ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ
Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Врачебная информация для родителей, всё рационально, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

☼ Внимание! Новый канал Аутизм, расстройство аутичного спектра: что делать, где читать, куда идти, как работать   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nevrolog. Поведенческий невролог и доказательная медицина: чтобы потом не было мучительно жаль впустую потерянных времени, сил и других ресурсов...

☼ Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervos. В канале всегда актуальная информация, лучшие статьи, новости и книжные обзоры, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Живое общение, присоединяйтесь!  *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervokid. Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов

ПОМОГИТЕ МАЛЫШУ ЗАГОВОРИТЬ

главы из книги "Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей1,5-3 лет"  Елена Янушко
Содержание
Логопедические занятия с детьми раннего возраста
Необходимость логопедических занятий с неговорящими детьми раннего возраста
Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста
Развитие общения и сотрудничества со взрослым
Игры для налаживания контакта с ребенком
Развитие общего подражания
Игры со стихотворными текстами Подвижные игры
Игры с игрушками и предметами Развитие делового общения со взрослым
Развитие слухового восприятия Развитие неречевого слуха
Игры для развития физического слуха Развитие речевого слуха Игры для развития речевого слуха
Развитие физиологического дыхания
Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха
Развитие речевого дыхания
Игры для развития речевого дыхания
Развитие моторики рук
Развитие движений и двигательных навыков в детстве
Значение развития движений рук и мелкой моторики пальцев
Игры и упражнения для развития ручной моторики
Занятия с предметами и материалами Пальчиковые игры
Развитие понимания речи
Создание речевой среды  Накопление пассивного словаря
Игры для развития пассивного словаря
Развитие активной речи ребенка  Развитие речевого подражания
Игры для развития общего и речевого подражания
Использование ритма в развитии речи
Упражнения на договаривание слов и строк Потешки  Песенки
Рифмованные загадки

Логопедические занятия с детьми раннего возраста

Необходимость логопедических занятий с неговорящими детьми раннего возраста
В ситуации, когда у малыша 1,5 - 2,5 лет отсутствует активная речь, перед родителями и педагогами встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать специальные логопедические занятия или стоит подождать?
Родители обычно сравнивают речь ребенка с уровнем развития речи его сверстников. И, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребенок отстает в речевом развитии. Однако на бытовом уровне существуют представления о том, что «мальчики вообще начинают говорить позже» или «бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит», и т.п.
Часто и логопеды в поликлинике советуют немного подождать. Объяснить это можно тем, что занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием заниматься с маленькими детьми. Гораздо легче проводить занятия с ребенком 4,5 - 5 лет, поведение которого уже в достаточной степени произвольно.
    На наш взгляд, в случае отсутствия активной речи у малыша 1,5 - 3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов  -  логопеда, психолога, психоневролога, оториноларинголога (ЛОР), провести ряд медицинских исследований

Обычно на консультации у логопеда или в процессе логопедических занятий с детьми раннего возраста родители хотят получить прогноз развития речи ребенка на
ближайшую и отдаленную перспективу. Насколько возможно составить точный прогноз? Так как в раннем и младшем дошкольном возрасте у детей с нарушением речи разной степени сложности уровень общего и речевого развития может выглядеть примерно одинаково, предположения о дальнейшем развитии речи ребенка можно составить только учитывая динамику развития речи в ходе обучающего логопедического воздействия.
При проведении систематических логопедических занятий часть детей, имеющих сходные речевые нарушения в раннем и младшем дошкольном возрасте, могут полностью преодолеть свой речевой дефект, догнать по уровню развития речи сверстников, а в будущем успешно обучаться в массовой школе. Другая часть детей даже в ходе систематических занятий оказывается не способна полностью преодолеть свою речевую недостаточность, в школьном возрасте у них возникают проблемы с усвоением письменной речи (дисграфия, дислексия). В первом случае можно говорить о задержке речевого развития (ЗРР), во втором случае  -  об общем недоразвитии речи (ОНР).
Особенности занятий с детьми раннего возраста
Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т.д.

Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:
Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания
Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта  -  что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют.
Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т.д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.
Вывод: занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.
В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения
Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская  непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже  -  в старшем дошкольном возрасте. А пока... если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет.
Вывод:    элементы обучения необходимо вводить в специально
организованные игры.

Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение
Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т.д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется.
Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.
Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.
Содержание материала должно соответствовать детскому опыту

Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используйте знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой  -  дети видели машины на улице; игра «Киса, киса  -  брысь!»  -  дети видели и гладили кошку.
Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки  -  курочку и цыплят  -  или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть. Основные темы занятий  -  быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т.д. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно.

Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора (можно взять за основу раздел программы детского сада «Ознакомление с окружающим миром»).

Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала
Уровень сложности материала для занятий с детьми раннего возраста должен
быть адекватен возрасту. Опыт работы показывает следующую тенденцию: педагоги склонны завышать уровень сложности материала и предъявляемых к малышам требований. Это можно объяснить тем, что взрослому человеку очень трудно занять позицию маленького ребенка. А ведь то, что очевидно и просто для ребенка старшего возраста, а тем более для взрослого, для малышей представляет серьезную задачу.
Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного задания.
Вывод: материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»).

