ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ

Территория здоровых нервов!
Врачебная информация для родителей
Внимание, полезные каналы и чаты в Телеграм (там всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь, просто наберите в поиске мессенджера - @nevrolog, @nervos, @nervokid)

☼ "Аутизм и расстройства аутичного спектра"

☼ "Детская неврология, психология, психиатрия"

☼ Живое общение, присоединяйтесь!  *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов

ТРЕВОЖНЫЕ РАССТРОЙСТВА И СТРАХИ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ (1)

Тревога, страх – что более опасно?
тревожный страх иль страшное волнение?
Когда угроза страха столь неясна,
А неизвестность вызывает напряжение…


Что еще хуже: угрожающий ужас, или ужасная угроза

Страшно!      В жизни каждого ребенка обязательно встречаются огорчения и беспокойства, любой ребенок периодически испытывает определенные тревоги и страхи, и это в порядке вещей. Страхи являются вполне нормальной реакцией организма на внешнюю угрозу.
Такие отрицательные эмоции, в итоге, являются частью механизма правильной адаптации человека, и оказываются весьма полезными. Такие страхи играют охранительную роль, и предупреждают возможные опасные поступки и события (например, страх высоты может предотвратить падение, у ребенка страх чужого человека – похищение, легкая кратковременная  тревога перед экзаменом повышает мотивацию подготовки и улучшает концентрацию внимания и т.д.)
      Но, тревожные расстройства, это совсем другое. Из самого названия следует, что это нарушения, проявляющиеся выраженной, чрезмерной, и самое главное, постоянной тревогой. Такая тревога относится к отрицательным эмоциям, связанным  с продолжительным внутренним напряжением, характеризующимся непрерывным ожиданием возможных жизненных огорчений, неудач и опасностей.
      Еще совсем недавно специалисты довольно легко относились к тревожным расстройствам в детском возрасте, уверенно доказывая слабость, неустойчивость, эфемерность и безболезненность детских тревог и страхов. Но, оказалось, что более половины взрослых, страдающих разнообразными тревожными и фобическими расстройствами, первые симптомы своего заболевания отмечали еще в глубоком детстве!
      В настоящее время, с помощью объемных и достоверных исследований,  уже точно доказано: тревожно-фобическое расстройство в детском возрасте значительно увеличивает вероятность развития тревожных и других похожих эмоциональных расстройств у взрослых.
      Тревога всегда инородна и некомфортна, не адаптивна и постоянна, своей неопределённостью она приносит ребенку внутренние страдания, она всегда вызвана внешними объектами или ситуациями, с позиции здравого смысла, не относящимися к настоящей опасности.
      Тревожное расстройство – великий мастер маскировки! Обычно для тревожного расстройства характерно наличие значительных страхов, мышечного напряжения и вегетативных реакций. Коварство хронической тревоги заключается в том, что она сначала практически неуловима, нередко развивается очень скрытно, не сразу нарушает адаптацию ребенка, не затрагивает оценку реальности, и часто прячется под маской других болезней и проблем.
      Многие детские врачи, педагоги, родители и даже некоторые психологи порой недооценивают ведущую роль тревоги в происхождении эследующих  неприятностей: нарушение поведения, аппетита и сна, проблемы обучения и  дефицит внимания, страхи, тики и навязчивости; раздражительность, утомляемость и вялость, головные боли и головокружение, обмороки, метеозависимость, повышенная потливость, тошнота; ощущения жара или озноба, внутренней дрожи и пульсации, кома в горле, тяжести в груди; чувство удушья, одышка, онемение и покалывания в руках и ногах, сердцебиения, учащенный пульс, дискомфорт и боли в сердце, колебания артериального давления; красные пятна на лице и шее, холодные руки и ноги, боли и урчание в животе, нарушение стула и мочеиспускания. Это далеко неполный список элементов тревожного расстройства…

Любая информация, любые средства связи,
могут стать источником вируса тревоги.
Он практически неуничтожим, моментально
переносится на громадные расстояния,
особенно от родителей к ребенку.

     Страхи и тревога неразрывно связаны друг с другом, у детей (да и у взрослых) иногда очень трудно отделить одно от другого, каждый человек имеет свою, оригинальную, внутреннюю картину переживаний, где тесно сплетаются угрызения совести, греховность, стеснение и замешательство, предвидение неудачи, печаль, ощущения вины и стыда. Но все-таки, страхи, главным образом, имеют четко очерченную, легко определяемую причину опасности, а источник тревоги часто не определён и неуловим, тревогу нельзя осознать, проанализировать, и полностью объяснить с использованием здравого смысла.

     Страх формируется сразу, ярко и быстро, в момент осознания реальной опасности, непосредственно перед возможным угрожающим событием или во время него; для рождения тревоги настоящие опасности не нужны, достаточно, всего лишь тревожных особенностей личности и слабеньких намеков на очень далекие, будущие опасности. Тревога развивается авансом, неосознанно, постепенно и тайно, как вирус иммунодефицита, заблаговременно предвосхищая виртуальные угрозы, медленно захватывая и разрушая многие сферы человеческой жизни. В дальнейшем, оказывается, что даже понимание нереальности и бессмысленности своих опасений, осознание фантастичности угрозы, оценка поведения других людей в аналогичных ситуациях, не приводят к исчезновению страхов и ослаблению тревоги, осознанный, логический контроль тревожного напряжения невозможен, здравый смысл не работает. Сама мысль о возможности попадания в психотравмирующую ситуацию, лишь ожидание или тонкий намек на вероятность встречи с объектом страха, могут легко спровоцировать реакцию тревоги. Сила страхов и тревоги встречается разная: от легкого волнения и напряжения до безраздельного ужаса и паники, при этом, напряженность тревоги  совсем не зависит от степени опасности события или внешней угрозы.

      Тревожные расстройства характеризуются   высокой степенью сочетания, совмещения и взаимопроникновения друг в друга нескольких вариантов и типов тревоги, так называемая  коморбидность и мультиморбидность (лат.  со - вместе, multi – много,  morbus - болезнь). Например,  тревожное расстройство у детей, вызванное разлукой, успешно соседствует и подпитывается разнообразными изолированными страхами (фобиями), а социальное тревожное расстройство детского возраста прорастает в генерализованное тревожное расстройство,  которое, в свою очередь, приводит, в конце концов, к формированию панических атак.
Практически, все тревожные и фобические расстройства порождают уклонение от возможных психотравмирующих ситуаций, приводят к насильственному избеганию объектов страха и тревоги, что часто является главной причиной дальнейшего расстройства социальной адаптации.  И легкие тревожные расстройства бывают порой, не так безобидны, как кажется,  на первый взгляд, - они почти всегда имеют в своем составе отрицательные эмоции (внутреннее ощущение вины и досады, уныние,  печаль, раздражительность, гневливость). Зачастую, «подругой» тревоги и страхов нередко становится депрессия, плохое настроение усиливает тревогу, а страхи  и тревожность служат отличной стартовой площадкой для развития депрессивной реакции.