☼ "Аутизм и расстройства аутичного спектра"
☼ "Детская неврология, психология, психиатрия"
☼ Живое общение, присоединяйтесь! *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов
НАРУШЕНИЯ СНА У ДЕТЕЙ
- Привет соседка! Как твой внук? Все также плохо спит?
- Да... все также... но, вообще-то я его папа...
Любопытно было бы «понаблюдать» за мыслями
людей на консультации детского невролога. В кабинете типичная картина -
большая дружная семья (мама, папа, бабушка и ребенок). Родители жалуются
на плохой сон годовалого малыша - вокруг как очумелые осы роятся и
мелькают мысли.
Мама - Боже! Когда это кончится? Мой бедный малыш! Он
так страдает! Еще несколько таких ночей, и я сойду с ума. Доктор,
ПОМОГИТЕ!!
Папа - Господи! Я больше не могу это терпеть!
Нормальный человек не может жить без сна! А у меня такая сложная работа,
я же содержу семью! Ну, вы все скоро дождетесь! Это не дезертирство,
... но я больше не могу не спать! Еще чуть-чуть, ... и я мужественно
обращусь в бегство...
Бабушка - И зачем мы сюда пришли? Подумаешь, не
спит ночью, эка невидаль. Пройдет,...наверное,... когда-нибудь. Я вон
троих воспитала, все в детстве плохо спали ... и ничего, выросли... Зато
сейчас все спят хорошо...
Малыш - Не понимаю этой суеты.
Трястись в машине 2 часа для того, чтобы этот дядька в белом халате с
умным видом выразительно мял мне живот и стучал молоточком по ножкам. Да
все у меня хорошо, отстаньте от меня. Мне кажется, в этом кабинете я
самый здоровый! Ау, люди! Будьте же терпимее к несовершенствам своих
близких...
Доктор - Как быть? И родителям нужно помочь - семья на
грани распада, папа с мамой требуют без промедления исцелить ребенка;
но малыш не болен, и лечить его совсем не хочется. Что делать-то?
Тупичок, однако, получается...
Знакомая картинка, не правда ли?
- Почему они так спят?
- И все-таки, они не спят!
- Расстройства суточных (циркадных) ритмов
- Как можно попытаться улучшить сон грудного ребенка (часть вторая >>>)
- Расстройства сна, связанные с дыханием
- Спит на ходу? (нарколепсия)
- Ночные страхи
- Ночные кошмары
- Сноговорение и снохождение (часть третья>>)
- Ночной энурез
- Скрежет зубами (бруксизм)
- Биения, удары головой и раскачивания при засыпании
- Заключение
Лишь только представьте себе! Ребенок за первый год жизни проводит во
сне около 6-7 тысяч часов или 8-9 месяцев. За это время беспомощный
новорожденный превращается в годовалого самостоятельного крепыша,
который все знает и умеет. Так зачем же центральной нервной системе
малыша, которая так интенсивно развивается в это время, необходимы
такие, огромные! по своей продолжительности, периоды сна - кажущего
безделья? Выходит так, что основная работа мозга в первый год жизни
совершается именно во сне.
Ученые выяснили, что человеческий мозг во
сне работает также напряженно, а иногда и намного интенсивней, чем в
период бодрствования. Во время сна совершается усиленная психическая
работа, направленная на решение важнейших психофизиологических задач.
Именно во сне на первом году жизни наиболее энергично и целенаправленно
идет организация и настройка нейронных сетей головного мозга, на основе,
полученной в период бодрствования ребенка, информации. Кроме того,
главным образом, во время сна у детей наиболее интенсивно синтезируется
гормон роста. Вот почему, сонные расстройства могут приводить не только к
истощению нервной системы малыша (и его родителей!), но и к нарушениям
процессов детского роста и развития.
Почему рождаются сны и как они влияют на развитие
ребенка? Многие ученые полагают, что детские сновидения, в отличие от
взрослых, являются механизмом особой генетической памяти, которая
снабжает мозг информацией, нужной для развития эмоций и мышления.