Необходимо контролировать длительность занятия
Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5 - 10 до 15 - 20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии: можно быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать.
Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.

Необходима четкая структура занятия
Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая структура занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень непродолжительны по времени (вступительные и заключительные реплики педагога). Продолжение игры включает
основное содержание предлагаемого материала. При варьировании длительности игры мы манипулируем именно этой частью игры. И в случае короткого, и в случае долгого варианта игры не забывайте о вступительной и заключительной репликах, обозначающих начало и конец каждой игры.

Рассмотрим в качестве примера уже упомянутую выше игру «Курочка и цыплята». Варианты начала игры  -  «Вот к нам пришли курочка и цыплята», или «Сейчас мы поиграем в «Курочку и цыплят» и т.п. Варианты окончания игры  -  «Курочка с цыплятами пошли домой» (курочка и цыплята уходят), «Курочка и цыплята прощаются  -  до свидания!» и т.п. А вот продолжение может быть любым по содержанию и длительности в зависимости от поставленных задач.

Вывод: игра должна иметь начало, продолжение и конец. Необходима смена видов деятельности

Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными занятиями. Кстати, смена видов деятельности (например, умственной и физической) помогает увеличить работоспособность и у старших детей, и у взрослых.

Вывод: каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих одна другую.

Гибкость
Описанные занятия следует подбирать и использовать с учетом возраста детей, их возможностей и интересов. Реагируйте чутко на
отношение детей, улавливайте их ответные реакции. В некоторых случаях следует поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты развития игры, ее сюжета.

Вывод: необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его проведения  -  отдельные части занятия можно сократить или расширить, что - то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.

Перенос знаний
Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время занятий, активно использовались ими как на других занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого надо держать близких в курсе событий  -  они должны знать о новых достижениях ребенка. Так как малыши порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным способом, побуждайте, поощряйте, а иногда и требуйте, чтобы ребенок действовал по - новому. Только в этом случае полезный навык быстрее закрепится.
Вывод: чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях.

Малышам необходима положительная оценка их деятельности
В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался,  -  молодец!».

Вывод: чтобы малыши развивались быстрее и увереннее,
хвалите их почаще.

Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста
Логопедические занятия с детьми раннего возраста также имеют ряд особенностей:
Наличие эмоционального контакта между педагогом и ребенком
Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько ребенок эмоционально вовлечен. Логопеду необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации ребенка по отношению к занятиям. Необходимо встать на позицию ребенка, научиться играть, быть эмоциональным, непосредственным и доброжелательным в общении с малышом. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем  -  нежелания говорить, боязни речи.
Необходимость подготовительного этапа
Прежде чем начинать работу собственно над развитием речи, надо подготовить ребенка. Прежде всего  -  игры на развитие подражания. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека. Также проводится работа по развитию у малыша слухового восприятия и дыхания, внимания и памяти, без должного уровня развития которых формирование речи также будет тормозиться.
Особенности речевого сопровождения занятия
Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе речевого общения. Взрослый берет на себя активную роль: ведет ребенка за собой  -  объясняет и показывает, задает вопросы и сам же на них отвечает, предлагает ребенку несколько вариантов ответов на выбор. При этом необходимо многократное повторение словесного материала, чтобы облегчить детям его усвоение и запоминание.

К речи взрослого также предъявляется ряд требований: говорите простыми словами и фразами; речь должна быть чистая, без нарушений, взрослый дает только образцы правильной речи (недопустимо повторение за ребенком слов - заменителей); артикуляция должна быть четкой, дети должны видеть движения губ взрослого.
Организация специальных игр
Ребенок 2 - 3 лет может заниматься продуктивно только тогда, когда ему по -  настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.
Помимо интересного игрового сюжета, основанного на практическом опыте ребенка, в логопедических играх используются специальные приемы работы: паузы в речи педагога, использование жестов, договаривание ребенком слов и фраз и др.
Кроме вышесказанного следует принять во внимание некоторые особенности детей с нарушениями речи: возможны повышенная утомляемость, невнимательность и др.

Развитие эмоционального общения со взрослым
Прежде чем приступить собственно к занятиям по развитию речи, необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком. В случае, когда ребенок 1,5 - 3 лет использует в активной речи лишь несколько аморфных слов, вопрос установления контакта может стать проблематичным: часто только очень близкие люди могут разобрать произношение этих слов, понять их смысл. Добиться доверия ребенка в этом случае педагогу помогают игры для самых маленьких  -  эмоциональные игры.
С точки зрения детской психологии первой формой общения становится для малыша именно эмоциональное общение со взрослым человеком. И лишь позже появляются другие виды взаимодействия с людьми  -  деловое и личностное, общение со сверстниками.
Обычно маленькие неговорящие дети живо откликаются на эмоциональные игры, в которых инициативу берет в свои руки взрослый. Это можно объяснить тем, что такие игры часто знакомы детям, просты в исполнении и любимы детьми. Кроме этого, в эмоциональной игре от ребенка не требуется проявления активности, тем более не ставится задача что - то говорить, повторять за взрослым. А если учесть, что очень часто малышей, отстающих в речевом развитии, мучают требованиями «Скажи!»,    «Повтори!», такую ненавязчивую форму взаимодействия ребенок
воспринимает с благодарностью и с радостью откликается на предложение поиграть.
Не следует рассматривать проведение таких игр как шаг назад в развитии ребенка. Ведь в данном случае цель игры  -  это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.

