☼ "Аутизм и расстройства аутичного спектра"
☼ "Детская неврология, психология, психиатрия"
☼ Живое общение, присоединяйтесь! *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов
НОРМЫ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ (приблизительные ориентиры)
А |
Н |
Ранний неонатальный период |
А |
Н |
4 недели и младше |
А |
Н |
8 недель |
1. Ориентация |
||||||||
|
|
|
|
|
Подвешенное кольцо, погремушка: замечает только на линии зрения (8 нед.) |
|
|
Подвешенное кольцо: замечает и вне линии зрения (12 нед.) |
|
|
|
|
|
Подвешенное кольцо: прослеживает до границы поля зрения |
|
|
Подвешенное кольцо: реагирует на руку исследователя |
|
|
|
|
|
Погремушка: сразу теряет вложенную в руку погремушку (8 нед.) |
|
|
Погремушка: держит дольше, чем раньше |
|
|
|
|
|
Звон колокольчика: прислушивается, снижает двигательную активность (24 нед.) |
|
|
Колокольчик: ответ мимикой (24 нед.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Подвешенное кольцо: следит дальше границ поля зрения |
2. грубая моторика |
||||||||
|
|
|
|
|
Положение лёжа на спине: преобладает поворот головы вбок (16 нед.) |
|
|
Сидение: при присаживании поднимает голову (16 нед.) |
|
|
|
|
|
Положение лёжа на спине: шейно-тонический рефлекс (16 нед.) |
|
|
При поддержке под живот: на весу удерживает голову |
|
|
|
|
|
Положение лёжа на спине: поэтапное поворачивание на бок (8 нед.) |
|
|
Положение лежа на животе: голова в срединном положении |
|
|
|
|
|
Присаживание за руки: значительное или заметное отклонение головы назад |
|
|
Положение лежа на животе: поднимает голову на 45° от горизонтальной поверхности, коротко |
|
|
|
|
|
Сидение: голова падает (8 нед.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
При поддержке под живот: на весу не удерживает голову |
|
|
|
|
|
|
|
|
Положение лёжа на животе: лёгкий поворот головы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Положение лёжа на животе: попытки поднять голову |
|
|
|
|
|
|
|
|
Положение лёжа на животе: ползающие движения (8 нед.) |
|
|
|
3. РЕЧЬ |
||||||||
|
|
|
|
|
Выражение лица: спокойное (8 нед.) |
|
|
Выражение лица: улыбка |
|
|
|
|
|
Выражение лица: неопределённый ответ мимикой на внешние раздражители |
|
|
Выражение лица: настораживается |
|
|
|
|
|
Произнесение звуков: при спокойном бодрствовании слабая непродолжительная вокализация |
|
|
Произнесение звуков: простые гласные: "а" "э", "о" (36 нед.) |
4. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ |
||||||||
|
|
|
|
|
Фиксирует внимание на лице исследователя, снижает двигательную активность (6 нед.) |
|
|
Социальный ответ: мимикой |
|
|
|
|
|
Положение лёжа на спине: внимательно изучает окружающее |
|
|
Положение лёжа на спине: следит за движущимся человеком |
|
|
|
|
|
Кормление: 2 ночных кормления |
|
|
Положение лёжа на спине: фиксирует внимание на исследователе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Кормление: 1 ночное кормление |
А |
Н |
12 недель |
А |
Н |
16 недель |
А |
Н |
20 недель |
1. Ориентация |
||||||||
|
|
Подвешенное кольцо: замечает преимущественно по срединной линии |
|
|
Подвешенное кольцо, погремушка: сразу же замечает. |
|
|
Погремушка, колокольчик: приближаются обе руки (28недель) |
|
|
Подвешенное кольцо: следит в пределах 180° |
|
|
Подвешенное кольцо, погремушка: активизация движений рук (24 нед.) |
|
|
Погремушка, подвешенное кольцо: схватывается, если рядом с рукой. |
|
|
Погремушка: рассматривает в руке |
|
|
Подвешенное кольцо, погремушка: замечает в руках |
|
|
Погремушка: следит глазами за упавшей погремушкой |
|
|
Кубик, чашка: более длительная реакция |
|
|
Подвешенное кольцо, погремушка: подносит ко рту |
|
|
Кубик: держит один, реагирует на другой |
|
|
|
|
|
Подвешенное кольцо, погремушка: перекладывает в другую руку по средней линии (28 нед.) |