Вероятно, в развивающемся головном мозге есть определенные
координирующие системы, которые с помощью сновидений определяют
последовательность развития и настройки во сне тех или иных мозговых
центров. Зная это, становится понятно, почему интенсивность и
продолжительность сновидений так четко связаны с возрастом малыша и,
соответственно, с темпами его развития. Чем младше ребенок, тем большую
часть времени его сна занимает активная фаза сновидений.
Упрощенно
деятельность мозга во сне можно сравнить с настройкой работы двигателей и
других систем самолета. Вообразите, во время обычного рейса, в полете к
пассажирам выходит группа авиатехников и сообщает: сейчас будет
проводиться плановая замена деталей, ремонт и настройка двигателей
самолета! Это может приснится только в страшном сне. Для проведения
такой работы самолет должен «уснуть», уютно расположившись в ремонтном
ангаре. Точно также плановый «ремонт» и настройка мозговых систем
невозможны в «полете», в состоянии бодрствования. Для такой наладки
требуется сон - выключение и/или «разъединение» определенных центров
головного мозга. Собственно говоря, как раз такое интенсивное
настраивание, регулирование и «тюнинг» всех систем головного мозга во
сне, делают возможным безукоризненное психоречевое и двигательное
развитие ребенка.
Таким образом, только полноценный сон является такой же важной психофизиологической составляющей жизни, как воздух и общение, вода и еда, обеспечивающей правильное развитие ребенка.
Сон малышей из другого теста
Сон маленьких детей принципиально отличается по своей структуре и продолжительности от сна взрослых. Взрослые обычно не спят днем, укладываются спать вечером и спят, не просыпаясь, до утра. У малышей все по-другому!
Пропустим один из лучших этапов жизни, в животике у мамы, когда
ребенок спит почти постоянно, и видит замечательные сны. На всякий
случай, маленькое замечание: подумайте, как спится ребенку, если мама, к
примеру, во время беременности постоянно нервничает, тревожится,
впадает в истерики и ругается с папой.
С рождения и до 3-4 месяцев
малыш, как правило, спит около 16-18 часов в сутки, ритмы его сна
практически не зависят от смены дня и ночи. Обычно ребенок блаженно
засыпает, когда накушался, и просыпается с плачем, проголодавшись через
2-4 часа, независимо от времени суток. При этом довольно часто
пробуждение малыша систематически нарушает родительский сон, что
приводит, в конце концов, к развитию у мамы (а иногда и у всех членов
семьи) ужаса и паники.
На самом деле, такой режим считается нормой, и
родителям не стоит переживать в этом возрасте по поводу ночных
кормлений. Хотя, бывают мамы-«везунчики» (правда, довольно редко), дети
которых спят ночью хорошо прямо с рождения.
Несколько слов
из сухой теории. Течение сна характеризуется повторяющимися циклами,
которые состоят из нескольких фаз: засыпание, быстрый (поверхностный)
сон, и медленный (глубокий) сон, который подразделяют еще на несколько
периодов. Длительность цикла варьирует от 30 минут у новорожденных до 2
часов у взрослого.
В младенческом сне различают, в соответствии с
поведением ребенка, 2 фазы - активный (его еще называют быстрый) и
спокойный (медленный, глубокий) сон. Сразу после рождения, у ребенка
общая продолжительность активного сна примерно равна или даже
превосходит время спокойного сна. Важно знать, что у маленьких детей до
6-8 месяцев сон начинается с периода активного сна. В этот момент
глазки малыша закрываются, веки чуть вздрагивают, под ними можно
увидеть быстрые движения глазных яблок, дыхание неритмичное, мышечное
напряжение падает, временами бывают вздрагивания, возникают гримасы и
приглушенная улыбка. С большой долей вероятности можно предположить, что
в период активного сна младенец обязательно видит сны. Иногда фазу активного сна
можно легко спутать с пробуждением ребенка, - не торопитесь «пугаться» пытаясь вновь усыпить дитя,
даже, если вам показалось, что малыш проснулся.