При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт («Качели», «По ровненькой дорожке»). Описанные ниже варианты игр приводятся в такой последовательности: знакомство;
игры с использованием игрушек и предметов; контакт руками; телесный контакт.

Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий:
Во - первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре,
активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;
Во - вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями,
описывая словами все этапы игры; речь эмоционально насыщенная, четкая, немногословная, взрослый говорит спокойным или веселым голосом нормальной громкости. Во многих играх используются стихотворения и потешки. При этом следует выбирать небольшие по объему стихотворные тексты с простым, понятным и конкретным, но интересным ребенку раннего возраста содержанием;
В - третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу:    ведет себя доброжелательно, улыбается, поддерживает
проявления ребенком инициативы, подбадривает;
В - четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец: игра начинается, когда ребенок отдохнувший, в хорошем настроении, продолжается, пока ребенку интересно, и заканчивается при первых признаках усталости и потери интереса с его стороны;
В - пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый  -  один ребенок).
Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно. Чтобы повысить малышу настроение, заставить его улыбнуться, можно начинать логопедическое занятие с проведения одной из таких игр и в том случае, если контакт ребенка с педагогом уже наладился. Такая игра поможет настроиться на активное общение.
            ...............
     Способность малыша подражать движениям и действиям взрослого развивается постепенно. В случае, когда у ребенка наблюдается отставание в развитии речи, подражание требует специального обучающего воздействия со стороны взрослого. Это необходимо для проведения специальных коррекционных занятий, так на начальном этапе логопедической работы именно принцип подражания ложится в основу обучения ребенка.
   Мы предлагаем следующую последовательность развития общего подражания:
Начинать следует с отдельных простых движений. Например, в игре «Делаем зарядку» малыши повторяют такие движения: поднимем руки вверх, топаем ножками, побежали - побежали т.п.
   Затем можно учить детей выполнять несколько движений. Например, в игре «Птички» дети одновременно машут «крылышками» и бегают.
Следующий этап развития общего подражания  -  выполнение действий с предметами и игрушками, т.е. серии логически вытекающих друг из друга движений. В таких действиях важны не только определенные движения, но и осмысление ребенком социальной значимости действия. Например, в игре с куклой мы учим ребенка сначала покачать куколку, потом положить ее в кроватку и накрыть одеялом и т.д.
     Подражание движениям или действиям можно развивать в разных играх. Описанные ниже игры расположены по возрастанию уровня сложности. Особое внимание советуем уделять развитию подражания движениям кистей рук (игры «Ладошки», «Водичка», «Капуста», «Цветки» и др.). В основу перечисленных ниже игр положена следующая классификация игр для развития общего подражания:
   Игры со стихотворными текстами. Это игры, в которых текст стихотворения поэтапно сопровождается определенными, соответствующими сюжету действиями.
Подвижные игры. Игры с использованием разнообразных движений. Обычно проводятся в группе, сопровождаются четкими инструкциями. Сюда же можно отнести игры на детской площадке  -  обучение детей умению качаться на разных видах качелей, съезжать с горки, пользоваться спортивными снарядами (лазать по лестнице, висеть на перекладине и пр.). Параллельно решается задача развития двигательной сферы детей.
Игры с игрушками и предметами. В этих играх взрослый учит ребенка выполнять определенные, социально закрепленные за предметами и игрушками, действия  -  игровые (куклы, мячи, кубики), действия с орудиями (лопатка, ложка, сачок) и др.
Играя с детьми, соблюдайте правила речевого сопровождения. Во - первых, речевые инструкции должны быть четкими, понятными детям. Во - вторых, стихотворения, которые используются в игре, не должны быть слишком длинными (лучше, если взрослый выучит их наизусть), их содержание должно быть конкретным, понятным и интересным для детей раннего возраста, без излишней образности. В - третьих, речь педагога должна стать образцом Для подражания: эмоционально насыщенная, четкая, немногословная, взрослый говорит спокойным энергичным голосом нормальной громкости.
    Игры, направленные на развитие у детей общего подражания, могут проводиться как индивидуально, так и в небольших группах (3 - 5 детей). Лучше знакомить ребенка с новой игрой в ходе индивидуального занятия, а закреплять и расширять умения на занятиях в группе. Следует учесть, что, играя в группе, дети подражают не только взрослому, но и друг другу. Если в группе выделяются положительные лидеры, с которых можно брать пример, подражание сверстникам становится дополнительным стимулом для развита общего подражания.
Помимо задач развития и обучения ребенка, игры для развития общего подражания несут в себе эмоционально положительный заряд, дают возможность подвигаться, доставляют детям удовольствие и радость.
Игры со стихотворными текстами

