ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ

ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ

☼ Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Необходимая информация для родителей из первых рук, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла




А ВЫ это знали?? «Среди дошкольников психические аномалии развития - 60% от общего числа учащихся, у школьников – 70-80%», – из выступления директора Центра психиатрии и наркологии им. Сербского Зураба Кекелидзе на пресс-конференции, посвященной Всемирному дню психического здоровья 9 октября 2015г. (ТАСС и РИА Новости)

ТРЕВОЖНЫЕ РАССТРОЙСТВА И СТРАХИ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ (3)




Изолированные и общественные страхи (специфические и социальные фобии)

Если страшно, исчезни на время …
 в крайнем случае, стань невидимым!

Советы бывалого малыша

    
Детские страхи встречаются на каждом углу, и, вроде бы, не считаются серьезной проблемой. Для каждого возраста характерны свои, типичные страхи:
•    в первые 2-3 года разлука, одиночество, чужие люди, белые халаты, неприятные звуки…
•    2-5 лет: животные, чудовища, монстры и сказочные персонажи, темнота, одиночество
•    в 6-8 лет добавляется страх смерти (своей, членов семьи), который в дальнейшем   трансформируется в страх болезней, войны, землетрясения, наводнения, пожара…
•    в школьном возрасте появляются общественные, публичные страхи (социальные фобии) – страх потери уважения, любви и своей ценности в глазах сверстников, страх несоответствия социальным ожиданиям взрослых (родителей, учителей, тренера и пр.); страх «попасть под прицел взглядов», ощутить внимание окружающих 
•    в старшем школьном возрасте, в периоде быстрого роста и полового созревания социальные страхи усиливаются, к ним добавляется боязнь потери контроля над своими чувствами и разумом, страх утраты своей самоидентичности.

      Страх начинает заслуживать внимания врачей, если он, очевидно, нарушает обычную жизнь ребенка, приводит к расстройству адаптации, приносит явные страдания.
      Такой живучий страх не имеет здравых, твердых аргументов, но обнаруживает себя бурной избыточностью и эффектной раздутостью, он всегда развивается в рамках определенной ситуации, при встрече с конкретным стимулом. Реакция ужаса и сильнейшей тревоги, вплоть до панической атаки возникает мгновенно, в момент появления объекта страха. Обычно, кроме малышей, в спокойном состоянии ребенок понимает преувеличенность, напрасность и беспочвенность своих страхов. Но, картина детской тревожной реакции может отличаться от взрослой: необъяснимые поначалу капризы, плач, истерики, приступы ярости и раздражения, озлобление и двигательное буйство, «прилипание» или вскарабкивание на взрослого, внезапное замирание и утихание, остолбенение.       При повторении данной ситуации возникает внутреннее напряжение, страшный дискомфорт и сильнейшая тревога, аналогичный страх развивается даже, только при одной мысли о возможности данного события, поведение ребенка направлено на уклонение от конкретной психотравмирующей ситуации, данные реакции отмечаются не менее полугода - тогда диагностируется специфическая фобия.
      У детей избыточная реакция страха может легко зарождаться посредством обычного наблюдения за окружающими или подражания, копирования программы поведения близких людей. Так, в частности,  повторные картины, и одновременный анализ, волнения  мамы, которая забыла выключить утюг, служит у дочки зародышем страха «пожара», а беспокойство бабушки по поводу незакрытой на ночь двери приводит, в дальнейшем, к развитию у любимого внука страха «нападения бандитов».
      Многократное раздражение дедушки по поводу открытого крана в ванной, и очевидный его страх «затопить соседей», вместе с длинными, эмоциональными  проповедями  для внука, быстро формируют, и усиливают детский страх.
      Тяжелые страхи, требующие коррекции, в детском возрасте встречаются не так уж редко, примерно в 1-2% всех детей и подростков, легкие и умеренные страхи намного чаще, по разным данным от 2-3% до 8-10% всего детского населения, считается, что более часто, страхи регистрируются у девочек. Кажется, на самом деле, страхи встречаются гораздо чаще, чем диагностируются. 
 
