы, связанные с нервно-психическим развитием ребенка, исчезают без следа. Наиболее часто встречающиеся заболевания. Пренебрежение нуждами ребенка (неправильное питание, отсутствие режима дня и гигиенических навыков, игнорирование требований личной безопасности ребенка) приводят к различным острым и хроническим заболеваниям. Наиболее часто встречаются изменения желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь, гастриты, панкреатиты, холециститы, кариес); заболевания ЛОР-органов (тонзиллиты, отиты, аденоиды); аллергические заболевания; болезни органов зрения (косоглазие, близорукость, астигматизм); патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие). Кроме того, многие дети болеют респираторными инфекциями более 4 – 6 раз в год. Со стороны центральной нервной системы чаще других возникают следующие проблемы: невротические реакции (поведенческие нарушения, энурез, навязчивые движения, страхи, расстройства сна); астенические проявления (утомляемость, истощаемость, снижение внимания и памяти, эмоциональная нестабильность, головные боли). Данные симптомы особенно проявляются в периоды резких изменений в жизни ребенка, носят, как правило, временный характер и не связаны с органической мозговой патологией. Тем не менее, в подобных случаях необходимы реабилитационные мероприятия, которые заключаются в медикаментозной и психологической терапии. Своевременные совместные действия неврологов, психологов и педагогов приводят к значительному уменьшению или полному исчезновению психоневрологических проблем. Пути решения выявленных проблем, координация работы специалистов. Дети, имеющие проблемы со здоровьем, в обязательном порядке обеспечиваются постоянным динамическим наблюдением соответствующих специалистов. Их регулярно осматривают педиатр, невролог, окулист, ЛОР-врач, ортопед соответствующего медицинского учреждения или поликлиники по месту жительства. При необходимости проводится обследование и лечение в специализированных стационарах. 2. НЕ ЗАБУДЬТЕ СПРОСИТЬ У ВРАЧА Если Вы решили взять ребенка в семью, то обязательно получите у лечащего педиатра историю жизни ребенка, данные о наследственности, сведения о перенесенных заболеваниях, травмах, операциях, о наличии хронических болезней и аллергических реакций. В Ваши обязанности будет входить неукоснительное соблюдение всех медицинских рекомендаций. Кроме того, кандидат в патронатные воспитатели должен: · знать план действий в экстренных ситуациях (обострение хронического заболевания, травма, отравление); · иметь набор необходимых медикаментов в домашней аптечке; · выполнять объем гигиенических мероприятий (чистка зубов, принятие ванны и душа, мытье рук и ног и т.д.) · выдерживать особенности режима дня (часы сна и бодрствования, период прогулок, объем физических нагрузок, время просмотра телепередач и занятий с компьютером) · знать особенности режима питания (ограничение в приеме некоторых продуктов, количество и кратность кормления, технология приготовления пищи) · соблюдать план наблюдения определенными специалистами, сроки и место консультаций и обследований · проводить профилактические мероприятия (курсы противорецидивной терапии, витаминотерапия, закаливание, занятия спортом, охранительный режим) 3. ПОКАЖИТЕ РЕБЕНКУ: Во время первого знакомства ребенка с местом его будущего проживания, кандидат показывает и рассказывает ему: · туалет, ванную комнату, кухню; · комнату ребенка (кровать, полки для белья, место для игрушек, письменный стол); · где висят полотенца для рук, ног, банное полотенце, туалетная бумага. · где находятся мыло, мочалка, шампунь, зубная щетка, зубная паста. Формирование режима дня и питания, основных гигиенических навыков. Довольно часто дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, не обладают в полной мере гигиеническим навыками и представлениями о правильном режиме дня и полноценном питании. Необходимо помнить, что некоторые дети не умеют пользоваться туалетом и душем. Чтобы приучить ребенка к чистоте, потребуются время и терпение. Кроме того, дети могут не знать многих продуктов питания и бояться пробовать новые для них блюда. Нужно постепенно приучать детей к разнообразному питанию на основе рекомендаций детского врача. Ряд детей имеет нарушения суточного ритма сна и бодрствования, вследствие чего приходится планомерно формировать правильный режим дня, точно обозначая для ребенка часы приема пищи, прогулки, игры, сна. 4. БЕЗОПАСНОЕ ПРОЖИВАНИЕ. Если Вы решили взять ребенка на воспитание, то обязаны, в зависимости от возраста ребенка и его социальной адаптации, соблюдать основные принципы безопасности в квартире, на улице и в общественных местах. · В квартире вне зоны досягаемости ребенка должны находиться электрические розетки, потенциально опасные бытовые электроприборы, любые медикаменты и инструменты. Необходимо планомерно под контролем взрослого обучать