Котята
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите детям поиграть в котят. Комментируйте СВОР действия словами:
Сейчас мы превратимся в котят. Делайте, как я.
Мяу - мяу, умываюсь, (движения умывания)
Всем на свете улыбаюсь! (улыбнитесь)

Мишка косолапый
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите детям игру в мишку.
 - Давайте поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения! Мишка косолапый по лесу идет.
(ходьба вперевалку) Шишки собирает, песенку поет.
(делаем движения, словно подбираем с земли шишки)
Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб! (легонько ударяем ладошкой по лбу)
Мишка рассердился и ногою  -  топ! (делаем сердитое выражение лица и топаем ногой)

Заиньки
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите детям игру в зайчиков.
Давайте поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!
По лесной лужайке Разбежались зайки. (легкий бег)
Вот какие зайки, Зайки - побегайки.
(поднимаем ладошки к голове  -  показываем «ушки»)
Сели зайчики в кружок, (присели)
Роют лапкой корешок. (движение рукой)
Вот какие зайки, Зайки - побегайки.
(поднимаем ладошки к голове  -  показываем «ушки»)

Ладошки
Цель: развитие подражания движениям рук взрослого; обучение умению быстро переключаться с одного движения на другое; развитие понимания речи; развитие кистей рук.
Ход игры: Эта игра проводится сидя за столом. Чтобы стало возможно осуществление последовательности движений, сначала следует научить ребенка выполнять отдельные движения: одновременно положить ладошки на стол ладонями вниз, ладонями вверх, поставить ладошки на ребро, зажать ладошки в кулачок. Когда дети освоят эти движения и без труда смогут воспроизводить их, вы сможете играть в«Ладошки».
Давайте поиграем с нашими ладошками. Я буду произносить стишок и
показывать движения, а вы повторяйте за мной!
Ладошки вверх! (кладем на стол кисти рук ладонями вверх)
Ладошки вниз! (переворачиваем ладони)
А теперь их на бочок! (ставим ладони на ребро)
И зажали в кулачок! (зажимаем ладони в кулаки)
Вначале следует выполнять серию движений медленно, так как детям сложно быстро переключаться с одного движения на другое. Когда дети хорошо освоят движения, их последовательность, можно предложить игру без показа со стороны взрослого, а только по словесной команде.

Водичка
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Дети стоят в ряд, педагог становится напротив.
 - Я буду рассказывать стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!
Водичка, водичка!
(перебираем пальчиками сверху вниз)
Умой мое личико!
(имитируем движения  -  «умываемся»)
Чтобы глазки блестели,
(указательными пальцами показываем на глаза)
Чтобы щечки краснели, (дотрагиваемся до щек)
Чтоб смеялся роток (улыбаемся)
Чтоб кусался зубок!
(пальцами изображаем укус;
    Вот птак мы умылись. Стали чистые и румяные!

Лады - лады
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Дети стоят в ряд, педагог становится напротив.
    Я буду говорить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!
Ой, лады, лады, лады!
(показываем ладошки или хлопаем в ладоши)
Не боимся мы воды! (мотаем головой)
Часто умываемся, («умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица)
Маме [папе, бабе) улыбаемся!
(улыбаемся, разводим руки в стороны)

Капуста
Цель: развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи.
Ход игры: Прежде чем начинать игру, необходимо уточнить представления детей о том, что такое квашеная капуста, как и из чего ее готовят. Хорошо тут же показать детям квашеную капусту, дать попробовать.
 - Кто любит квашеную капусту? Она очень вкусная и полезная. Сейчас мы будем готовить квашеную капусту: я буду говорить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!
Мы капусту рубим, рубим! (руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и вниз  -  если левая рука вверху, правая внизу)
Мы капусту солим, солим! (руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы  -  большой, указательный и средний  -  собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим)
Мы капусту трём, трём! (руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем в кулак, трем кулачки друг о друга)
Мы капусту жмём, жмём! (руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то расставляем пальцы в стороны, то собираем в кулак)
 - Вот какие мы молодцы  -  приготовили капустку!

Цветки
Цель: развитие подражания движениям рук взрослого; развитие | понимания речи. Ход игры: Предложите детям поиграть в цветы. Комментируйте свои действия словами:
 - Представьте, что это полянка. А на полянке растут красивые цветы. Давайте, мы с вами будем цветками. Слушайте и повторяйте за мной!
Наши красные цветки
(согнутые в локтях руки соединяем и поднимаем перед собой, ладошки складываем ковшиком)
Распускают лепестки. (пальцы расставляем в стороны)
Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.
(шевелим пальчиками)
Наши красные цветки Закрывают лепестки.
(снова соединяем пальчики в «бутон»)
Головками качают (качаем из стороны в сторону соединенными вместе кистями рук) Я тихо засыпают.
(соединенные кисти рук подкладываем под голову)
 
Деревце
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите детям поиграть в деревца. Комментируйте свои действия словами:
Сейчас мы с вами превратимся в деревья. Слушайте и повторяйте за мной! Дует ветер нам в лицо,
(машем кистями рук, обмахивая лицо)
Закачалось деревцо!
(всем корпусом раскачиваемся из стороны в сторону)
Ветерок всё тише, тише, (качаемся медленнее, затем останавливаемся)
Деревце всё выше, выше! (поднимаем руки, тянемся вверх)

Чудо - цветок
Цель: развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите детям такую игру, (руки согнуты в локтях, складываем руки накрест и сцепляем ладони большими пальцами, шевелим пальчиками)
Шевелятся у цветка Все четыре лепестка.
Я цветок сорвать хотел,
Но цветок вдруг улетел.
(разъединяем большие пальцы, руки разводим в стороны)
 - Вы догадались, что это был за «цветок»? (бабочка)

Мы ногами топ - топ - топ!
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите малышам новую игру.
Мы ногами топ - топ - топ!
(топаем, высоко поднимая ноги)
А в ладоши хлоп - хлоп - хлоп]
(хлопаем в ладоши)

Ли да малыши! Аи да крепыши!
(руки на пояс, кружимся) Вот такие мы!
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите детям новую игру.
 - Ну - ка, давайте покажем ,что мы умеем делать! Повторяйте за мной!
Мы ногами топ, топ, топ! (топаем)
Развитие общего подражания
Мы руками хлоп, хлоп!
(хлопаем)
Головою круть, круть, крутъ!
(вертим головой из стороны в сторону)
Мы себя ударим в грудь! (расправляем плечи, несильно ударяем себя в грудь)
Погладили животики! (круговыми движениями гладим живот)
Улыбнулись ротики! (указательными пальчиками растягиваем уголки рта)
Вот какие мы молодцы!

Желтые сапожки
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите малышам игру в сапожки.
 - Представьте, что у вас есть красивые желтые сапожки. Давайте наденем сапожки!
(покажите, как можно имитировать движения надевания сапог)  - Все надели сапожки - ну - ка потопайте! А теперь слушайте внимательно и повторяйте за мной движения.
Бежали по дорожке Желтые сапожки.
Желтые сапожки У малышей на ножках.
(легкий бег)
Устали наши ножки,
Бежали по дорожке.
Погладим наши ножки
(легкие поглаживания ног ладонями)
И отдохнем немножко.
(спокойно лечь на спину и отдохнуть)

Хлопы - шлёпы
Цель: развитие подражания движениям рук взрослого; обучение умению быстро переключаться с одного движения на другое; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите малышам новую игру. Исходное положение  - сидя на коленях на полу. Хлоп раз!
(хлопок в ладоши на слово «хлоп», удар ладошек по коленям на слово «хлоп», удар ладошек по коленям на слово «раз»)
Еще раз! (хлопок в ладоши на слово «еще», удар ладошек по коленям на слово «раз»)
Мы похлопаем сейчас! (хлопаем в ладоши)
А потом скорей, скорей Шлёпай, шлёпай веселей!
(ритмичные удары ладошек об пол)


Делаем зарядку!
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие движений; развитие понимания речи.
Ход игры: Дети выстраиваются в ряд, на достаточном расстоянии друг от друга. Взрослый становится напротив детей. Он предлагает поиграть:    выполняет
определенные действия, комментируя их следующими словами:
 - Давайте делать зарядку! Я буду показывать, а вы повторяйте за мной!
Руки вверх!
Руки в стороны!
Теперь походим  -  топ - топ - топ!
Руки вперед!
Похлопаем в ладошки!
Руки на пояс! Присели!
Стоим!
Попрыгаем  -  прыг - скок!
Чтобы поддержать интерес к игре, в дальнейшем, когда дети запомнят предлагаемые движения, можно выбирать ведущего из числа детей.
Если игра проводится индивидуально с ребенком, можно предложить ему поменяться ролями:
    А теперь давай меняться  -  ты показывай, а я буду повторять.
Игру можно усложнять и расширять, добавляя новые движения.

Потанцуй со мной!
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие движений; движения в ритме музыки.
Ход игры: Дети становятся в круг, на достаточном расстоянии друг от друга. Педагог становится в центре круга. Включается музыка  -  можно использовать мелодии танцев, детские песенки. Педагог предлагает потанцевать вместе с ним, показывает и одновременно называет основные танцевальные движения. Движения можно выполнять в разном темпе в зависимости от характера музыки.
 - Давайте потанцуем под музыку! Я буду показывать, а вы повторяйте за мной!
Похлопаем в ладоши!
(руки перед собой)
 - Хлопки над головой!
(прямыми руками с большим размахом)
Топотушки!
(быстрые топочущие шаги на месте)
Потопаем правой ножкой!
(притопы одной ногой)
Потопаем левой ножкой'
(притопы другой ногой)
Ловим комариков!
(звонкие хлопки справа, слева от корпуса, вверху и внизу)
Мячики!
(прыжки на обеих ногах)
Делаем тарелки!
(скользящие хлопки: одна рука с размаху двигается сверху вниз, другая снизу вверх)
Пружинка!
(приседания, ноги не отрываются от пола)
Ветерок!
(перекрестные движения рук над головой)
Покружимся!
(повороты вокруг собственной оси, или кружимся в парах, взявшись под руки)
Помимо выполнения под музыку отдельных движений, рекомендуется разучивание простых танцев, хороводы и пр.

Угадай, кто я такой!
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие движений.
Ход игры: Педагог изображает характерные движения и предлагает детям угадать, какое животное он изображает, а затем повторить те же движения.
Сейчас я буду изображать животное. Угадайте, кто я такой! Конечно, я  -  косолапый медведь! Давайте походим вперевалочку, как мишка,  -  вот так!
Педагог вместе с детьми ходит вперевалку, расставив руки в стороны. Подобным образом изображаются движения следующих животных и птиц:
Лиса  - плавная неторопливая ходьба, поочередно выставляем вперед руки -  «лапы».
Заяц  -  приставляем к груди согнутые в локтях руки - «лапки», прыгаем на обеих ногах.
Птичка  -  бег по комнате с одновременными взмахами прямыми руками -  крыльями».
Лягушка  -  приседаем, прыжки вперед, выпрямляя и снова сгибая в коленях ноги.
Лошадка  -  бег с поочередным выбрасыванием правой/левой ноги вперед.

Повторяй за мной!
Цель: развитие подражания действиям взрослого.
Ход игры: Педагог изображает различные действия и предлагает м угадать, что он делает, а затем повторить действия вместе с ним Действия выполняются без использования реальных предметов но если дети затрудняются с ответом, что же делает взрослый, можно использовать предметы во время показа. Например, педагог изображает, что берет тарелку и ложку, накладывает еду, набирает еду ложкой, дует, чтобы остыло, кладет в рот, жует и глотает.
    Сейчас я буду что - то интересное показывать, а вы постарайтесь угадать,
что же я делаю... Конечно, я кушаю! Покажите, как вы умеете кушать! Интересно, кто что ест? Я ела кашу. А ты, Ваня, что кушаешь? Наверно, суп?
Так как дети пока не пользуются активной речью, педагог может после вопросов предлагать варианты ответов, а дети выбирают тот вариант, который понравился, и выражают согласие доступным им способом  -  кивком головы, звуками.
Подобным образом изображаются следующие действия:
Читаю - «раскрыть книгу, полистать страницы».
Пью - «взять чашку, поднести ко рту, попить, вытереть рот салфеткой».
Еду на машине -  «двигаться по комнате, крутить руль и сигналить».
Самолет -  «расставить в стороны прямые руки - «крылья», ходить или бегать по комнате».
Играю в снежки -  «наклониться, зачерпнуть руками снег, слепить снежок, метнуть снежок».
Рисую -  «набирать краску на кисть, водить кистью по мольберту, повесить картину на стену».
Мою полы - «опустить швабру в ведро с водой, затем водить шваброй по полу».

Птички
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите детям поиграть в птичек. Комментируйте! свои действия словами:
 - Делайте, как я. Полетим как птички! Машем крыльями вверх вниз!
Бегая по комнате, делаем взмахи руками как крыльями. Если кто - то из малышей не выполняет движение, поднимите его руки, помогите выполнить движение.
Присаживаемся на корточки и стучим рукой по полу.
Теперь птички присели на землю отдохнуть, и стали клевать зернышки  -  вот так!
Предложите детям разный темп выполнения движения  -  птички могут лететь быстро или медленно.
Снова полетели! Медленно машем крыльями... А теперь быстро полетели!
Игру можно варьировать, придумывать новые движения для птичек.

Солнышко и дождик
Цель: развитие подражания движениям и действиям взрослого, обучение навыку внимательно слушать словесную инструкцию.
Ход игры: Договоритесь с малышами, где у вас будет домик. Это может быть лежащий на полу ковер  -  общий для всех дом. В другой раз у каждого ребенка может быть свой домик  -  обруч, лежащий на полу, сложенная в форме круга скакалка или стульчик. Когда играете на улице, домики можно нарисовать мелом на асфальте.
 Это наш домик (или наши домики)  -  будем в домике жить. Сейчас погода на улице хорошая  -  светит солнышко. Идем гулять!
Выходите из домика наружу и гуляете по комнате. Можно попрыгать, потанцевать  -  дети повторяют движения за педагогом.
Вдруг набежала туча, закрыла солнышко - сейчас начнется дождь. Бежим скорее домой спрячемся от дождика!
Посидев немного в «домике», предложите малышам «выглянуть в окошко»
Посмотрите, какая погода на улице. Дождик идет? Тогда останемся дома. Солнышко светит? Идем гулять!
Игра продолжается. Следите за тем, чтобы для игры было достаочно места, чтобы дети не толкались, когда спешат в домики.
Игры с игрушками и предметами

