ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ

ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ

Подписывайтесь на канал *ТЕЛЕГРАМ ТАМ! или наберите в поиске мессенджера "телеграм" - nervos

☼ Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Необходимая информация для родителей из первых рук, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла


А ВЫ это знали?? «Среди дошкольников психические аномалии развития - 60% от общего числа учащихся, у школьников – 70-80%», – из выступления директора Центра психиатрии и наркологии им. Сербского Зураба Кекелидзе на пресс-конференции, посвященной Всемирному дню психического здоровья 9 октября 2015г. (ТАСС и РИА Новости)

РАННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - ЭТО ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО? (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)

часть вторая>>>                                                               Статейка не клиповая, много слов, - кому необходимо, придется читать вдумчиво.
Кто много читать не умеет, или не любит, или достаточным временем не обладает,
- внизу абстракт.


Раннее развитие ребенка (РДР) – это хорошо или плохо?

      Вы, лично «за», или «против»? Нужно ли заниматься ранним развитием ребенка (РДР), и как это делать?
Любой детский врач на приеме обязательно  получает пулеметную очередь вопросов  такого типа  с пугающей частотой, и каждый детский невролог во время консультаций касается этой темы несколько раз в час. В нашей стране, особенно в 21 век, у родителей это стало сверхценной идеей. Три малышковых кита, три проблемы, которые, практически всегда, всегда обсуждаются на приеме детского невролога: сон, поведение и, конечно же, на первом месте! – та-дам…Раннее развитие!

      Вот самые типичные (реальные!) вопросы мам с идефикс
"ранние развитие":
      - Как сделать, чтобы мой ребенок вырос самым умным и самым спортивным?
      - В каком возрасте начинать посещать гимназию моей восьмимесячной Кристине?
      - Не очень опоздали ли мы с моим годовалым Ванечкой с поступлением в гимназию?
      - Мне кажется, 25-30 часов занятий в неделю по методикам Масару Ибука и Макото Шичида будет маловато для моего Руслана, ему уже скоро три года!
      - А может Вы приверженец методики Монтессори-Домана, или вам больше нравиться система развития Зайцева-Никитина?
      - Возможно, вы сторонник Вальдорфской школы, и вас привлекают палочки Кюизенера и блоки Дьенеша?
      - И наконец, самый важный, - контрольный вопрос в голову!
      - Моему Васе в июле исполняется пять лет, посоветуйте лучшую спецшколу, недалеко от нашего дома?
      Отвечу честно: совсем не привлекают меня эти палочки и блоки, и даже, какое «кощунство», я не являюсь «сторонником» системы Зайцева. Внимание! Никто не против развития ребенка, никто не пытается бороться с ранним развитием.
      Действительно, согласно современной науке, основные нейронные ансамбли головного мозга на 3/4 созревают и развиваются к трем-четырем годам, и к концу дошкольного возраста на 90%!  Кажется, какой ужас, мы теряем столько драгоценного времени! «Учиться! Учиться! Учиться!» – как завещал великий вождь! Как только вышли из роддома! Это гарантирует нашему ребенку успех в жизни, поступление в престижный институт, получение прекрасной работы и т.д. И в этом есть большая доля истины, но, не вся!
      Итак, несколько любопытных фактов. Еще в 1975 году было определено понятие информационного взрыва, - планетарное, обвальное нарастание скоростей потоков информации в человеческом мире. Вдумайтесь, в начале 21 века в течение пяти лет люди на земле принесли в мир информации немногим более, чем за всю предшествующую историю человечества! Сейчас, по разным оценка, каждый год, общее количество человеческой информации увеличивается на 40-50%. И сейчас, за один-два месяца обычный, взрослый человек принимает и «переваривает» в среднем столько же информации, сколько в течение все жизни обрабатывал информации человек семнадцатого - восемнадцатого века.
    Таким образом, обработка ребенком многочисленных, мощных потоков разнообразной информации в современном обществе, вероятно, жесткая, но реальная необходимость.
      Теперь, давайте уточним, что наука понимает под термином «Раннее развитие ребенка». Оказывается, речь идет в первую очередь о гармоничном и активном формировании физических и умственных способностей ребенка в первые три-четыре года. Таким образом,  раннее детское развитие есть, всего лишь, физиологический, оптимальный, всесторонне согласованный метаморфоз организма ребенка (глубокое преобразование всех  его систем и органов). К несчастью, большинство родителей вкладывают в понятие раннего развития РДР только иформационную составляющую, развитие высокого интеллекта
      Повторюсь, ранее развитие ребенка – это изобретение полезное и нужное, если
      - это процесс физиологический, оптимальный и гармоничный!
      - ребенок абсолютно здоров
      - программы РДР согласованы с детскими специалистами