ребенка правилам пользования бытовыми приборами. · Зоной повышенной опасности является кухня. Газовая или электрическая кухонная плита, стоящие на ней чайники, кастрюли, сковородки, столовые приборы, бытовая кухонная техника, предметы бытовой химии, уксус, растворители могут причинить ребенку непоправимый вред. На основании вышеизложенного, необходимо уделять особое внимание изучению правил поведения на кухне. Не оставляйте ребенка без присмотра взрослых до момента полного усвоения им навыков пользования кухней. · Маленького ребенка ни в коем случае нельзя оставлять одного в ванной комнате, особенно, если ванна наполнена водой. Нужно научить ребенка правильно пользоваться кранами (открывать, закрывать, регулировать температуру и напор воды), а также предотвратить возможность падения ребенка на скользких поверхностях – постелить резиновые коврики на пол и дно ванны. Нельзя разрешать ребенку запираться в ванной комнате на защелку. · Всегда имеется серьезная опасность падения ребенка из окна или с балкона, поэтому нельзя оставлять ребенка одного, если открыты окно или балкон. · Если в доме имеются домашние животные, ребенок знакомится с правилами ухода и общения с ними. · Нужно помнить, что ребенок не должен самостоятельно открывать входную дверь посторонним людям. · Хочется сказать отдельно о проживании ребенка в загородном доме. Наличие там лестниц на 2-й этаж и чердак, колодец и туалет во дворе, высокий забор, печка или камин, котел парового отопления представляют для ребенка опасность, поэтому взрослые должны с особой тщательностью соблюдать правила безопасности и окружить ребенка повышенным вниманием. · Пребывание ребенка во дворе и на улице также сопряжено с целым рядом проблем. В каждом дворе есть объекты, представляющие травматическую опасность. Это пустые разрушенные здания, гаражи, ямы и колодцы, куски арматуры, сломанные машины. Необходимо выбирать безопасные места для игр и прогулок, а также следить за ребенком во время прогулки. · С целью предотвращения аварийных ситуаций во время движения по улице взрослый обязан контролировать поведение ребенка. Ребенок должен знать и соблюдать правила дорожной безопасности, уметь пользоваться общественным транспортом.
5. КАК РАСПОЗНАТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ СРОЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ. * Курс правила поведения в отношениях с детьми общества Американского Красного Креста. 1990. • Младенцу меньше четырех месяцев, и у него высокая температура (выше 37 градусов по Цельсию). • У ребенка старше 4 месяцев, температура выше 37,5 градусов. • У ребенка до четырех месяцев наблюдается частая рвота после еды. • Ребенок выглядит больным, и ему быстро становится хуже. • Ребенок жалуется на боль в области шеи при движении головой. • У ребенка обложено горло и сильно болит голова. • У ребенка впервые наблюдается приступ потери сознания и (или) судороги. • Ребенок ведет себя необычно. • У ребенка есть друзья, не подходящие ему по возрасту (проверьте зрачки глаз). • Вы замечаете у ребенка кровоподтеки и покраснение в виде следов от уколов или прижиганий, не связанных с ранением в результате несчастного случая. • Ребенок так часто или тяжело дышит, что даже не может играть, говорить, кричать или пить. • Ребенок жалуется на сильные боли в области живота. • Ребенок жалуется на боль в области живота без признаков рвоты или диареи после недавней травмы, удара в живот или падения. • У ребенка стул черного цвета или с кровью. • У ребенка не было мочеиспускания более 4 - 6 часов, и у него отмечается сухость рта и языка. · У ребенка задержка стула более 2 суток
6. КАК РАСПОЗНАТЬ ПОВЕДЕНИЕ, УКАЗЫВАЮЩЕЕ НА НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОМОЩИ *Фалберг В. Прохождение ребенка через размещение. Индианаполис, Индиана: Перспектив Пресс, 1991. • Постоянное уклонение от общения: ведет себя так, будто присутствующих не существует. • Неподобающие действия или реакции, например, громкий смех, крик или несдерживаемый гнев по незначительным поводам. • Фантазии ребенка столь явные, что они мешают нормальному течению жизни. • Полное отсутствие интереса к общению со сверстниками. • Отсутствие реакции на других людей. • Необычайное бесстрашие и/или излишняя боязнь окружающего мира, что мешает нормальному течению жизни. • Видит или слышит то, чего не существует (галлюцинации). • Речь ребенка не развивается, или ребенок перестает говорить совсем. • Невнятная речь. • Постоянный ненормальный речевой ритм. • Ненормальные реакции на стимуляцию, может быть излишне чувствителен или нечувствителен к звукам, прикосновениям и т.д. • Нарушение осанки или постоянная ходьба на цыпочках. • Постоянно повторяющиеся движения пальцами или руками. • Нанесение себе увечий. • Заметная настойчивость в отношении определенных вещей, таких как правила поведения или размещение предметов. |