Игры с кубиками
Цель: развитие подражания действиям взрослого; развитие игровых действий; конструирование.
Оборудование: пластмассовые или деревянные кубики разных цветов и другие фигуры из детских строительных наборов.
Ход игры:    Предложите    детям    разноцветные    кубики    (сначала лучше
использовать крупные пластмассовые кубики, затем кубики меньшего размера; другие фигуры можно использовать позже). Покажите и расскажите, что можно построить из кубиков. Лучше обучать разным играм с кубиками поэтапно: сначала дети учатся выстраивать башенки, затем дорожки, домики и т.д. Обучение таким простым играм полезно, так как расширяет представления детей, их возможности.

Стулья
Поставьте крупные кубики на небольшом расстоянии друг от друга  -  это стулья. Рассадите на стульях некрупные игрушки (удобно использовать резиновые игрушки с устойчивым основанием).
Играли наши игрушки и очень устали. Давай поставим для них стульчики -  пусть посидят, отдохнут. Вот стульчик для зайчика, а этот стульчик - для мишки. Посидели, отдохнули - и побежали дальше играть.
 
Дорожка
Выкладываем кубики в ряд на полу. Дорожка может быть длинной и короткой,одного цвета и с чередованием разных цветов. По дорожке могут ходить куклы идругие игрушки, могут ездить машинки.
 - Давай сделаем дорожку из кубиков! Ставим кубик, рядом еще кубик  -  воттак! Давай сделаем длинную дорожку! Какая замечательная получилась у насдорога! Идет кукла по дороге  -  топ - топ - топ!

Башня
Ставим один кубик на другой, пока не получится высокая башня. Необходимо обратить внимание ребенка, что кубики следует класть друг на друга аккуратно, иначе башня будет неустойчивой и быстро разрушится. Башня может быть разноцветной или одного цвета, низкой или высокой. Можно построить рядом две башни разной высоты и разного цвета. На башню может забраться куколка. Можно попытаться попасть в башенку мячом.
Давай построим высокую башню! Ставим кубик. На него ещё один  -  вот так! Вот такая башня получилась! Пришла матрёшка и стала забираться наверх -  топ - топ - топ. Высоко наверху, далеко видно. Прыг! - спрыгнула матрёшка вниз и пошла домой. Тут башня закачалась... и развалилась! Бабах!
 
Домик
Выкладываем из кубиков стены домика (крыши нет), один из кубиков  -  это дверь, которая может закрываться и открываться. В доме можно поселить куклу, матрешек или маленьких резиновых зверушек. Можно организовать игру «1Ъсти», «Теремок».
Сегодня мы будем строить из кубиков дом. Ставим кубики рядом  - это стены А это вход. Вот дверь - можно открыть дверь, а можно закрыть. Кто будет в домике жить? Зайчик. Тут идёт мимо белка и говорит: «Какой красивый домик! Тук - тук! Кто в домике живёт?» Заяц отвечает: «Это я, зайчик, заходи в гости!» и т.д.
 
Поезд
Выкладываем кубики в ряд на полу (лучше использовать крупные пластмассовые кубики)  -  это вагоны поезда. Затем ставим на каждый кубик резиновую игрушку (подбирайте игрушки с устойчивым) основанием, чтобы они не падали во время движения)  -  это пассажиры садятся в поезд. Подталкивая последний кубик, можно добиться движения поезда из кубиков вперед, а также его плавных поворотов.
 - Кубик, рядом ещё кубик  -  получился поезд! Пришли пассажиры, стали садиться в вагоны. Кто едет в первом вагоне? Лисичка. Кто едет во втором вагоне? Курочка. Поехали! Ту - ту! Остановился поезд на станции - выходите, пассажиры! И т.д.
 
Ворота
Постройте из кубиков ворота  -  две башенки одной высоты на небольшом расстоянии друг от друга, сверху на башенки положите небольшую дощечку (или брусок из строительного набора, книжку, другой подходящий по размерам плоский предмет). Под воротами могут проезжать машины, гулять куклы.
 
На дальнейших занятиях можно строить одновременно разные конструкции и их сочетания, использовать помимо кубиков другие фигуры из строительных наборов. Кроме этого, педагог помогает детям придумать новые варианты использования кубиков в соответствии с логикой развития игры на занятии.