|
|
Несколько кубиков: схватывает один при дотрагивании (24 нед.) |
|
|
|
|
|
Крышка стола: смотрит вниз на крышку стола или на руки |
|
|
|
|
|
|
|
|
Кубик, чашка: переводит взгляд с объекта на руки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Пилюля: реагирует повторно |
|
|
|
2. грубая моторика |
||||||||
|
|
Супинация: голова в основном несколько повернута в сторону (шейно-тонич. рефлекс) - (16 нед.) |
|
|
Супинация: преимущественно в среднее положение головы. |
|
|
Вытягивание: в положение сидя, голова не падает |
|
|
Сидение: голова наклонена вперед, падает (16 нед.) |
|
|
Супинация: симметричное положение конечностей |
|
|
Сидение: шея выпрямлена, голова не падает. |
|
|
Супинация: срединное положение головы и симметричное положение конечностей. |
|
|
Супинация: играет руками (24 нед) |
|
|
Пронация: руки разогнуты |
|
|
Стояние: короткий момент устойчивости |
|
|
Сидение: голова устойчива, наклон корпуса вперед (20 нед.) |
|
|
|
|
|
Стояние: поднимает ноги (28 нед.) |
|
|
Пронация: голова в зоне 3 устойчива |
|
|
|
|
|
Пронация: голова в зоне 2, устойчиво. |
|
|
Пронация: ноги разогнуты или полусогнуты (20 нед.) |
|
|
|
|
|
Пронация: опора на предплечья (20 нед.) |
|
|
Пронация: на грани переворота (20 нед.) |
|
|
|
|
|
Пронация: бедра низко, ноги согнуты |
|
|
|
|
|
|
3. ТОНКАЯ МОТОРИКА |
||||||||
|
|
Супинация: кисти разогнуты или слегка согнуты |
|
|
Повешенное кольцо: удерживает |
|
|
Пронация: крышка стола, царапает поверхность (28 нед.) |
|
|
Погремушка: активные движения рук |
|
|
Супинация: движения пальцами, царапается, сжимает. |
|
|
Кубики: случайно захватывает (24 нед.) |
|
|
Чашка: дотрагивается |
|
|
|
|
|
|
4. РЕЧЬ |
||||||||
|
|
Произнесение звуков: гуление (36 нед.) |
|
|
Выражение лица: возбуждение, тяжелое дыхание |
|
|
Произнесение звуков: визжит |
|
|
Произнесение звуков: радостно смеётся |
|
|
Произнесение звуков: громко смеется. |
|
|
|
|
|
Социальная реакция: социальный ответ звуками. |
|
|
|
|
|
|
5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ |
||||||||
|
|
Социальная реакция: ответ звуками |
|
|
Социальная реакция: спонтанная социальная улыбка |
|
|
Социальная реакция: улыбается зеркальному изображению. |
|
|
Супинация: преимущественно реагирует на исследователя |
|
|
Социальная реакция: при вытягивании в положение сидя произносит звуки или улыбается (24 нед) |
|
|
Кормление: похлопывает бутылочку обеими руками |
|
|
Игра: реагирует на движение рук (16 нед.) |
|
|
Кормление: ожидание пищи при виде ее |
|
|
|
|
|
Игра: тянет за одежду (24 нед) |
|
|
Игра: сидит с поддержкой 10-15 мин (40 нед.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Игра: играет руками |
|
|
|
|
|
|
|
|
Игра: натягивает одежду на лицо (24 нед.) |
|
|
|
А |
Н |
24 недели |
А |
Н |
28 недель |
А |
Н |
32 недели |
1. ОРИЕНТАЦИЯ |
||||||||
|
|
Кольцо, кубик, погремушка, колокольчик: тянется и схватывает |
|
|
Погремушка, колокольчик: тянется одной рукой и схватывает |
|
|
Кубик: схватывает второй кубик |
|
|
Погремушка: точно прослеживает за упавшей |
|
|
Несколько кубиков: держит один, хватает другой |
|
|
Кубик: удерживает два кубика, когда подают третий |
|
|
Кубик: немедленно замечает третий |
|
|
Несколько кубиков: держит два более длительно |
|
|
Кубик: держит долго 2 кубика |
|
|
Кубик, колокольчик: подносит ко рту (18 нед.) |
|
|
Колокольчик: ударяет им. |
|
|
Кубик-чашка: держит кубик, замечает чашку (36 нед.) |
|
|
Кубик: схватывает упавший кубик |
|
|
Погремушка: трясёт ею с целью, а не случайно |
|
|
Кольцо-шнурок: прочно держит кольцо |
|
|
Несколько кубиков: держит один, тянется за другим (28 нед.) |
|
|
Кольцо, кубик: перекладывает из руки в руку |
|
|
|
|
|
|
|
|