В среднем через 10-20
минут дыхание постепенно делается более медленным, глубоким и
размеренным, уменьшается число сердцебиений, движения глазных яблок
медленные или совсем пропадают, временами повышается потоотделение,
вздрагивания ручек, ножек и сокращения лицевых мышц исчезают, кулачки
разжимаются, ребенок совершенно расслабляется - наступает фаза
спокойного (медленного) сна. «Порог пробуждения» в этот момент
максимальный, и ребенка достаточно трудно разбудить. И только для этой
фазы сна (довольно редкой с точки зрения счастливых родителей) подходит
известное выражение «спит, как младенец».
Сколько нетерпеливых мам
пытается «запихнуть» ребенка в кроватку, не дожидаясь глубокого сна! И
сколько торопливых отцов пробуют перенести заснувшего в гостиной малыша в
спальню в момент поверхностного сна! Такие попытки чаше всего
заканчиваются неудачей - ребенок просыпается. А нужно, просто набраться
терпения на 10-20 минут, и всего лишь, дождаться фазы спокойного
(глубокого) сна.
Наблюдательные родители достаточно быстро учатся
распознавать эти стадии сна, тем самым существенно облегчая собственную
жизнь. Пытаясь уложить ребенка спать, важно поймать этот загадочный
момент засыпания, иначе процесс «укачивания» может затянуться на время
всего цикла (от 30 минут и более), прежде чем малыш сможет погрузиться в
сон снова.
Младенческие циклы сна, в сравнении с взрослыми,
значительно более краткие и неглубокие. От кормления до кормления может
проходить несколько таких сонных циклов, и в каждый такой период
поверхностного сна шансы малыша на внезапное пробуждение резко
возрастают. Многие дети действительно просыпаются каждые 30-40 минут,
приводя родителей в ужас. Малышу, который пробудился в фазу активного
сна, иногда практически невыполнимо заснуть самостоятельно, но и маме
помочь ребенку уснуть бывает достаточно непросто.
В такой ситуации
родителей должно утешать одно простое объяснение: младенцы так спят,
потому что они - младенцы! Так устроила мудрая природа. Ведь именно
такой чуткий поверхностный сон с частыми пробуждениями помогает им
выживать. В первые недели жизни даже в мелочах ребенок особенно сильно
нуждается в помощи взрослых. Но ведь нельзя же быстро и эффективно
сигнализировать о своих злоключениях (холод, голод, затруднение дыхания и
другой психофизический дискомфорт), находясь в глубоком сне!
На 3-6
недели жизни у младенцев соотношение активного и глубокого сна начинает
постепенно меняться, и ребенок проводит больше времени в состоянии
спокойного сна. К моменту, когда ребенок достигает возраста 6 месяцев,
спокойный сон составляет уже около 60-70% от всего сна. Фаза глубокого
сна наступает гораздо быстрей, соответственно уменьшаются шансы малыша
на внезапное пробуждение.
Примерно в это же время у ребенка начинают формироваться отчетливые периоды бодрствования. После первых 2-4 месяцев наступает счастливая пора: продолжительность ночного сна возрастает, иногда даже до 5-6 часов непрерывного сна (к радости мамы). Однако, за все нужно «платить»: время дневного бодрствования малыша значительно увеличивается, и маме может катастрофически не хватать времени на другие домашние дела. Общее время сна в это время обычно составляет 15-16 часов в сутки (внимание! цифры очень относительные, они не руководство к действию.)
Все дети разные! И все дети ночью спят по-разному. Это зависит от
бесчисленного множества факторов (состояние здоровья, темперамент,
привычки, психоэмоциональные особенности окружающих ребенка людей,
температуры и влажности воздуха в спальне, метеоусловий и т.д.) Один
ребенок, к удовольствию своих родителей, уже на втором месяце жизни
быстро засыпает вечером и крепко спит всю ночь, просыпаясь один раз для
ночного кормления. Другой засыпает с большим трудом и бесконечными
укачиваниями, и затем спит всю ночь «без задних ног». Третий
стремительно засыпает, но затем ночью просыпается каждый час. Ну а
некоторые дети («особые»), кажется, что вообще не спят. По крайней мере,
так считают их семьи. Чаше всего, они и становятся завсегдатаями
кабинетов детских неврологов.
Во втором полугодии общее время
сна продолжает уменьшаться, (в среднем до 13-15 часов в сутки), при этом
продолжительность ночного сна увеличивается к году до 9-11 часов. Ближе
к году днем ребенок спит обычно около двух раз, а далее, после года,
многие дети спят днем всего 1 раз. В этот период стремительно созревают
центры мозга, координирующие механизмы суточных ритмов, реагирующих на
изменение степени освещения. В это время особенно важно обеспечить
правильное затемнение в спальне.
Нередко, качество ночного сна во
втором полугодии может ухудшаться. Ребенок днем получает множество новых
впечатлений (ползает, ходит, играет, общается и т.д.), при этом,
дневные впечатления, «не переварившись, как следует», выплескиваются
ночью в виде плачей и просыпаний. Сюда же добавляются некоторые ночные
пробуждения для попыток «опробования» своих новых двигательных навыков.
Главное правило оценки нормального качества и количества сна у детей
первого года жизни - это отсутствие всяческих правил! Если ребенок в
течение всего бодрствования бодрый и веселый, и явно не выказывает
желания поспать, вероятно, у родителей нет причин для беспокойства по
поводу количества сна. Здоровый малыш прекрасно контролирует и
регулирует свой сон без вмешательства озабоченных взрослых.
В особенности дети хороши в состоянии крепкого сна...
Согласно большинству научных исследований последних лет с использованием методов инструментальной диагностики (полисомнографическое обследование) считается, что только чуть более трети детей в первые 3-4 месяца жизни имеют прерывистый ночной сон с частыми пробуждениями. Примерно у 20% и менее этих детей такие особенности ночного сна сохраняются до 6 месяцев, и только у каждого десятого ребенка эти нарушения выявляются в 12 месяцев и позже. Понятно, что критерии расстройств сна различны и зависят от многих факторов. Но если регистрировать нарушения сна только на основании жалоб родителей, эти цифры немедленно возрастут в несколько раз! Таково субъективное восприятие окружающими взрослыми имеющихся у ребенка изменений сна.
Глас мамы вопиет в «пустыне» - Помогите! Мой ребенок не спит! А доктор после соответствующей консультации и обследования выносит вердикт: ребенок здоров. Нет поводов для беспокойства. Так кто же прав?
Сначала несколько слов о вполне нормальных физиологических явлениях, часто наблюдаемых во время сна у детей.
А вот это вполне нормально!
Нередко родителей тревожат вздрагивания ребенка во сне. При засыпании и во время активного поверхностного сна такие однократные, иногда массивные, мышечные сокращения, приводящие к вздрагиванию ручек или всего тела, представляют собой естественное явление и не свидетельствуют о какой-либо нервной патологии. У маленьких детей, особенно гипервозбудимых, система торможения еще очень незрелая, и у них во сне такие вздрагивания могут проявляться в особенности интенсивно. С возрастом, частота и сила таких вздрагиваний постепенно уменьшается и они исчезают. Важно отметить, что только врач имеет право в данном случае подтвердить нормальность обнаруженных симптомов.
Часто обратиться к врачу родителей заставляют ночные пробуждения
ребенка с последующим плачем, когда маме приходиться вставать и
убаюкивать малыша. Мы уже говорили, что в первые месяцы жизни такой
режим сна считается нормой, и родителям не стоит волноваться в этом
возрасте по этому поводу. Однако, при некотором стечении обстоятельств,
такие первично естественные просыпания могут трансформироваться в
поведенческие нарушения сна и потребуют вмешательства специалиста.
И наконец, самой частой причиной родительского волнения в ночное время
являются «капризки» или плач малыша во сне. Ученые давно доказали, что
такие периодические хныканья ребенка, который при этом не просыпается,
являются таким же естественным процессом, как и вышеперечисленные ночные
пробуждения и вздрагивания. Причин для такого сонного плача может быть
несколько. Возможно, ребенок в течение всего бодрствования получает
такое огромное количество новой, эмоционально значимой, информации
(игры, общение, радость, страхи и т.д.), что ей приходится интенсивно
«перевариваться» во время фазы активного сна со сновидениями и
«выталкиваться наружу» в виде ночных плачей и пробуждений. Также,
вероятно, с помощью таких капризов и хныканья малышу удается
контролировать присутствие мамы, определять степень ее возможного
удаления и вероятность нового общения и ласки. Отсутствие обратной связи
(если мама не «летит» на помощь) может заставить ребенку проснуться и
заплакать «как следует». Или, что бывает гораздо чаще, ребенок учится
автономно успокаиваться и засыпать, что в дальнейшем избавляет семью от
поведенческих нарушений сна. Бежать ли ночью стремглав на помощь при
малейшем звуке ребенка, или, стиснув зубы, отбиваясь от бабушки и папы,
бесконечно долго ждать, пока ребенок устав от ночной истерики,
провалится сразу в глубокий сон? Прямо противоположных советов и
рекомендаций великое множество. Решать только родителям.
Он просто не умеет спать!
Существует великое множество методов классифицирования расстройств
сна. Наиболее логичную и понятную для всех классификацию предложили
американские детские неврологи и педиатры. Выделяются первичные
нарушения: расстройства исключительно сна и пробуждения, не имеющие
сопутствующих проблем (их еще называют протодиссомнии), которые
формируются без явных внешних причин. И вторичные нарушения, очевидно
связанные с внешними факторами (сочетаются с расстройством работы других
органов и систем, в частности, патология сна при эмоциональных
нарушениях, аллергии, болезней желудочно-кишечного тракта и т.д.). Чаще
всего, при этом, выявляются нарушения центральной нервной системы,
главного регулятора и координатора процессов сна. Нарушения сна бывают
кратковременные и длительные.
К сожалению, в нашей стране
исторически сложилась, и до сих пор встречается некая, мягко говоря,
«путаница» в постановке неврологических диагнозов на первом году жизни.
Такой же «беспорядок» характерен и для диагностики нарушений сна у
младенцев, когда сплошь и рядом «обнаруживаются» вторичные нарушения
сна, связанные с патологией центральной нервной системы (например,
проблемы сна, якобы, связанные с внутричерепной гипертензией и
перинатальной энцефалопатией).
На самом деле, наиболее часто (до 20-30%) в грудном возрасте встречаются первичные нарушения сна - ребенок с трудом засыпает, и не умеет без пробуждений спать ночью. Это, так называемое, нарушение стандартов поведения во сне или поведенческая инсомния. За этим мудреным термином скрывается обыкновенная неспособность к самостоятельному засыпанию и/или типичное неумение поддерживать непрерывный сон. Большинство детей уже с 2-3 месячного возраста ночью, слегка пробуждаясь из-за неудобной позы (например, затекла ручка), могут без труда, автономно, поменять неуютное положение, и вновь уснуть, не требуя помощи родителей. Но у некоторых деток (очень чувствительных и волнительных), привычка засыпать только с помощью мамы рождается очень легко, практически рефлекторно, достаточно одной-двух соответствующих стимулов. Ребенок попросту не может уснуть без помощи взрослых, он уже привык, не мудрствуя лукаво, засыпать с песнями, «плясками» и укачиваниями - мама и другие окружающие взрослые постарались! Такое засыпание, чаще по вечерам, более 30-40 минут, обычно сочетается с «милым» обыкновением часто пробуждаться ночью и плакать до победного конца, ожидая успокоения и убаюкивания с помощью мамы. Таким образом, при возможно одинаковом числе пробуждений во время ночного сна, главное отличие детей с поведенческой инсомнией от здоровых, состоит в неумении снова быстро и легко заснуть после пробуждения. Как правило, внутреннее желание проснуться зарождается у младенца в конце первой или во второй фазе медленного сна. При избыточном утомлении и/ или перевозбуждении (передозировка дневной эмоциональной информации) возникают беспорядочные пробуждения, иногда с ночными страхами. Преимущественно они отмечаются в первой половине ночи, чаще через 1-3 часа после засыпания, нередко, как реакция на ничтожные внешние раздражители (достаточно просто войти в спальню, поправить одеяло, осторожно прикрыть форточку..., и все - ребенок проснулся). Несколько реже первичные нарушения сна могут проявлять себя во второй половине ночи или ближе к утру.
Причины таковых нарушений обитают в типичных ошибках организации поведения ребенка и родителей в периоды сна. Доказанный наукой факт: у родителей, которые объективно оценивают интересы своего малыша и верно откликаются на его сигналы, ребенок не имеет расстройств сна (или минимальные, быстро преходящие отклонения). И, наоборот, у родителей, не умеющих должным образом оценить ситуацию и правильно отреагировать на сигналы малыша, или не замечающих его тревожных предупреждений, наиболее часто встречаются серьезные расстройства детского сна. К примеру, каким неожиданным «открытием» для родителей бывает простейшее заключение педиатра о дефиците маминого молока или рахите! Тогда достаточно правильно накормить малыша, или точно подобрать дозировку витамина «Д» - и проблема сна моментально решается.
Причем тут колики или почему он ТАК кричит
Неопытным родителям колики представляются безнадежным непрерывным
кошмаром в виде ночной поездки на сломанном автомобиле с завязанными
глазами по минному полю: никогда не знаешь, где рванет в следующий раз.
Кстати, механизмы развития колик у младенцев во всех подробностях до
настоящего времени науке неизвестны. Наиболее частым вариантом являются
неожиданные бурные пробуждения и плачи малыша в ответ на резкие боли и
ощущения дискомфорта вследствие резких сокращений гладкой мускулатуры
кишечника и вспучивания живота. Ребенок громко кричит, поджимает и сучит
ножками, живот становится каменным, облегчение обычно наступает после
отхождения газиков. Причины таких спазмов разнообразны и многолики:
неадекватная переносимость пищи, аллергические реакции, дисбактериоз,
расстройства вегетативной регуляции и т.д. Само собой разумеется, что
количество и качество сна у малюток с коликами практически всегда
снижено.
Проходит время, обычно первые 2-4 месяцев, и колики
волшебным образом исчезают. Как правило, педиатр в силах облегчить жизнь
малышу и его несчастным родителям. Однако, иногда, у возбудимых и
гиперчувствительных детей с коликами не может справиться и целая армия
педиатров. Тогда на помощь приходит невролог, у которого есть множество
способов помочь родителям дожить до окончания периода колик, и при этом
остаться в здравом рассудке. К сожаленью, в дальнейшем, нет четкой связи
между исчезновением колик и нормализацией сна. Малыш, который во время
колик успокаивался и засыпал, укачиваясь на маминых руках, очень быстро
привыкает к такому стилю жизни. В таком случае и после ухода колик в
3-4 месяца остается привычное нарушение сна; дитя легко становится
профессиональным «дрессировщиком» родителей.
Общеизвестно, (хотя точно наукой не доказано), что одной из многочисленных причин расстройства сна у младенцев, может быть психологическое состояния матери во время беременности и после родов: высокий уровень тревоги, необоснованные страхи, частые стрессы и т.д. У некоторых тревожных родителей умный младенец прямо с рождения обучается засыпать и почивать на руках - это ведь так удобно. По первому требованию ребенка (хныканье во сне) мама спешит на помощь, укачивает на руках, предлагает перекусить и берет его к себе в постель. Так рождается ошибочная, но прочная, связь засыпания и сна с окружающими обстоятельствами, при которых малыш чувствует покой и защищенность. Кто же откажется от такой райской жизни? Само собой разумеется, малыш и далее обязательно будет настойчиво защищать свои права на такой удобный и правильный, с его точки зрения, режим жизни. Подобный порядок жизни сначала вполне устраивает и родителей - ребенок доволен жизнью, вроде бы спит, и не заливается слезами. Но что же будет дальше? Ответ не всегда может порадовать родителей...
И последний штрих: возникает вопрос, а если имеется серьезная причина (болезнь), заставляющая ребенка просыпаться и плакать? Как не пропустить сигналы настоящей проблемы. Опытные родители самостоятельно, или с помощью педиатра без особых затруднений могут провести первичный анализ ситуации. Патологический плач-рыдание в таком случае характеризуется большим напряжением и драматичностью, страданием и раздражительностью, однообразием и монотонностью, при этом болезненные крики часто сочетаются с выраженным двигательным возбуждением, напряжением мышц, изменением цвета кожи. Важно знать, что в отличие от плача при поведенческих нарушения сна, когда малыш легко засыпает на маминых руках, патологический плач очень трудно унять. Даже используя огромный арсенал всевозможных средств и хитростей, ребенка нельзя убаюкать, или его удается успокоить лишь на короткое время, нытье и хныканье продолжается, и затем плач вспыхивает с новой силой. В таких случаях не стоит полагаться на интуицию и собственный опыт, а лучше проконсультироваться с врачом.
РАССТРОЙСТВА СУТОЧНЫХ (ЦИРКАДНЫХ) РИТМОВ
Наивысшая степень довольства случается
у родителей, блаженно созерцающих своего,
крепко спящего ребенка...
Нарушение засыпания
Отдельной частой причиной обращения к врачу бывают жалобы на расстройство засыпания. Для детишек 3-7 лет, а также более младшего и старшего возраста характерна иная картина. Время спать, ребенок в постели, сказка прочитана. И начинается: «Мама! Еще сказку», «Хочу пить!», «Хочу писать» и множество других способов максимально отодвинуть момент засыпания. При этом малыш, великий психолог, твердо уверен, что определенные усилия обязательно приведут к исполнению его желаний. Достаточно одного или нескольких вечеров таких манипуляций, и формируются искаженные взаимосвязи условий! отхода ко сну и качества засыпания. «Посеешь привычку, пожнешь характер...». Засыпание только в постели с мамой или у нее на руках, при обязательном укачивании или кормлении, с пальцем во рту и т.д. - все это относится к вредным привычкам и ошибочным ассоциациям, которые приводят к формированию устойчивого расстройства засыпания и поддержания сна. В таких ситуациях, ребенок, который по какой-либо причине проснулся ночью, самостоятельно уже не уснет, и будет упорно голосить, и призывать маму обеспечить ему привычные условия засыпания. И хотя, возможно, при этом качество сна ребенка обычно не снижается, но для окружающих (чаще для мамы и папы) такие ночи оборачиваются безнадежными постоянными кошмарами, иногда в течение нескольких лет!
В отличие от таких «хитрецов», обычный ребенок, который укладывается в постель в бодрствовании и умеет засыпать самостоятельно, используя удобные способы, способен успокоится и снова уснуть без помощи мамы, если вдруг просыпается посередине ночи. Хорошо, если у родителей хватает силы воли и терпения адекватно понимать усилия ребенка «притормозить» процесс засыпания. Родители должны отклонять детские манипуляции хладнокровно и решительно, ни в коем случае открыто не уступая желаниям ребенка. Действовать желательно дипломатически («и овцы целы, и волки сыты»). В такой ситуации неплохо помогает постепенное изменение стереотипов засыпания и поведения ночью: возможно, стоит прекратить укачивать малыша, предлагать попить и т.д., осторожно пробовать, понемногу увеличивая время «подхода помощи», если ребенок проснулся и плачет; при этом искренне надеясь и уповая, что ребенок потихоньку-полегоньку научится успокаиваться и засыпать самостоятельно. Очень эффективно совместное создание определенной церемонии отхода ко сну (3-4 этапа общей продолжительностью до 15-20 минут), развитие полезных привычек и ассоциаций: рассказать сказку или прочитать рассказ, выпить кефир, погладить спинку, спеть песенку т.д. Процесс засыпания должен быть максимально приспособлен для релаксации и успокоения ребенка. Сейчас для удобства родителей придумано множество умных приборов дистанционного наблюдения («видео - и радионяня»), которые позволяют контролировать ситуацию в спальне, без особой нужды не появляясь на глазах ребенка.