Игры с мячами*
Цель' развитие подражания действиям взрослого; развитие игровых действий; развитие движений. Оборудование: резиновые мячи разных размеров. Ход игры: Покажите ребенку мяч и предложите поиграть: сначала взрослый показывает действие с мячом, после этого ребенок повторяет это действие. Одно и то же действие повторяется многократно.
 - Кати мяч! Догони мяч!
Взрослый показывает ребенку, как катить мяч по полу, подталкивая его рукой или легко ударяя по мячу ногой. Затем предлагает догнать мяч и катить его в другую сторону.
Кидай мяч! Лови мяч!
Сначала взрослый показывает, как можно кидать мячи: большие и средние обеими руками, а маленькие  -  одной рукой. После этого показывает, как следует ловить мяч, быстро хватая его обеими руками.
Перебрось мяч!
Взрослый сооружает препятствие для мяча  -  ставит скамеечку или натягивает веревку между двух стульев. Затем показывает, как можно перебросить мяч через препятствие, подбрасывая его вверх. Ребенок повторяет. Высоту препятствия можно варьировать.
Обучение игре с мячом лучше начинать на индивидуальных занятиях.

Попади в корзину!
В игре используются небольшие мячики, коробка или корзина. Взрослый и ребенок становятся на расстоянии 50 см от коробки или корзины, стоящей на полу. Взрослый показывает, как захватить мяч и бросать его, пытаясь попасть в корзину. Затем предлагает ребенку повторить за ним действия. Постепенно расстояние до цели можно увеличивать. В дальнейшем можно предложить забросить мяч в коробку или корзину, стоящую на высоте.

Мяч с горки!
Взрослый вместе с ребенком строят горку из стульчика и длинной доски: одним концом доска кладется на стул, другой конец  -  на полу. Затем взрослый показывает, как можно скатить с горки мяч. Ребенок бежит, догоняет мяч, игра начинается сначала.
 
Мяч в ворота!
Можно соорудить небольшие ворота из кубиков и показать ребенку, как катить мяч, стараясь попасть в ворота (катить можно, подталкивая мяч рукой или ударяя по нему ногой). Начинайте с расстояния в 1 метр, впоследствии расстояние можно увеличивать. Можно соорудить большие ворота из мебели (проследите, чтобы предметы и материалы для ворот были безопасными  -  легкими, без острых краев)  -  в такие ворота за мячом может пролезть и сам ребенок. Можно предложить прокатить мяч между ножками стула.
Мяч об землю!
Покажите, как можно ударить мяч об землю (пол) и ловить его. Подобным образом можно научить ребенка отбивать мяч от стены.

Ну - ка, попади!
Постройте башенку или стену из кубиков или выставите в ряд кегли и покажите ребенку, как катить мяч, чтобы сбить предметы. Обратите внимание ребенка на то, что движения должны быть точными.
Игры с машинками
Цель: развитие подражания действиям взрослого; развитие игровых действий.
Оборудование: разнообразные машинки (легковые, грузовые, бусы и др.) разных размеров.
Ход игры: Дети, особенно мальчики, любят играть с машинками.
Но чтобы игра развивалась и усложнялась, полезно показать им разнообразные действия с машинами, так как сами малыши обычно только катают машинки, врезаются в препятствия.
Машина едет!
Покажите ребенку, как по - разному может ездить машина: прямо вперед, давать задний ход, может ездить быстро или медленно,' поворачивать направо или налево. Можно в качестве дороги с ПОЕ ротами использовать узоры на ковре. Покажите, как машина с» налит: «Би - би!»

Гараж для машины
Постройте для машины гараж из кубиков. Покажите, как мг заезжает в гараж и выезжает из него.

Тоннели и мосты
Можно из строительных наборов и разнообразных предметов и подсобных материалов соорудить тоннели и мосты, по которым поедут машины.
 
Перевозим грузы!
В этой игре используется грузовая машина с кузовом. Можно организовать игру в стройку и перевозить в грузовике кубики из строительного набора. Можно перевозить разнообразные предметы и игрушки небольшого размера.
 
Игры с куклами
Цель: развитие подражания действиям взрослого; развитие игровых действий.
Оборудование: разнообразные куклы - дети, кукольная одежда, посуда и мебель, коляска и т.д.
Ход игры: Дети, в первую очередь девочки, любят играть с куклами. Но чтобы развить, расширить, усложнить игру малышей 1 - 3 лет, полезно познакомить их с разнообразными действиями с куклой.

Спать пора!
Покажите, как укладывать куклу спать: сначала покачать ее руках из стороны в сторону, тихо напевая: «А - а - а!», затем уложит кроватку или коляску, накрыть одеялом и т.д.
Кукольный обед
Покажите, как готовить еду, помешивая ложкой в кастрюльке, накрывать на стол
раскладывать посуду, как кормить с ложки! поить куклу. После обеда кукле можно вытереть рот салфеткой, j рать со стола и вымыть посуду.

Наряжаемся!
В этой игре можно использовать ненужные шарфы и платки, а так же разнообразную кукольную одежду. Сначала покажите малышам, как можно закутать куклу в платок или шарф, затем мс учиться надевать на нее одежду и обувь.
Кукла танцует и поет!
Возьмите куклу и покажите разнообразные действия, которые or может выполнять,  -  ходить, прыгать на месте, хлопать в ладоши. кружиться, садиться, танцевать, петь песенку: «Ля - ля - ля!». В  - игре обычно используются гибкие куклы, например тряпичные.