Колокольчик: правильно перекладывает, руки не сцепляются |
|
|
|
|
|
|
|
|
Колокольчик: удерживает, не теряет, когда трясёт им, облизывает |
|
|
|
2. ГРУБАЯ МОТОРИКА |
||||||||
|
|
Положение на спине: высоко поднимает разогнутые ноги |
|
|
Положение на спине: поднимает голову (40 нед.) |
|
|
Сидение: в течение Г прямо, неустойчиво (36 нед) |
|
|
Положение на спине: переворачивается на живот |
|
|
Сидение: недолго, наклон вперёд на руки (32 нед.) |
|
|
Стояние: коротко удерживается при поддержке за руки (36 нед.) |
|
|
Вытягивание в положение сидя: поднимает голову, подтягивается (40 нед) |
|
|
Сидение: на мгновение выпрямляется |
|
|
Положение на животе: вертится (40 нед.) |
|
|
Сидение на стульчике: туловище выпрямлено (36 нед.) |
|
|
Стояние: фиксирует значительную часть веса (32 нед.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Стояние: при поддержке разгибает колени вновь и вновь (36 нед.) |
|
|
|
3. ТОНКАЯ МОТОРИКА |
||||||||
|
|
Кубик: схватывает всей ладонью, удерживает предмет в центре ладони, обхватив его пальцами (36 нед) |
|
|
Кубик: захват предмета всей ладонью, но с противопоставлением большого пальца (36 нед.) |
|
|
Пилюли: лучевое схватывание (36 нед.) |
|
|
Погремушка: удерживает при манипуляциях |
|
|
Пилюли: тянется всей рукой, успешно дотрагивается (32 нед.) |
|
|
Пилюли: безуспешное схватывание по типу ножниц (36 нед.) |
4. РЕЧЬ |
||||||||
|
|
Звон колокольчика: поворачивает голову |
|
|
Произнесение звуков: "м-м-м" (плач) (40 нед.) |
|
|
Произнесение звуков: одинаковые созвучия типа "ба", "да", "ка" |
|
|
Произнесение звуков: хрюканье, рычание, ворчание (36 нед.) |
|
|
Произнесение звуков: осмысленные многосложные гласные звуки (36 нед.) |
|
|
|
|
|
Произнесение звуков: произносит звуки, призывая окружающих к общению, «говорит» с игрушками. |
|
|
|
|
|
|
5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ |
||||||||
|
|
Социальная реакция: различает своих и чужих |
|
|
Кормление: хорошо берёт твёрдую пищу |
|
|
Игра: кусает, грызёт игрушки |
|
|
Игра: в положении на спине захватывает ноги (36 нед.) |
|
|
Игра: в положении на спине подносит ноги ко рту (36 нед.) |
|
|
Игра: упорно тянется к тем игрушкам, которые не может достать (40 нед.) |
|
|
Игра: сидит с поддержкой в течение 30 минут (40 нед.) |
|
|
Зеркало: тянется, похлопывает своё отражение |
|
|
Кольцо-шнурок: настойчиво пытается захватить шнурок |
|
|
Зеркало: улыбается отражению и произносит звуки. |
|
|
Кольцо-шнурок: суетится, если не получается схватить, прекращает попытки. |
|
|
|
А |
Н |
36 недель |
А |
Н |
40 недель |
А |
Н |
44 недели |
1. ОРИЕНТАЦИЯ |
||||||||
|
|
Кубики: схватывает третий кубик (40 нед) |
|
|
Кубик: сравнивает кубики (15 мес.) |
|
|
Чашка-кубик: вынимает кубик из чашки |
|
|
Кубики: ударяет, толкает кубик о кубик (15 мес.) |
|
|
Чашка-кубик: ощупывает кубик в чашке (44 нед.) |
|
|
Чашка-кубик: помещает кубик в чашку, но не отпускает его (после демонстрации) (52 нед.) |
|
|
Чашка-кубик: подносит кубик к чашке (44 нед.) |
|
|
Пилюля: приближается указательным пальцем. |
|
|
Пилюля в бутылочке: указывает на пилюлю через стекло (18 мес.) |
|
|
Пилюли и бутылочка: сначала тянется к бутылочке (40 нед.) |
|
|
Пилюли и бутылочка: сначала тянется к пилюле. |
|
|
Кольцо-шнурок: сначала тянется к шнурку |
|
|
Кольцо-шнурок: манипулирует со шнурком. |
|
|
Пилюли и бутылочка: схватывает пилюлю |
|
|
Колокольчик: замечает и пытается потрогать, достать "язычок" |
|
|
|
|
|
Пилюля в бутылочке: реагирует на пилюлю, когда она выпадает наружу. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Колокольчик: схватывает за ручку. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Колокольчик: раскачивает и ударяет. |
|
|
|
2. ГРУБАЯ МОТОРИКА |
||||||||
|
|
Сидение: на 10 минут больше, чем раньше, устойчиво. |
