Внимание, полезные каналы и чаты в Телеграм (там всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь, просто наберите в поиске мессенджера - @nevrolog, @nervos, @nervokid)
☼ "Аутизм и расстройства аутичного спектра"
☼ "Детская неврология, психология, психиатрия"
☼ Живое общение, присоединяйтесь! *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов
☼ "Аутизм и расстройства аутичного спектра"
☼ "Детская неврология, психология, психиатрия"
☼ Живое общение, присоединяйтесь! *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов
ПРИМЕРЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Общая характеристика ребенка
- Знание времени года, места нахождения , своих личных данных (имя, возраст, имя мамы, адрес проживания)
- Отвлекаемость, полевое поведение в ситуации обследования, расторможенность, общее возбуждение
- Отказ от задания и общения или отсутствие чувства дистанции
- Неадекватные эмоциональные реакции: плач, смех
- Симптомы агрессии или самоагрессии
- Напряженность, растерянность, тревожность
- Нечувствительность к оценкам взрослого, незаинтересованность в результатах обследования
- Низкая умственная работоспособность и концентрация внимания
- Несформированность избирательности в корректурной пробе
- Смешения перцептивно близких или далеких фигурок
- Отвлечения от выполнения задания (паузы)
Движение
- Инертность (персеверации движений)
- Трудности удержания двигательной программы
- Упрощение программы в динамическом праксисе
- Дезавтоматизация (скандированность) движений в динамическом праксисе
- Стереотипии в динамическом праксисе (вертикальный кулак)
- Слабость пространственной организации движений и действий: пространственный поиск, зеркальность, пространственные ошибки (в динамическом праксисе, праксисе позы, рисунке)
- Импульсивность (эхопраксия с коррекцией) в праксисе позы, в реакциивыбора
- Кинестетические трудности (поиск позы, моторная неловкость) в праксисе позы
- Истощаемость (микрография) в графической пробе
- Утеря программы в реакции выбора
- Напряженность, замедленность в реципрокной координации
- Поочередное или симметричное (уподобление) выполнение реципрокной координации
- Отставание одной руки в реципрокной координации
- Лишние импульсы при воспроизведении ритмических структур
- Трудности вхождения в задание (двигательная аспонтанность)
- Наличие синкинезий
- Системные персеверации
Узнавание
- Несформированность предметного гнозиса
- Импульсивность в гностической сфере
- Фрагментарность восприятия
- Псевдоагнозии (трудности контроля, избирательности и целенаправленности при восприятии)
- Ошибки восприятия пространственных признаков зрительных стимулов
- Несформированность акустического гнозиса
- Слабость акустического внимания
- Инактивность (персеверации) при восприятии
- Игнорирование одной стороны зрительного пространства
- Слабость симультанного синтеза при восприятии
- Трудности идентификации эмоций по знаку или по качеству
Речь
- Изменение мелодии речи (смазанность, гнусавость, заикание, монотонность, дисфония)
- Недостаточная плавность (скандированность) речи
- Неразвернутость, бедность речи, несформированность даже простых трехсложных конструкций, включающих субъект, предикат и объект
- Трудности грамматического оформления высказывания (аграмматизмы: неправильное употребление предлогов, окончаний, ошибки согласования слов)
- Парафазии при назывании и в спонтанной речи
- Инертность (персеверации) при назывании, соотнесении слова (фразы) с картинкой и в спонтанной речи
Импульсивность в речевых пробах
- Речевая аспонтанность, трудности включения в речь
- Трудности понимания предметно отнесенных слов (отчуждение смысла слов)
- Трудности понимания логикограмматических конструкций
- Бедный словарь
- Узкий объем речевого восприятия (пропуск одного элемента в пробе на соотнесение с картинкой пар слов)
Память
- Низкая продуктивность (ниже нормативного для данного возраста объема) запоминания в процессе заучивания
- Инактивность заучивания (плато и персеверации стимулов)
- Конфабуляции (вплетения непредъявленных элементов)
- Трудности включения (низкий показатель объема заучивания при первом предъявлении)
- Звуковые замены (близким по звучанию словом)
- Семантические замены (близким по смыслу словом)
- Перцептивные замены (зрительно сходной картинкой)
- Незапоминание последовательности элементов
- Незапоминание смысловых элементов текста
- Трудности усвоения двигательной программы (необходимость проговаривания или сопряженного выполнения)
- Необходимость подсказки для воспроизведения усвоенной двигательной программы
- Невозможность усвоения двигательной программы
Примеры методик
- Проба на реципрокную координацию (с 4 лет). Обследователь кладет на стол обе кисти, одна из которых сжата в кулак, а у другой распрямлены одновременно одну кисть расжимает, а другую сжимает в кулак. После вместе.
