Внимание, полезные каналы и чаты в Телеграм (там всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь, просто наберите в поиске мессенджера - @nevrolog, @nervos, @nervokid)
☼ "Аутизм и расстройства аутичного спектра"
☼ "Детская неврология, психология, психиатрия"
☼ Живое общение, присоединяйтесь! *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов
☼ "Аутизм и расстройства аутичного спектра"
☼ "Детская неврология, психология, психиатрия"
☼ Живое общение, присоединяйтесь! *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов
ПОЧЕМУ ВРАЧИ ТАКИЕ ПЛОХИЕ?
Иногда я захожу на ЖЖ и ввожу слово “медицина” в графу поиска. В 85% блогеры ругают всю медицину в целом и врачей в частности за безразличие, невнимательность, непрофессионализм, грубость, хамство и многое другое. Конечно, плохое запоминается прочнее, чем хорошее. Но все равно проблема “врач - больной” и “врач - родственники” существует.Почему так происходит? Почему представители “самой благородной профессии” так себя ведут? Ради справедливости, везде отмечают, что иногда всё же встречаются Врачи с большой буквы, похожие на идеал, но таких очень мало. Я попытался проанализировать причины не только с позиций пациента, но и с позиций врача. Рассуждения относятся к Беларуси, но думаю, что в России ситуация похожая.
1. Недостаток времени. По нормативам, утвержденным Министерством здравоохранения, на прием одного пациента у терапевта в поликлинике отводится около 12-13 минут (4.5 пациента в час). Эта норма разрабатывалась с учетом того, что на 3 первичных пациента (обратившихся в первый раз) в среднем бывает 2 “повторных”. Естественно, на “повторных” уходит меньше времени. Реально же получается, что за 14-15 минут врач часто не успевает толком побеседовать с “первичным” больным, осмотреть его, оформить амбулаторную карточку, назначить лечение, объяснить больному про лечение, режим, диету. Но и эти нормативы не выполняются, особенно в зимне-весенний период, когда много простудных заболеваний и за смену проходит до 50-60 человек.
Прибавьте сюда вызовы врача на дом. Летом их не очень много, а зимой на участке бывает по 10-20 вызовов. По стандарту на 1 домашний вызов отводится 30 минут. Вот и думайте сами, как надо крутиться врачу, чтобы все успеть, всех удовлетворить и при этом не заночевать на работе.
Времени не хватает, даже если врач думает и ставит правильные (!) диагнозы со скоростью суперкомпьютера. Но это гипотетический вариант. В жизни все сложнее.
Население стран СНГ стареет. Это значит, что на приеме у конкретного врача увеличивается доля людей пожилого и старческого возраста. Обычно у них куча болезней, они медленно двигаются и соображают, часто плохо слышат. Стандартных 12 минут здесь не хватит однозначно. Для размышлений: в частных медцентрах на прием пациента отводится 30 минут.
2. Много бумажной работы. Врачу и медсестре приходится делать много ненужной, бюрократической работы. В последние годы количество бумаг только растет. Когда вы приходите на прием, врачу на вас смотреть некогда - он напряженно строчит в карточке. И иногда не успевает, приходится оставаться “после уроков”. Об этом я уже писал ранее в откровениях участкового врача.
В общем, работа на конвейере и по шаблону дает такой же шаблонный результат. Думать и рассуждать некогда. В древности это называлось прокрустово ложе.
3. Работа сверх нормы. Из-за такой достаточно напряженной работы (поликлиника + домашние вызовы) на месте участкового врача выдержит не каждый. На некоторые квратирные вызовы вообще страшно ходить в темное время суток и без охраны. Поэтому врачей в Беларуси не хватает.
По статистике белорусского Минздрава, в среднем каждый белорусский врач работает на 1.3 ставки. То есть работы много. Больных надо обслуживать. Врачам приходится работать за себя и “за того парня”. В ноябре 2007 года в Беларуси средний заработок был Br736,4 тыс. ($342), а у врачей - 1051,3 тыс. руб. ($488,2). Кажется, врачи относительно неплохо зарабатывают, почему же они жалуются? Давайте разделим 488 долларов на 1.3 ставки, получим 375 долларов, то есть чуть выше среднего уровня в РБ. Если бы все доктора работали ровно на 1 ставку, как и положено, то и получали бы среднюю зарплату по стране.
А работают они на 1.3 ставки не только от “прирожденной жадности”, но и потому, что руководство просит взять подработку. Руководитель отвечает за все учреждение и должен думать, как заполнить кадровый дефицит. Разве виноваты другие больные, что на их участке нет врача? Да и деньги тоже нужны. А тут врачу обещают разные надбавки за “расширенную зону обслуживания“, премии… Деньги всем нужны, ведь сама по себе зарплата врача небольшая, особенно у начинающих.
Старый анекдот:
- Почему врачи работают на 1.5 ставки?
- Потому что на 1 ставку есть нечего, а на 2 — некогда.
4. Синдром эмоционального выгорания. Профессии, связанные с работой с людьми, подвержены синдрому эмоционального выгорания (СЭВ). Это когда работа и больные до смерти надоели, хочется в буквальном смысле их не видеть и, если такой возможности нет, даже “перестрелять” (я слышал такое выражение). По некоторым данным, около 50-60% врачей имеют СЭВ в начальной стадии, а около 5-10% — в выраженной степени. А работа в постоянном нервном напряжении из-за недостатка времени, боязни жалоб (о них в другой раз) и на 1.5 ставки этому очень способствует.
Логично предположить, в частных медцентрах условия работы лучше, поэтому СЭВ у этих врачей должен встречаться реже. Так оно и есть. Смотрите исследование синдрома эмоционального выгорания у стоматологов.
Но кому поможет доктор, которого самого надо лечить?
5. Отсутствие стимулов. В государственной системе здравоохранения оплата труда слабо зависит от количества пациентов. Не важно, пусто ли под дверями кабинета или же там постоянные очереди, – зарплата сильно отличаться не будет. Отсюда появляется соблазн сделать так, чтобы пациентов было поменьше. Любимые отговорки таких врачей:
* мне бы самой дожить до таких лет
* а что вы хотите в вашем возрасте?
* сейчас этим все болеют
* вы такая особенная, я не знаю, чем вас еще лечить.
Для уменьшения потока пациентов “используются” невнимательность, хамство, шаблонное лечение самыми простыми (древними) препаратами без доказанной эффективности. В результате у больных отпадает желание идти к такому врачу еще раз. Цель достигнута: у кабинета нет очередей. А пациенты обращаются в платный медцентр, где, к слову, тот же самый врач может вести прием на полставки.
Эта проблема возникает потому, что врач получает зарплату не от пациентов, а от государства. В чем-то эта система имеет свои плюсы (какие именно — подумайте на досуге), но есть и немало минусов. Одно из следствий: врачи приемных отделений подсознательно ненавидят работников скорой, потому что те привозят им работу. Ведь если скорая никого не привезет, то можно всю смену ничего не делать, и зарплата от этого никак не уменьшится. А еще все врачи очень любят перекладывать работу на коллегу, если есть любая формальная возможность. Меньше работы — меньше ответственности, крепче сон по ночам. Вот и думайте, какая медицина нам нужнее — платная или бесплатная?
6. Некомпетентость. Если у врача синдром эмоционального выгорания, какое тут может быть стремление повышать свой профессиональный уровень? А когда врач работает на 1.5 ставки, то ему при всем желании (что бывает редко) просто некогда заниматься самообразованием. А жаль, ведь медицина постоянно развивается, врачи в СНГ значительно отстали в профессиональном уровне от зарубежных коллег… Не зря есть поговорка: у каждого врача есть свое кладбище.
7. Еще раз некомпетентность. С другой стороны, зачем врачам много знать, если большинство пациентов не может купить современные эффективные препараты из-за их высокой стоимости? Тут дело не столько в цене лекарств, сколько в небольшой пенсии или зарплате. Получается порочный круг: больные не могут купить, врачи стараются не назначать. Причем это входит в шаблон действий врача, и препараты не назначаются даже тем, кто может их приобрести.
А древнее оборудование, которое много лет не обновлялось и регулярно ломается, также не вызывает никакого желания повышать свой профессиональный уровень. Это психологический аспект, который я отмечал у себя лично.
8. Качества личности. Если честно, то это самый главный пункт, но я сознательно поставил его в конце. Общение с больным и родственниками — целое искусство, но мало кто им владеет и применяет. Медицина — это значит “отдавать“. Те, кто пришли сюда только “получать”, разочаровываются и уходят. Это о таких врачах говорят больные: “лучше дома умру, но к нему не пойду“.
На Западе проблема плохих врачей выражена в меньшей степени. Там врач — уважаемый в обществе человек с очень приличной зарплатой. Работа рядовым врачом “у нас” может вызвать жалость и сочувствие у тех одноклассников, которые учились намного хуже, но сейчас устроились в столице с зарплатой в 1.5-2 раза больше.
За рубежом стать врачом непросто. Надо выдержать большой конкурс и иметь возможность оплачивать учебу. Ключ к разгадке находится в технологии отбора абитуриентов. В СНГ и на Западе отбор абитуриентов на медицинские специальности ВУЗов значительно отличается. Возьмем отбор будущих врачей в Австралии. Прочитайте этот материал сами, а кратко я скажу, что у нас отбор идет только по количеству знаний. В Австралии и других странах ключевую роль играют личностные качества: способность понимать собеседника, чувствовать его, сопереживать, поддержать и многое другое. Отбор многоэтапный, при этом несколько этапов посвящено определению личных качеств будущего врача:
* оценка глубинного понимания смысла текста,
* написание двух сочинений за 1 час,
* устное собеседование.
Я думаю, что если бы у нас использовались некоторые элементы такого отбора, то медицинское образование только бы выиграло.