      Естественно, у  медали под названием «Раннее развитие ребенка», как и у любой другой, есть две стороны, и мы на них сейчас посмотрим более внимательно...

Сначала, поговорим о плюсах... В защиту РДР!

      Каждый современный родитель много раз слышал, к примеру, от своих собственных родителей или бабушек с дедушками, - раньше так с детьми не занимались, нам было некогда, и ничего, вон какие замечательные люди получились, ничуть не хуже, а точнее, намного лучше среднего большинства…
      Эта ситуация ничего не напоминает?
 
      - А мой дедушка не занимался спортом, всю жизнь курил и пил, и благополучно дожил до 99 лет. - А если бы занимался спортом,  и не пил и не курил? - Сколько бы прожил?
      - А если ваша мама занималась бы с вами наилучшим образом? - Кем бы вы были сейчас?
      - Уточните, каковы основные объемы информации, который обрабатывает обычный ребенок начала 21 века? Как вы считаете, они больше или меньше информационных потоков, которые были 10 лет назад? 30 лет назад? (ответ см. выше)

      Как видим, развитие ребенком способностей оптимального анализа и конверсии информационного изобилия в нашей настоящей жизни  есть насущная, современная потребность. Использование методологии раннего детского развития это не сверхцель достижения будущей успешности ребенка, а не более чем, один из активов наилучшего личностного формирования, получение знаний и способностей правильной обработки окружающей информации, достижение интеллектуально-коммуникативной и эмоционально-волевой зрелости, умение решать сложные жизненные задачи и самостоятельно делать оптимальные выводы.

Еще о  плюсах раннего детского развития. Стандартные вопросы, возражения и ответы:

      - Может быть, мамой, которая использует методы РДР, двигают подсознательно другие, тщеславные цели? Вдруг, она за счет ребенка, лишая его счастливого детства, на самом деле, пытается претворить в жизнь свои собственные, порой ошибочные и  болезненные, жизненные идеалы и представления об успешности? Или это обычные амбиции, и ординарное честолюбивое желание «вырастить супермена, взысканного судьбою»?
      - Принимаем за аксиому следующую элементарную мысль: мама, которая занимается ранним развитием ребенка, желает счастья собственному дитя, проводит занятия исключительно в интересах ребенка, и только на основе его желаний и мотиваций, с обязательным, жестким наблюдением за работоспособностью и самочувствием ребенка, контролем объемов и переносимости занятий.

      - Раньше так с детьми не занимались, и ничего, посмотрите какие прекрасные личности выросли, многие лучше среднего большинства…
     - Здесь ответ простой, в жанре сослагательного наклонения: если бы у тех родителей были сегодняшние возможности и мотивы, и если бы, с теми детьми, занимались так, как занимаются многие родители сейчас, - мы бы, в самом деле, жили бы в другой стране.

    - Зачем тратить столько сил и времени на то, чему и так будут учить в садике и школе специалисты? Качество моей работы будет крайне низкое, у меня точно не выйдет так здорово, как у педагога? Смогу ли я найти столько времени и сил?

     - Общение только со специалистами (даже с самыми лучшими! пусть даже в индивидуальных занятиях!) не может быть предпочтительным вариантом нормального развития, правильное семейное воспитание и развитие являются обязательным и необходимым условием формирования гармоничного человека. Кроме того, тактично не будем уточнять особую сложность в нахождении наилучших специалистов, и стоимость их услуг в нашей стране. У мамы, которая захочет, точно все получится, и тогда ее занятия с ребенком заменить будет невозможно! Время и силы, точнее родительские возможности, у всех разные, - наверное, все будет зависеть от поставленных целей и мотивов. Кроме того, давно доказано, КПД родительских занятий с ребенком зависит не только, и даже не столько от количества использованных минут, сколько от детского и родительского удовольствия во время занятий, букета совместных эмоций и душевных напряжений. Скорее будет больше толку от получасового жизнерадостного занятия, чем от целого дня раздражительных и муторных  попыток «позаниматься».

     Еще одно важное «ЗА» РДР! К сожалению, до сих пор в нашем обществе существует огромное количество детей с ограниченными возможностями. Если показатели ребенка достоверно отстают от общепринятых, психобиологических, возрастных стандартов данного общества, в частности, в чувствительно-двигательной области, эмоционально-комуникативной и волевой сферах, когнитивно-речевом и социальном развитии, специалисты предполагают у такого ребенка задержку (ретардацию) развития.
      Убийственный аргумент за раннее развитие - дети с любой, доказанной (реальной!) задержкой психического, речевого и двигательного развития безальтернативно, при любых обстоятельствах, нуждаются в обязательном применении программ РДР. В зависимости  от степени задержки (легкая, средняя или тяжелая) и ее формы (частичная, изолированная, мозаичная, глобальная) выбирается программа развития ребенка.
    В этом случае, при наличие прямых показаний и врачебных рекомендаций по использованию программ раннего детского развития,  желательно соблюдать следующие простые правила:

      1.    Постоянно сохранять и поддерживать сильные мотивы в занятиях РДР. Быть упорным и сильным, выдержанным и непробиваемым (аки «танк или бульдозер на боевом или трудовом пути»), не ожидать всегда, безусловно скорых успехов  вашей работы
      2.    Иметь твердость в отстаивании своих взглядов, решимость в реализации своих планов, уметь общаться и договариваться с детскими спецалистами, и другими членами семьи (иногда, это очень трудно или почти невозможно!)
      3.    Обсудить с детскими специалистами и выбрать оптимальную тактику занятий по РДР (продолжительность занятий, частота, интенсивность, формы работы и т.д.) Одному ребенку на ближайший год нужна схема занятий с целой командой педагогов «примерно 24*7*365», другому достаточно 1-2 часов в неделю дополнительных занятий с любимой бабушкой).
      4.    Самостоятельно изучить, и постараться максимально понять основные идеи и принципы выбранных методик РДР, почитать в интернете отзывы, педантично оценить соотношение цены-качество предлагаемых программ (крайне актуальная задача в наше сложное время)
      5.    В любой момент времени помнить, что занятия РДР проводятся специально для ребенка, с целью реализации его интересов, соблюдая его желания и свободы. Обязателен постоянный контроль интенсивности и переносимости занятий, мониторинг самочувствия, настроения и трудоспосбности ученика.
      6.    Всегда учитывать интересы родителей и других членов семьи: душевные, энергетические, эмоциональные и материальные убытки в реализации программ РДР присутствуют очень часто. К сожалению, без качественного учета таких специфических  «плюсов и минусов» РДР, в итоге семья и ее отдельные члены несут значительные моральные и материальные потери. Важно помнить, если интенсивные занятия РДР приводят к дикой усталости и замученности мамы, если вследствии этого, она находится в постоянной тревоге, раздражении и депрессии, - терпят поражения практически все, ребенок и остальные части семьи. Нередко, такие семьи деформируются и ломаются. Еще раз, соблюдайте осторожность в практическом применении методик РДР! Пожалуйста, без фанатизма! Могут проиграть все!