- Проба на праксис позы пальцев. Ребенку предлагается поиграть в «ловкие пальчики» — последовательно повторять каждую из указанных
- в протоколе поз пальцев руки: вытянуть по одному второй, пятый, второй и третий, второй и пятый пальцы; сложить пальцы в кольцо, положить пальцы друг на друга. Поочередно обследуют обе руки, начиная обследование с ведущей.
- Проба на оральный праксис (с 4 лет). Ребенку предлагается поиграть в «рожицы» — последовательно имитировать каждое из показанных обследователем движений оральной мускулатуры: надуть щеки, надуть одну щеку, поцокать, упереть язык в щеку.
- Пробы на динамический праксис. Ребенку предлагают поиграть в «ловкие ручки». Обследующий показывает три раза различные последовательности движений кисти «кулак—ладонь—ребро». Затем просит повторить их другой поочередно, начиная с первой. Обследуются обе руки.
- Проба на условные реакции выбора (для детей от 5 лет). Ребенку дается инструкция «поиграть во внимательных моряков-сигнальщиков»: в ответ на поднятый кулак поднять палец, а в ответ на поднятый палец поднять кулак. После усвоения инструкции три раза происходит последовательное чередование движений — «палец—кулак» (создание двигательного стереотипа), после чего дважды подряд предъявляется одно и то же движение, а затем другое (ломка стереотипа)
- Проба на воспроизведение ритмических структур (для детей от 5 лет). Ребенку предлагается «поиграть в радистов»: последовательно воспроизводить ведущей рукой группы ритмических структур
- Копирование 4 простых фигур: круг, квадрат, ромб и треугольник
- Узнавание перечеркнутых и наложенных реальных изображений
- Узнавание (соединение линиями) пространственно ориентированных простых фигур
- Оценка и воспроизведение по инструкции простых ритмическихструктур.
- Идентификация эмоционального состояния (выбор картинки с аналогичной эмоцией)
- Воспроизведение речевых рядов (порядковый счет до десяти) в прямом и в обратном порядке.
- Называние реальных изображений, в том числе низкочастотных слов
- Показ пар реальных изображений по слову-наименованию
- Понимание логико-грамматических отношений
- Запоминание серии из 7 слов.
- Составление рассказа по картинке и серии сюжетных картинок
- Пересказ текста с опорой на вопросы
- Проба на исключение понятий
- Проба на понимание аналогий
- Пробы на предметный гнозис: узнавание реалистичных изображений, а с 4 лет — перечеркнутых и наложенных изображений: «Давай найдем спрятавшиеся картинки». При этом обследующий обращает внимание не только на полноту ответа, но и на такие особенности, как последовательность называния реальных предметов: слева направо или справа налево; невнимание (вплоть до игнорирования) к одной из сторон пространства; хаотичность и импульсивность деятельности.
- робы на акустический гнозис («Игра в радистов» — оценка ритмических структур) — с 4 лет
- Узнавание пространственно ориентированных простых фигур Ребенку предлагается в протоколе
- соединить карандашом одинаковые фигуры.
- Проба на идентификацию эмоций - люди и животные в разном эмоциональном состоянии:
- веселые, злые и испуганные (по 3–4 на каждое состояние — всего 10 картинок). Внизу даны изображения 5 кошек: веселой, грустной, злой, гордой, испуганной. Ребенку предлагается отправить (соединить ниточками/полосками разного цвета) всех веселых зверюшек и людей (красный цвет полоски) к веселой киске, всех злых (черный цвет) к злой кошке и всех испуганных (желтый цвет) к испуганной кошке.
- заучивание пяти (в 3 года) и семи (от 4 лет) не связанных по смыслу слов за 3 предъявления.
- Запоминание 2 серий из 2–3 движений.
- Тест на зрительную память: запоминание и узнавание 1–2 (в зависимости от возраста) групп из 3 изображений реальных предметов.
Из книги Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е.
"Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте."
"Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте."