ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ
Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Врачебная информация для родителей, всё рационально, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

☼ Внимание! Новый канал Аутизм, расстройство аутичного спектра: что делать, где читать, куда идти, как работать   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nevrolog. Поведенческий невролог и доказательная медицина: чтобы потом не было мучительно жаль впустую потерянных времени, сил и других ресурсов...

☼ Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervos. В канале всегда актуальная информация, лучшие статьи, новости и книжные обзоры, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Живое общение, присоединяйтесь!  *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervokid. Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов

ПРИМЕРЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ


Общая характеристика ребенка


  • Знание времени года, места нахождения , своих личных данных (имя, возраст, имя мамы, адрес проживания)
  • Отвлекаемость, полевое поведение в ситуации обследования, расторможенность, общее возбуждение 
  • Отказ от задания и общения или отсутствие чувства дистанции 
  • Неадекватные эмоциональные реакции: плач, смех 
  • Симптомы агрессии или самоагрессии 
  • Напряженность, растерянность, тревожность 
  • Нечувствительность к оценкам взрослого, незаинтересованность в результатах обследования
  • Низкая умственная работоспособность и концентрация внимания 
  • Несформированность избирательности в корректурной пробе
  • Смешения перцептивно близких или далеких фигурок 
  • Отвлечения от выполнения задания (паузы)
Движение
  • Инертность (персеверации движений) 
  • Трудности удержания двигательной программы 
  • Упрощение программы в динамическом праксисе 
  • Дезавтоматизация (скандированность) движений в динамическом праксисе 
  • Стереотипии в динамическом праксисе (вертикальный кулак) 
  • Слабость пространственной организации движений и действий: пространственный поиск, зеркальность, пространственные ошибки (в динамическом праксисе, праксисе позы, рисунке)
  • Импульсивность (эхопраксия с коррекцией) в праксисе позы, в реакциивыбора
  • Кинестетические трудности (поиск позы, моторная неловкость) в праксисе позы
  • Истощаемость (микрография) в графической пробе 
  • Утеря программы в реакции выбора 
  • Напряженность, замедленность в реципрокной координации 
  • Поочередное или симметричное (уподобление) выполнение реципрокной координации
  • Отставание одной руки в реципрокной координации 
  • Лишние импульсы при воспроизведении ритмических структур 
  • Трудности вхождения в задание (двигательная аспонтанность) 
  • Наличие синкинезий 
  • Системные персеверации
Узнавание
 
  • Несформированность предметного гнозиса 
  • Импульсивность в гностической сфере 
  • Фрагментарность восприятия 
  • Псевдоагнозии (трудности контроля, избирательности и целенаправленности при восприятии)
  • Ошибки восприятия пространственных признаков зрительных стимулов 
  • Несформированность акустического гнозиса 
  • Слабость акустического внимания 
  • Инактивность (персеверации) при восприятии 
  • Игнорирование одной стороны зрительного пространства 
  • Слабость симультанного синтеза при восприятии 
  • Трудности идентификации эмоций по знаку или по качеству 
Речь
 
  • Изменение мелодии речи (смазанность, гнусавость, заикание, монотонность, дисфония)
  • Недостаточная плавность (скандированность) речи 
  • Неразвернутость, бедность речи, несформированность даже простых трехсложных конструкций, включающих субъект, предикат и объект
  • Трудности грамматического оформления высказывания (аграмматизмы: неправильное употребление предлогов, окончаний, ошибки согласования слов)
  • Парафазии при назывании и в спонтанной речи 
  • Инертность (персеверации) при назывании, соотнесении слова (фразы) с картинкой и в спонтанной речи

Импульсивность в речевых пробах 

  • Речевая аспонтанность, трудности включения в речь 
  • Трудности понимания предметно отнесенных слов (отчуждение смысла слов)
  • Трудности понимания логикограмматических конструкций 
  • Бедный словарь 
  • Узкий объем речевого восприятия (пропуск одного элемента в пробе на соотнесение с картинкой пар слов)
Память

  • Низкая продуктивность (ниже нормативного для данного возраста объема) запоминания в процессе заучивания
  • Инактивность заучивания (плато и персеверации стимулов) 
  • Конфабуляции (вплетения непредъявленных элементов) 
  • Трудности включения (низкий показатель объема заучивания при первом предъявлении)
  • Звуковые замены (близким по звучанию словом) 
  • Семантические замены (близким по смыслу словом) 
  • Перцептивные замены (зрительно сходной картинкой) 
  • Незапоминание последовательности элементов 
  • Незапоминание смысловых элементов текста 
  • Трудности усвоения двигательной программы (необходимость проговаривания или сопряженного выполнения)
  • Необходимость подсказки для воспроизведения усвоенной двигательной программы
  • Невозможность усвоения двигательной программы



