ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ
Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Врачебная информация для родителей, всё рационально, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

☼ Внимание! Новый канал Аутизм, расстройство аутичного спектра: что делать, где читать, куда идти, как работать   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nevrolog. Поведенческий невролог и доказательная медицина: чтобы потом не было мучительно жаль впустую потерянных времени, сил и других ресурсов...

☼ Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervos. В канале всегда актуальная информация, лучшие статьи, новости и книжные обзоры, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Живое общение, присоединяйтесь!  *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervokid. Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов

ЗАДЕРЖКА И ОСОБЕННОСТИ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

    Задержка психического развития

     Если упрощенно, задержка психического развития – это  снижение скорости формирования и созревания определенных высших психических функций у ребенка первых 7-10 лет жизни. Понятие задержки психического развития очень объемное и разнородное, очень конкретное и очень общее, однозначное и метафизическое  - значительное несоответствие прогресса высших психических функций общепринятым возрастным нормам в данной культурной группе.
     Это очень важно, общепринятые возрастные нормы в данной культурной группе, - не получится объективно сравнить сущность и темпы психического развития у ребенка, который родился и вырос в европейской профессорской семье, и ребенка из джунглей острова Минданао.

    Для многих это покажется открытием, но сама по себе, задержка психического развития не  считается психическим, и тем более, медицинским расстройством, но, также, она не может быть причислена к индивидуальным особенностям развития.

     Сущность и темпы психического развития у ребенка определяются гармонией созревания – единство согласованного и соразмерного  формирования всего регистра интеллектуальных и духовных функций в каждом возрастном периоде. Таким образом, гармоничное развитие ребенка характеризуется точным, слаженным соответствием психических способностей (когнитивная, эмоционально-волевая и коммуникативная сферы) тем проблемам, которые решает ребенок в процессе своего роста.

     Важной характеристикой психического развития ребенка являются познавательные (когнитивные) функции центральной нервной системы, которые необходимы для комплексного использования внешней информации (прием, опознание (гнозис, греч. gnosis - знание), изучением, осознание, понимание речи, анализ, переработка, запоминание, применение полученных данных): восприятие, ориентация, мышление, счет, воображение, внимание, память и другие способности.

     Еще одним существенным показателем  психического развития ребенка служит формирование регулятивных функций центральной нервной системы: мотивация, алгоритмы целеполагания и замыслы, планирование и прогноз, создание проекта и программы,  дисциплина и самоисправление, динамическое наблюдение и контроль - итоговое решение проблемы. Функция планирования и контроля высшей психической деятельности в получении опыта и знаний, формирования навыков и умений определяется волевой регуляцией поведения.
     Волевая регуляция поведения ребенка очень зависит его возраста и генетических особенностей, и немного, от его принадлежности к данной культурной группе.
     Не всегда обучение приносит положительные эмоции и удовольствие, в каждом конкретном случае (например, убрать свои игрушки, написать диктант, выучить стихотворение и т.д.), сначала определяется цель и мотивы, далее формируется план действий, затем включается концентрация внимания и волевое усилие (без труда не вытащишь …). Далее развивается состояние внутренней мобилизации и самопреодоления, при явном дефиците положительных эмоций в момент усилия (очень нужно, но совсем не хочется …), в итоге, дело может быть сделано!
     Волевая регуляция поведения ребенка характеризуется способностью к длительному или кратковременному напряжению для получения намеченного результата, возможностью адекватно контролировать свое поведение, усмирять свои эмоции и мысли, обязательностью, организованностью и дисциплинированностью.

     Следующим  немаловажным аспектом психического развития ребенка представляется психомоторика – умение действовать (праксис, греч. praxis - действие), реализация целенаправленных движений, психомоторная координация, функция передачи информации и развитие активной речи.  Произвольные движения, в данном случае, составляют следствие или итог определенных познавательных и регулятивных процессов.

     И последним, краеугольным, камнем в основе психического развития ребенка лежит созревание эмоционально-коммуникативной сферы.
     Эмоция (франц. emotion, лат. emoveo — потрясаю, волную) – субъективная реакция душевного переживания в ходе чувственной оценки возможной или реальной проблемы, явления или события. Эмоциональные реакции бывают положительные и отрицательные, очень часто образующие у человека сложный клубок чувств: наслаждение, удовлетворение, утешение, ликование, восторг, веселье, блаженство, уныние, досада, раздражение, протест, печаль, тоска, скука, страх, ярость, тревога и т.д.
     У ребенка с каждым годом количество и сложность эмоций значительно увеличивается, умение анализировать, и контролировать свои чувства растет.

     Тесно связан с развитием эмоциональной сферы талант коммуникации -  личностные качества, определяющие легкость контактов и результат общения с другими людьми. Умение и навыки общения включают в себя много факторов: готовность и стремление установить связь с другим человеком; взаимопонимание и сопереживание; способность говорить и слушать, использовать жесты, разрешать разногласия и споры; осведомленность о принципах общения в данной культурной группе и т.д.

     В итоге, в сложных случаях, лишь длительное наблюдение в динамике показывает, если прогресса нет, или крайне маловероятно заметное улучшение высших психических функций, в особенности у детей школьного возраста, значит следствием задержки психического развития можно достоверно предположить наличие умственной отсталости. При этом, главным критерием умственной отсталости является дефицит интеллекта в раннем возрасте, нарушающий социальную адаптацию и познавательное развитие, порождающий общежитейские, обыденные проблемы, вызывающий сложности в обыкновенной, бытовой реальности.
   
     •    Что такое дефицит интеллекта (субнормальный интеллект)?
          -    это функции интеллекта значительно ниже среднего (в индивидуальном тестировании IQ больше двух стандартных отклонений по интеллектуальным шкалам – Стэнфорд-Бине и Векслера), по другому, показатели  IQ ниже 70 пунктов (подро см раздел…)

     •    Что такое расстройство социальной адаптации?

          -    это расстройство приспособления и равновесия между человека и окружающей социальной средой, недостаток социальных знаний и опыта, с учетом возраста ребенка - трудности самообслуживания и домашней жизни, сложности самоконтроля и волевой регуляции, отсутствие гарантий собственной безопасности,  проблемы с учебой и другой познавательной деятельностью, неумение общаться и находиться в коллективе, дефицит навыков межличностных отношений и т.д.



Задержка психического развития это притормаживание или относительно более медленные темпы развития, которые проявляются не удовлетворительным объемом знаний и навыков, интеллектуальной и личностной незрелости. Уровень развития, в том числе интересы, желания, поведение ребенка, в общем, характерен для ребенка более младшего возраста. В большинстве случаев, задержке психического развития сопутствует замедление речевого развития
Частые причины задержки психического развития:

  • Раннее органическое поражение центральной нервной системы ребенка (первые годы жизни), связанное с патологией беременности и родов, инфекциями и травмами
  • Нарушение центральной нервной системы ребенка связанное с тяжелыми хроническими соматическими заболеваниями;
  • Неправильное воспитание (см. Педагогическая запущенность).

Нередко имеет место совмещение нескольких причин: раннее органическое поражение центральной нервной системы или тяжелое соматическое заболевание  требуют от родителей значительно больших усилий и терпения в процессе воспитания и обучения такого малыша

Дети с задержкой психического развития хорошо обучаемы, и при условии  своевременного получения необходимой психолого-педагогической и медицинской помощи, обычно, со временем могут догнать своих нормально развивающихся сверстников.

Педагогическая запущенность – недостаточность имеющихся у ребенка запасов знаний и навыков, сформировавшаяся в результате использования неадекватных подходов в его воспитании и обучении. При этом ребенок может воспитываться в условиях хронического дефицита развивающего общения со взрослыми, либо используемые педагогические методы неадекватны возрастным особенностям ребенка (так как фактически рассчитаны на ребенка более старшего или более младшего возраста). При нормализации условий жизни и воспитания ребенка возможна полная компенсация проявлений педагогической запущенности.

Возрастные кризисы – периоды в развитии ребенка, характеризующиеся резкими качественными психологическими изменениями. Изменения связаны с переходом на новую ступень развития: возрастают физические и/или психологические возможности ребенка, он делает большой, принципиально важный шаг к взрослению. При этом в силу внезапности этих перемен новые возможности ребенка вступают в противоречие с уже сложившейся системой взаимоотношений ребенка с взрослыми, которые, как правило, не успевают достаточно быстро перестроиться. Это приводит к типичным для кризиса поведенческим проявлениям: капризности, упрямству, агрессии ребенка, которые проявляются преимущественно при общении с взрослыми.

Возрастные кризисы являются неотъемлемой чертой нормального хода психического развития. Выделяют кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый кризис (в принятых названиях кризисов обозначен условный средний возраст их наступления). Острота их проявлений может сильно варьировать, но большинство детей в критическом возрасте становятся более сложными в общении относительно самих себя в межкризисные периоды постепенного развития. Поведенческие проявления кризиса уходят по мере формирования новой, более приемлемой системы социальных взаимоотношений ребенка.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное, системное расстройство речевого развития, затрагивающее как звуковую (фонетическую) сторону речи, так и смысловую (лексическую, грамматическую). Таким образом, для ребенка с ОНР характерны множественные нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, трудности при использовании грамматических языковых форм, трудности построения развернутых высказываний. При этом понимание обращенной речи значительно превосходит возможности ребенка в формировании собственных высказываний. Интеллектуальное развитие детей с ОНР  может соответствовать возрастной норме.
Выделяют три уровня ОНР:

  • ОНР первого уровня: речь практически отсутствует, представлена отдельными лепетными словами («би-би» и т.п.) и звукоподражаниями.
  • ОНР второго уровня: использование искаженных общеупотребительных слов.
  • ОНР третьего уровня: развернутая фразовая речь с отдельными лексико-грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата. Как правило, при этом нарушение звукопроизношения распространяется только на отдельные звуки («р») или их группы («свистящие», «шипящие»).

Дизартрия – нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата (т.е. неполноценным функционированием нервов, обеспечивающих связь центральной нервной системы и речевого аппарата). Речь ребенка неразборчивая («каша во рту»), сбивчивая, интонационно бедная или искаженная.

Алалия - полное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет) или значительное нарушение ее развития при нормальном физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением структур головного мозга во внутриутробном развитии ребенка или в первые годы его жизни.

Дисграфия - частичное специфическое нарушение письма, проявляющееся в стойких  ошибках, среди которых можно выделить следующие типы: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы. Дисграфия как правило является следствием отклонений в речевом развитии ребенка, а также недостаточной сформированности отдельных познавательных процессов. В некоторых случаях формирование дисграфии может провоцироваться использованием неадекватных методов обучения письму.

Дислексия - частичное специфическое нарушение чтения, обусловленное несформированностью или нарушением высших психических функций (речевых функций, зрительно-пространственного восприятия и других) и проявляющееся в стойких ошибках определенного характера.

ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