Расстройство цикла «сон-бодрствование»
Каждый человек имеет внутренние биологические часы, которые
синхронизированы с внешними суточными ритмами день-ночь, и точно
определяют циклы времени засыпания-пробуждения, а также общее время сна.
Если время этих часов не совпадает с распорядком дня ребенка, или
какие-то внешние факторы и образ жизни ребенка-семьи не соответствуют
внутренним ритмам, - это постепенно приводит к сбоям в работе внутренних
циклов. Так формируется довольно распространенное расстройство
циркадных (суточных) ритмов. При этом у ребенка (особенно часто у
подростков!) не получается легко уснуть в определенное время и
своевременно проснуться. Человек мучается в кровати иногда в течение
нескольких часов и никак не засыпает, даже если давным-давно пора спать -
конечно же, утром он никак не может проснуться, и родителям приходиться
применять «интенсивные» меры пробуждения.
Естественно, такой
ребенок будет испытывать постоянную дневную сонливость и усталость, что
обязательно приведет к снижению успеваемости. После обеда или ближе к
вечеру, возможен непродолжительный дневной сон, который неизбежно еще
больше ухудшает процесс отхода ко сну. Получается замкнутый круг, из
которого иногда нелегко выбраться. Недооценка опасности таких нарушений
сна приводит к хроническому расстройству циркадных ритмов, и тогда уже
не обойтись без помощи специалиста. Интересно, что такие нарушения сна
типичны для старшеклассников и студентов, взрослых, работающих по ночам,
а также для родителей грудных детей, которые плохо спят!
Успешная
терапия данной патологии возможна только под руководством
невролога-сомнолога, при этом необходима сила воли и упорство членов
семьи. К сожалению, не изобрели еще такую таблетку, которая легко и
быстро смогла наладить расстроенные биоритмы. Наиболее эффективны
методики хронотерапии: например, интенсивная физическая нагрузка и
прогулки на свежем воздухе в течение дня в сочетании с непременным
контролем точного времени утреннего пробуждения и вечернего засыпания.
У детей первых 3-4 лет жизни (наиболее часто у грудничков) нарушения цикла
«сон-бодрствование» могут быть связаны с индивидуальными ритмами членов
семьи, не соответствующих циклу «день-ночь». Например, мама ложится
спать за полночь и встает ближе к обеду. При этом у ребенка не
формируются правильные ритмы сна-бодрствования. Другой нередкой причиной
таких расстройств является невнимательность родителей, которые не могут
правильно «поймать» время отхода ко сну и пытаются «запихнуть» ребенка
спать, когда он к этому совсем не готов. Например, внутренние часы
ребенка дают команду на засыпание около 21оо, а мама пытается уложить
его в 20оо, или, что гораздо хуже в 23оо. Само собой в первом случае
ребенок уснет примерно через час, а во втором - быть может, даже через
несколько часов, с истерикой и конфликтами. Такие проблемы вначале
довольно легко решить, достаточно прислушаться к своей интуиции, уделяя
данной проблеме больше внимания, и режим дня удается синхронизировать с
внутренними биоритмами ребенка. В тяжелых, хронических случаях,
необходима помощь специалиста.
<< Вернуться к оглавлению * Продолжение (часть вторая)>> * Окончание (часть третья)>>