|
|
Сидение: неопределенно, устойчиво. |
|
|
Стояние: держится за перила, поднимает и передвигает ноги (48 нед.) |
|
|
Сидение: наклоняется вперед и снова выпрямляется. |
|
|
Сидение: переходит в положение на животе. |
|
|
|
|
|
Стояние: держится за перила, фиксирует полный вес (48 нед.) |
|
|
Стояние: встает на ноги с помощью перил (15 мес.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Положение на животе: ползет (15 мес.) |
|
|
|
3. ТОНКАЯ МОТОРИКА |
||||||||
|
|
Кубик: лучевое пальцевое схватывание |
|
|
Кубик: неловко выпускает (15 мес.) |
|
|
Колокольчик: схватывает за кончик ручки |
|
|
Пилюли: цепкое клешневое схватывание (40 нед.) |
|
|
Пилюля: схватывает обязательно |
|
|
|
|
|
|
|
|
Пилюля: нижнее пинцетное схватывание (48 нед.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Кольцо-шнурок: легко защипывает шнурок |
|
|
|
4. РЕЧЬ |
||||||||
|
|
Произнесение звуков: «да-да» или что-то короткое |
|
|
Словарь: «па-па», «ма-ма» со значением. |
|
|
|
|
|
Произнесение звуков: имитирует звуки. |
|
|
Словарь: 1 «слово». |
|
|
|
|
|
Понимание речи: отзывается на имя, понимает «нет». |
|
|
Понимание речи: понимает, отвечает, на «до свиданья», играет в «ладушки», «козу» и т.д. |
|
|
|
5.СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ |
||||||||
|
|
Кормление: держит бутылочку с пищей (15 мес.) |
|
|
Социализация: машет рукой "до свиданья", играет в «ладушки". |
|
|
Социализация: протягивает игрушку другому человеку, не отпуская ее из своих рук. (52 нед.) |
|
|
Кормление: сам ест печенье |
|
|
|
|
|
Кормление: иногда пьет молоко из чашки (15 мес.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Зеркало: дотрагивается до изображения мячика в зеркале. (52 нед) |
А |
Н |
48 недель |
А |
Н |
52 недели |
А |
Н |
56 недель |
1. ОРИЕНТАЦИЯ |
||||||||
|
|
Кубик: последовательная игра с несколькими кубиками (перекладывание по очереди) (48 мес.) |
|
|
Кубик: (демонстрация) пытается построить башню, она падает (15 мес.) |
|
|
Чашка-кубик: (без демонстрации) 1 кубик в чашке. |
|
|
Пилюли и бутылочка: берет только пилюлю (52 нед.) |
|
|
Чашка-кубик: (демонстрация) выпускает 1 кубик в чашку (56 нед) |
|
|
Рисование: подражая, энергично скребет (18 мес.) |
|
|
Доска с формами: легко вынимает круглый блок. |
|
|
Пилюли и бутылочка: пытается запихнуть пилюлю, выпускает, попытки неудачны (15 мес.) |
|
|
Доска с формами: (демонстрация) вставляет круглый блок(15 мес.) |
|
|
|
|
|
Кольцо-шнурок: подвешивает кольцо на шнурке. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Доска с формами: ищет глазами круглую дырку (56 нед) |
|
|
|
2. ГРУБАЯ МОТОРИКА |
||||||||
|
|
Сидение: поворачивается. |
|
|
Прогулка: необходима поддержка за 1 руку (15 мес.) |
|
|
Стояние: один, но коротко (15 мес.) |
|
|
Стояние: переступает с помощью перил (15 мес.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Прогулка: необходима поддержка за обе руки (52 нед.) |
|
|
|
|
|
|
3. ТОНКАЯ МОТОРИКА |
||||||||
|
|
Пилюля: точное пинцетное схватывание |
|
|
|
|
|
Кубик: схватывает 2 в одну руку |
4. РЕЧЬ |
||||||||
|
|
|
|
|
Словарь: 2 слова (кроме «мама», «папа») |
|
|
Словарь: 3-4 слова. |
|
|
|
|
|
Понимание речи: дает игрушку на просьбу или жест. |
|
|
Произнесение звуков: начинающийся жаргон(15 мес.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Понимание речи: дает несколько предметов по названию. |
5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ |
||||||||
|
|
Игра: игрушки у боковых перил (15 мес.) |
|
|
Зеркало: предлагает мяч зеркальному изображению. |
|
|
Мяч: легонько толкает по направлению к исследователю. |
|
|
Игра: игра на плоской поверхности (15 мес.) |
|
|
Одевание: помогает в одевании (48 нед.) |
|
|
|
ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