Примеры методик
  • Проба на реципрокную координацию (с 4 лет). Обследователь кладет на стол обе кисти, одна из которых сжата в кулак, а у другой распрямлены одновременно одну кисть расжимает, а другую сжимает в кулак. После вместе.
  • Проба на праксис позы пальцев. Ребенку предлагается поиграть в «ловкие пальчики» — последовательно повторять каждую из указанных
  • в протоколе поз пальцев руки: вытянуть по одному второй, пятый, второй и третий, второй и пятый пальцы; сложить пальцы в кольцо, положить пальцы друг на друга. Поочередно обследуют обе руки, начиная обследование с ведущей.
  • Проба на оральный праксис (с 4 лет). Ребенку предлагается поиграть в «рожицы» — последовательно имитировать каждое из показанных обследователем движений оральной мускулатуры: надуть щеки, надуть одну щеку, поцокать, упереть язык в щеку.
  • Пробы на динамический праксис. Ребенку предлагают поиграть в «ловкие ручки». Обследующий показывает три раза различные последовательности движений кисти «кулак—ладонь—ребро». Затем просит повторить их другой поочередно, начиная с первой. Обследуются обе руки.
  • Проба на условные реакции выбора (для детей от 5 лет). Ребенку дается инструкция «поиграть во внимательных моряков-сигнальщиков»: в ответ на поднятый кулак поднять палец, а в ответ на поднятый палец поднять кулак. После усвоения инструкции три раза происходит последовательное чередование движений — «палец—кулак» (создание двигательного стереотипа), после чего дважды подряд предъявляется одно и то же движение, а затем другое (ломка стереотипа)
  • Проба на воспроизведение ритмических структур (для детей от 5 лет). Ребенку предлагается «поиграть в радистов»: последовательно воспроизводить ведущей рукой группы ритмических структур
Примеры методик
  • Копирование 4 простых фигур: круг, квадрат, ромб и треугольник
  • Узнавание перечеркнутых и наложенных реальных изображений
  • Узнавание (соединение линиями) пространственно ориентированных простых фигур
  • Оценка и воспроизведение по инструкции простых ритмическихструктур.
  • Идентификация эмоционального состояния (выбор картинки с аналогичной эмоцией)
  • Воспроизведение речевых рядов (порядковый счет до десяти) в прямом и в обратном порядке.
  • Называние реальных изображений, в том числе низкочастотных слов
  • Показ пар реальных изображений по слову-наименованию
  • Понимание логико-грамматических отношений
  • Запоминание серии из 7 слов.
  • Составление рассказа по картинке и серии сюжетных картинок
  • Пересказ текста с опорой на вопросы
  • Проба на исключение понятий
  • Проба на понимание аналогий
Примеры методик
  • Пробы на предметный гнозис: узнавание реалистичных изображений, а с 4 лет — перечеркнутых и наложенных изображений: «Давай найдем спрятавшиеся картинки». При этом обследующий обращает внимание не только на полноту ответа, но и на такие особенности, как последовательность называния реальных предметов: слева направо или справа налево; невнимание (вплоть до игнорирования) к одной из сторон пространства; хаотичность и импульсивность деятельности.
  • робы на акустический гнозис («Игра в радистов» — оценка ритмических структур) — с 4 лет
  • Узнавание пространственно ориентированных простых фигур Ребенку предлагается в протоколе
  • соединить карандашом одинаковые фигуры.
  • Проба на идентификацию эмоций - люди и животные в разном эмоциональном состоянии:
  • веселые, злые и испуганные (по 3–4 на каждое состояние — всего 10 картинок). Внизу даны изображения 5 кошек: веселой, грустной, злой, гордой, испуганной. Ребенку предлагается отправить (соединить ниточками/полосками разного цвета) всех веселых зверюшек и людей (красный цвет полоски) к веселой киске, всех злых (черный цвет) к злой кошке и всех испуганных (желтый цвет) к испуганной кошке.
Примеры методик
  •  заучивание пяти (в 3 года) и семи (от 4 лет) не связанных по смыслу слов за 3 предъявления.
  • Запоминание 2 серий из 2–3 движений.
  • Тест на зрительную память: запоминание и узнавание 1–2 (в зависимости от возраста) групп из 3 изображений реальных предметов.
Из книги  Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е.
"Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте."