Лекарства (в практическом смысле) - химические вещества природного или искусственного происхождения, которые используются для лечения или предупреждения заболеваний...
Скушай деточка полезную таблеточку...
Каждый разумный родитель хорошо знает типичные болячки и проблемы здоровья детского возраста. Но не каждый знает, что многие из них не требуют применения лекарств.
Тем не менее, по древнему обычаю, зародившемуся во второй половине 20 века, во всех странах мира с развитой и не очень развитой медициной дети принимают необычайно большое количество не совсем нужных и совсем ненужных лекарств.
При этом данные Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) осторожно и тактично предполагают, что две трети из всех используемых детьми лекарств малоценны или вообще бесполезны. Какая часть из них просто вредна, об этом можно только догадываться.
Среди многочисленных нервных проявлений детского возраста есть болезни, которые проходят самостоятельно, без вмешательства извне, и есть «болезни», которые и не болезни совсем, а преходящие функциональные состояния, только требующие врачебного контроля. Вот несколько примеров:
Поведенческая инсомния – и в настоящее время часто встречается «путаница» в диагностике нарушений сна у младенцев, при этом «обнаруживаются» вторичные нарушения сна, вызванные «болезнями» центральной нервной системы (например, проблемы сна, якобы, связанные с внутричерепной гипертензией и перинатальной энцефалопатией). В действительности же, самая частая форма (более 20-30%) в грудном возрасте - это первичные нарушения сна: ребенок с трудом засыпает, и не умеет без пробуждений спать ночью. По другому это называется «нарушение стандартов поведения во сне» или поведенческая инсомния. Этот замысловатый термин маскирует типичную неспособность к самостоятельному засыпанию и/или обычное неумение поддерживать непрерывный сон.
А нужны ли таблетки ... ?
Ночные страхи и кошмары Вероятно, каждый человек встречался с ночными страхами у детей. Приблизительно через 1-3 часа после засыпания, ребенок внезапно поднимается и принимается ужасно орать истошным голосом. Мама бросается на помощь, пытается взять на руки и успокоить, но малыш не узнает ее, отталкивает, дерется, вырывается, как зверек, попавший в капкан. Ребенок в панике, дезориентирован, глаза широко открыты, взгляд неподвижный, на лице застыл ужас, реакция на окружающих отсутствует, он бьется и царапается, пытается вскочить с кровати и убежать, может кричать: "Уходи, не трогай меня!" или вопить беззвучно. Иногда малыш весь мокрый от пота, сердечко колотится часто-часто, дыхание учащенное, - в этот момент ему очень-очень СТРАШНО!
Снохождение и сноговорение - это удивительное и загадочное расстройство сна было знакомо человечеству со времен глубокой древности. Считается, что чаще всего этот феномен появляется в полнолуние...
Бруксизм (ночной скрежет зубами) и расскачивания при засыпании - ... многие родители замечали, как некоторые малыши в кроватке, обычно при засыпании, раскачиваются и (или) ударяются головой. Они совершают ритмичные движения туловищем и головой вперед-назад, вправо-влево, некоторые качаются лежа на спине, стоя на четвереньках или в положении сидя; кое-кто бьется головой о спинку своей кроватки... Ночное недержание мочи (ночной энурез) встречается в детском возрасте очень часто, временами серьезно отравляя жизнь родителей и детей.
Транзиторные (преходящие) тики заслуженно считаются одним из наиболее частых неврологических нарушений у детей, и последнее время число детей с тиками уверенно возрастает, а возраст начала тиков неуклонно снижается. Намного чаще тики стали встречаться в грудном возрасте, тики «молодеют» прямо на глазах! По данным последних исследований транзиторные или хронические тикозные расстройства встречаются каждого четвертого-пятого ребенка! Родители обоснованно переживают...
Аффективно-респираторные приступы - одна из самых «обожаемых» тем для беседы в кабинете детского невролога. Бывают случаи, когда замечательный и послушный малыш в связи с неисполнением своего желания вдруг начинает горько плакать, рыдая и закатываясь. Во время сильного плача, на высоте сильнейших отрицательных эмоций (аффекта), дыхание его неожиданно замирает в момент вдоха, ребенок «выключает звук», хотя рот открыт, становится как «тряпочка», обмякает, бледнеет, или даже синеет. Естественно, любящая мама «обмякает» вслед за ним. А если еще при этом ребенок выгибается дугой и появляется «каменное» напряжение мышц тела, рук, ног или подергивания (тонические или клонические судороги), нарушение сознания, непроизвольное мочеиспускание – даже суровые мужчины, папы и дедушки, впадают в легкую панику!
Фебрильные судороги - почти всегда, родители, которые видят у ребенка судороги с потерей сознания на фоне высокой температуры, резко впадают в ступор и начинают паниковать. Действительно, выглядит это зрелище нередко устрашающе, не для слабонервных...
Нарушение активности и внимания (синдром дефицита вни мания и гиперкативности А это чей ребенок так напоминает «электровеник»? Кто в классе постоянно в движении, и не может сидеть спокойно даже минуту; невнимателен и рacсеян, моментально отвлекается, неизменно все теряет и забывает; сначала говорит и делает, а потом думает...?
Есть также в детской неврологии ряд несуществующих, но авторитетных и прославленных диагнозов, так называемые «болезни, которых нет», но которые, до сих пор, уверенно занимают первые места в детской неврологической статистике.
Первое место среди несуществующих, но авторитетных и прославленных, диагнозов детской неврологии с большим отрывом занимает перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - и до сей поры более 70-80%! детей первого года жизни приходят на консультацию в специализированные неврологические центры по поводу несуществующего диагноза - перинатальная энцефалопатия (ПЭП).
Ключевые слова: перинатальная энцефалопатия (ПЭП) или перинатальное поражение центральной нервной системы (ПП ЦНС), гипертензионно-гидроцефальный синдром (ГГС); симптом Грефе, симптом «заходящего солнца»; расширение желудочков мозга, межполушарной щели и субарахноидальных пространств, лентикулостриарная васкулопатия (ангиопатия), минерализованная (минерализующая) васкулопатия (ангиопатия), псевдокисты на нейросонографии (НСГ), синдром мышечной дистонии (СМД), синдром гипервозбудимости, аффективно-респираторные пароксизмы
Читать подробности...Второе место среди популярных, но давно устаревших и несуществующих диагнозов в детской неврологии уверенно забирает минимальная мозговая дисфункция (ММД). В настоящее время ММД - это миф, устаревший термин, позволяющий свободно манипулировать клиническими сведениями и обозначать практически любые, нacтоящие или мнимые, нapушения детского поведения в сочетании с настоящими минимальными или вымышленными невpoлогическими симптомами.
Ключевые слова: минимальная мозговая дисфункция,
гиперкинетический хpoнический мозговой синдpoм, минимальное повреждение мозга,
легкая детская энцефалопатия, легкая дисфункция мозга, гиперкинетическая
реакция детства, нapушение активности и внимания, гиперкинетическое рacстpoйство
поведения, cиндром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Читать подробности...
Третьим местом в хит-параде раскрученных диагнозов детской неврологии достойно владеет знаменитая, можно сказать, по праву "народная", вегето-сосудистая дистония (ВСД) (у взрослых неврологов ВСД с глобальным превосходством - всегда первое место!). Вегето-сосудистая дистония (ВСД) – давно устаревший медицинский термин, который ранее объединял огромную группу совершенно разных по своей природе болезней. В СССР такой всепригодно-универсальный диагноз легко прижился в терапии, неврологии и психиатрии, потому что позволял работать врачам с большими удобствами, ловко жонглируя жалобами, симптомами и таблетками. Все просто и логично: «Зачем тратить огромное количество драгоценного медицинского времени, сил и терпения, докапываясь до истины?» Таким образом, в настоящее время данный диагноз представляет собой обыкновенную медицинскую "помойку", в которую врачи, искренне заблуждаясь, в связи с недостатком времени и возможностей, или по нежеланию уточнить суть расстройства, изящно сбрасывают многочисленные жалобы больного… Ключевые слова: ВСД, вегето-сосудистая дистония, нейроциркуляторная дистония с кризовым течением, кардионевроз нейроциркуляторная астения, вегетативный криз, симпатоадреналовый криз психовегетативный синдром, вегетоневроз, синдром вегетативной дисфункции, панические атаки, тревожное расстройство.
Ключевые слова: ВСД, вегето-сосудистая дистония, нейроциркуляторная дистония с кризовым течением, кардионевроз нейроциркуляторная астения, вегетативный криз, симпатоадреналовый криз психовегетативный синдром, вегетоневроз, синдром вегетативной дисфункции, панические атаки, тревожное расстройство,
Читать подробности...Полноценной честной статистики в РФ пока нет, но в США доказанная частота значимых нежелательных эффектов препаратов равна примерно 7-8 %, ежегодно, по разным данным от 3 до 10 миллионов американцев попадает больницу в связи с побочным действием медикаментов. Там же, среди причин смертности побочные и токсические действия лекарственных средств занимают 5–6-е место, и ежегодно являются сочетанной причиной смерти 100–200 тыс. пациентов. Продолжать можно бесконечно, конечно же, не может служить утешением несколько меньшие цифры пациентов детского возраста.
…На каждую болезнь придумано лекарство; жаль, еще не на каждое лекарство придуманы болезни...
Кроме правильного, по стандартам назначенного медикаментозно лечения, полезно вспомнить, что в нашем мире есть ещё отравления лекарствами, нежелательное взаимодействие лекарств, злоупотребление лекарствами, токсикомания и самолечение по интернету, врачебные ошибки, безрецептурная продажа лекарственных средств, а также бешеная реклама лекарств, и хитроумная политика фармацевтических компаний.
…Лечится по интернету дешево и удобно, обидно сгинуть легко за очепятку…
Дети, в особенности маленькие, имеют значительные отличия в обмене веществ и показателях работы внутренних органов, в таком случае подбор препарата и расчет дозировки серьезно усложняется. Определение дозировки очень индивидуально, проводится на основании веса, возраста, иногда поверхности тела ребенка, с учетом формы и тяжести болезни. В некоторых случаях необходима гораздо меньшая доза на кг масса тела, по сравнению с взрослым человеком, в некоторых, наоборот, требуется относительно большее количество препарата.
В нашей стране (да и за рубежом) практически отсутствуют достоверные контролируемые исследования доказательства эффективности большинства медикаментов, применяемых в детском возрасте. Мало кто по доброй воле разрешит испытывать лекарство на своем ребенке. Многие зарегистрированные препараты, прекрасно зарекомендовавшие себя в лечении у взрослых, не имеют специальных рекомендаций и стандартных дозировок для младенцев и детей. Более 90 % инструкций всех зарегистрированных препаратов официально предостерегают от применения в детском возрасте, у младенцев – практически все!
Но болезни у детей есть, и бывают даже тяжелые, и «оказывается», их очень нужно лечить. Как, чем, в какой дозе, по каким стандартам? Вопросы, вопросы, вопросы...
На сегодняшний день остается только посочувствовать детям и детским врачам.
Восемь принципов лекарственной терапии
Должны врачи знать, полезно и пациенту обсудить с лечащим врачом.
«Если вы назначили лекарство, или, если вашему ребенку назначили лекарство».
«Если вы назначили лекарство, или, если вашему ребенку назначили лекарство».
1. Объективная оценка необходимости данного конкретного препарата, глубокий анализ критериев «польза-вред», возможность немедикаментозного решения проблемы. …Уверен, лекарство не должно приносить большее зло, чем сама болезнь…
2. Действующее вещество, международное непатентованное название (МНН) и фирменное (торговое) имя оригинального препарата. Механизм действия, полезные эффекты, превращение лекарства в организме - когда, где, почему и как проявят себя эффекты лекарства. Возможные причины неэффективности лекарства. … Предполагаю, чем больше болезней лечит препарат, тем больше у меня сомнений его эффективности…
3. Возможность использования неоригинального препарата (дженерик, генерик, дженерический препарат, аналог, копия), соответствие дженерика стандартам качества (заявленной биоэквивалентности). Соотношение «польза-цена». … Мне кажется, чем больше лекарств для нее, тем сложней лечить эту болезнь…
4. Нежелательные и побочные эффекты - когда, где, почему и как могут проявиться. Преходящие и долговременные побочные эффекты, типичные и редкие, степень тяжести нежелательных действий. Потенциал возможной аллергии на препарат. …Подозреваю, чем выше эффективность препарата, тем больше возможных побочных эффектов... Самый бесполезный препарат обычно и самый безопасный…
5. Детские формы выпуска, суточная и разовая дозировка, схема титрования дозы, время и частота приема, связь с приемом пищи, уменьшение вероятного негативизма ребенка на вкус и запах лекарственного средства, возможные последствия пропуска одного или нескольких приемов лекарства. …Думаю, часто, чем тяжелей болезнь, тем больше мощность, и выше доза препарата…
6. Потенциальные взаимодействия препарата с другими лекарствами, с определенными продуктами питания, экстремальные ситуации (болезнь, травма) … Нередко, количество назначаемых препаратов обратно пропорционально квалификации врача, - возможно, чем больше опыта, тем меньше лекарств…
7. Продолжительность и непрерывность курса, четкие критерии эффективности лечения. …К сожалению, нередко, чем дольше тянется болезнь, тем продолжительней курс лечения... ... Все болезни лечатся, но не у всех пациентов хватает здоровья и терпения дождаться успеха...
8. Стоимость лечения оригинальным препаратом, цена упаковки, суточного приема, полного курса терапии. …Дороже, - не всегда лучше; но лучшее всегда дорого… Наличие препарата в аптеках, обеспечение постоянной доступности препарата. … наверное, банкротство пациента тоже можно считать нежелательным эффектом применения некоторых инновационных препаратов…
... Плохих лекарств мало, ненужных много!
Итак, Всемирная Организация Здравоохранения свидетельствует, - «ненадлежащее использование лекарств для детей имеет как немедленные, так и долгосрочные последствия». Возможная серьезность нежелательных, побочных лекарственных эффектов, материальные затраты на медикаменты, а самой главное, постепенное формирование поведенческих стереотипов у детей и их родителей, очень нехорошая привычка с помощью лекарств легко и просто бороться с некоторыми возникающими в жизни любого ребенка неприятностями – вот основные опасности неразумного и неконтролируемого использования лекарств.
Еще раз повторюсь, все вышесказанное не доказывает вред и бесполезность лекарств, - это значит, что они должны правильно применяться!