      У детей нередко отмечается распространение и обобщение источников страха, так называемая генерализация стимула. Например, некоторая тревожность ребенка при виде большой собаки вполне оправданна и нормальна, однако, настоящая паника при виде маленькой собачки, явное волнение при взгляде на фото собаки, категоричный отказ выходить на улицу, потому что, там «много собак», - все это является признаками фобически-тревожного расстройства, которое требует помощи специалистов.
      В школьном возрасте обычный страх «получить двойку» не вызывает опасений у родителей, но если, при этом, ребенок отказывается идти в школу, и у него часто «болит живот» по утрам, в будний день, - это заставляет заподозрить специфическую фобию.
    Вариантов специфических фобий бессчётное количество - одиночество, чужие люди, белые халаты, уколы, закрытые или открытые пространства, животные, насекомые, вид раны и крови, болезни, смерть, войны, землетрясение, ураган, гроза, наводнение, пожар, путешествие в общественном транспорте, поездка на машине, полет на самолете …

    В отдельных случаях значительным,  специфическим фобиям сопутствуют выраженные вегетативные  срывы: головокружение, головная боль, тошнота, рвота, обморок, чувство удушья, боли в сердце и животе.  Иногда серьезный специфический страх может вызвать паническую атаку.
      Тяжелые изолированные страхи (специфические фобии) детского возраста, в отличие от быстро преходящих возрастных страхов, иногда протекают длительно, устойчивы к лечению, и неизбежно трансформируются в тревожно-фобическое расстройство взрослого возраста.

      Как правило, социальные страхи начинают появляться уже в школьном возрасте, достигая своего пика у подростков. Типичным для детей и подростков с социальными фобиями является снижение самооценки, чувство своей неполноценности, мнительность и застенчивость, ощущение превосходства окружающих над собой, слабая предприимчивость и плохая переносимость критики при развитом чувстве долга.
      Ведущим является страх «попасть под прицел взглядов» окружающих, ощутить внимание, находившихся рядом людей, например, выступление на утреннике или прием пищи в детском саду, выход к доске во время урока и т.д.
Механизмов социальных фобий великое множество: страх оценки или невнимания со стороны других людей, боязнь близких социальных контактов, знакомств с противоположным полом, страхи ответственности, успеха или неудачи; страх руководителя, учителя.
      Социальные фобии нередко проявляют себя вегетативными  нарушениями, возникающими в ожидании или во время стрессовой ситуации. При этом, ребенок и окружающие, именно эти расстройства, считают главной неприятностью социального стресса: нарушение аппетита, головная боль, головокружение, обмороки, тошнота, рвота, ощущения жара, озноба, внутренней дрожи, кома в горле, тяжести в груди; чувство удушья, одышка, онемение и покалывания в руках и ногах, сердцебиения, учащенный пульс, боли в сердце и животе, настойчивое желание бежать в туалет и т.д. В таких случаях дело может заканчиваться типичной панической атакой.
Безусловно, социальные фобии ведут к избеганию психотравмирующих ситуаций, в конце концов, неизменно приводя к расстройству коммуникации и социальной изолированности.

Социальное тревожное расстройство детского возраста
            Бойся чужого дяди,
даже, если он с подарком
к тебе приближается…

Советы бывалого малыша

      В первые два-три года, особенно во втором полугодии первого года, небольшие, преходящие страхи чужих людей, робость, стеснительность и некоторая тревога в общении с незнакомыми людьми являются вариантом нормы, и не должны вызывать волнения у родителей. Но, если такие страхи и тревоги выражены значительно, и продолжаются очень долго, нарушая формирование навыков общения, тогда можно предполагать наличие у ребенка социального тревожного расстройство детского возраста.
Например, в возрасте двух-трех лет начальный, преходящий детский страх врача в белом халате, в кабинете поликлиники вполне нормален и обычен; но, дома, у ребенка на руках у матери, в течение длительного времени, выраженный страх простого присутствия в квартире незнакомого человека, обязательно требует консультации специалиста.

      В этом случае, ребенок, который привязан к своей маме и семье, нормально общается со знакомыми людьми, но, постоянно испытывая страх, избегает общества  незнакомых детей и взрослых. Естественно, такое поведение в более старшем возрасте, в конце концов, приводит к расстройству социального функционирования.
В дальнейшем, обычно, у таких детей выявляются и другие разнообразные симптомы тревожных расстройств и социальных фобий.