Внимание, полезные каналы и чаты в Телеграм (там всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь, просто наберите в поиске мессенджера - @nevrolog, @nervos, @nervokid)
☼ "Аутизм и расстройства аутичного спектра"
☼ "Детская неврология, психология, психиатрия"
☼ Живое общение, присоединяйтесь! *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов
☼ "Аутизм и расстройства аутичного спектра"
☼ "Детская неврология, психология, психиатрия"
☼ Живое общение, присоединяйтесь! *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов
РАННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - ЭТО ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО? (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)
Раннее развитие ребенка (РДР) – это хорошо или плохо? (часть вторая)
Теперь, поговорим о минусах РДР… Есть ли они?
Мы живем в интересное время, когда «космические корабли бороздят просторы вселенной». Но гораздо интересней, что это время, когда мощные потоки информации круглосуточно «бороздят» наши мозги, когда, благодаря интернету,телевизору, телефону, огромные информационные лавины ежесекундно сходят в наши бедные мозги. Видео, аудио, текст, а скоро уже запахи, вкусы и тактильно-мышечные стимулы, дистанционные терабайты и петабайты информации обрабатываются нашими уставшими, жестоко эксплуатируемыми нейронами. Кажется, сейчас время максимальной легкости познания, век неизмеримо доступных возможностей получения информации.
Как вы думаете, где лучше собирать грибы? – на маленькой лесной полянке, полной боровиков или в светлом, уютном трюме огромного сухогруза, доверху наполненного хорошими грибами пополам с поганками?
Вот вопрос, - но нужен ли мозгу такой объем информации, есть ли в ней ценность, так ли она полезна? Как отфильтровать нужную информацию, кто будет определять ее пользу? Конечно, можно довериться специалистам, ученым, признанным авторитетам, средствам массовой информации, советам на форумах… Без сомнения, телевизор и википедия наши самые авторитетные, и высшие инстанции…
Но, даже если допустить определенную «достоверность» такой информации, все равно придется напрягать собственный мозг, и самостоятельно раскладывать по полочкам правду и ложь. А мозг наш не сильно изменился за последние несколько тысяч лет, а информации за это время стало больше, "чуть-чуть" больше, примерно на пару десятков или сотен зеттабайт, это не важно.
Итак, что будет, если мы в двухлитровую бутылку попытаемся влить 10 литров воды? Не получится, будет выплескиваться! А если настойчиво, с большим усилием? Просто взорвется! Наш мозг, к счастью, пока не взрывается, но сопротивляться таком «вливанию» будет до конца, до последнего вздоха: усталость, головные боли, нарушение внимания и памяти, эмоциональные расстройства, психосоматические болезни и т.д., список бесконечен…
В отличие от взрослого мозга, который работает более эффективно и стабильно, и может за себя постоять, детский мозг намного сильней подвержен срывам и перегрузкам, а самое главное, ребенок в программе РДР может всецело доверять взрослым в этом вопросе, он не умеет контролировать свои нагрузки. Риск развития перегрузок значительно выше, результатами таких информационных отравлений могут быть полные списки функциональных невротических расстройств, описанных на это сайте. Почти все болезни от нервов, помните?
Следующая классическая, идеальная, логическая цепочка аргументов родителей, апологетов РДР: «Мы любим своего ребенка и хотим ему добра, - значит, мы должны ему помочь стать успешным и счастливым, предоставить ребенку возможность приобрести нужный запас знаний, развить его интеллект, чтобы он смог сделать успешную карьеру, найти хорошую работу, стать материально благополучным и т.д. Итак, в нашем инфомире единственная возможность реализации таких планов – это режим РДР, прямо с рождения, систематическая тренировка интеллекта и постоянная работа по анализу гигантских потоков информации. Мозги обязаны трудиться!»
Это родительское умозаключение практически безупречно!
Но есть несколько маленьких уточнений:
1. В настоящее время, к сожалению, нет прямых, четко доказанных, причинно-следственных связей использования методик РДР и последующего высокого интеллектуального развития. Более того, интенсивность и продолжительность программ РДР, душевные и физические затраты родителей, напрямую, однозначно не связаны с высоким уровнем дальнейшего развития интеллекта.
Даже самая совершенная методика РДР не может гарантированно обеспечить высокий интеллект некоего конкретного ребенка.
2. Далее… Если упрощенно, в общепринятом понимании, успешность – это благополучие (психическое, физическое, материальное…). Так вот, нет прямой, четко доказанной причинно-следственной связи, мощного интеллекта с успешностью. *Немного позитива – возраст три-четыре года в плане успешности очень похож на старческий возраст: «иметь друзей и не писать в трусы - это и есть настоящая успешность»*
Соответственно, программа РДР не гарантирует будущую успешность!
3. Кроме того, успешность не тождественна счастью! Оказывается, одновременно можно быть очень успешным, но очень несчастным человеком. Что такое счастье мне не известно, но это, решительно, не наличие интеллекта (м.б., скорей, наоборот). Программа РДР не гарантирует счастье!
Далее, рассмотрим обычную ситуацию, усилия родителей по РДР гарантированно обеспечивают высокий интеллект конкретного ребенка, и даже, последующую его успешность взрослой жизни. Но, при этом, мы видим у такого ребенка: головные боли, проблемы общения и социальной адаптации, тики, энурез, заикание, нарушение сна, аллергии, сниженный иммунитет и частые ОРЗ, бронхиальная астма, гастрит, колит, ожирение, диабет…, словом все те неврозы, психосоматические расстройства и социально-коммуникативные дисфункции, причиной которых могут стать информационно-эмоциональные перегрузки.
Почему так происходит? Все просто – развитие детского мозга подчиняется строгим законам природы, программа умственной эволюции жестко определена генетическим кодом.
С момента своего появления, последовательность созревания мозговых центров, контролирующих различные функции, крайне строга и беспощадна, только «снизу вверх»: сначала сердечно-сосудистая и дыхательная деятельность, затем двигательно-координаторные центры и зоны, далее осознанное регулирование тазовых органов, эмоционально-волевое управление, контроль внимания, и наконец, речь, счет, чтение, письмо… планирование и коодинация высшей психической деятельности и т.д.
Знаете ли вы, на самом деле у человека не один мозг, их много! Как минимум у человека есть «три мозга», три основных мозговых системы, которые созревают только в одном порядке, последовательно, один за другим, по восходящей линии.
Первый мозг, самый простой, и очень древний, называется «мозг рептилий», он включает в себя структуры мозгового ствола и ретикулярной формации, промежуточный мозг и базальные ганглии. Основная работа первого мозга, это контроль жизненных функций (бодрствование и сон, сердечно-сосудистая, дыхательная и пищеварительная функции, примитивные движения и пр). Главный прицип работы первого мозга - безопасность жизни, при встрече с враждебным окружением реализуется одна из двух примитивных программ поведения «бегство или битва», это стратегия определяется врожденными шаблонами инстинктивного поведения, направленного на выживание. Одним словом, это «мозг выживания», мозг, регулирующий поведение черепахи, змеи или крокодила.
Второй мозг гораздо сложней устроен, это «древний мозг млекопитающих», знаменитая и легендарная лимбическая система. В названия ее структры входят области с очень красивыми названиями: гиппокамп, миндалевидное и сосцевидное тела, гипоталамус и еще много всего-разного…
Основная работа второго мозга, это бессознательное регулирование эмоций, контроль получения удовольствий, обеспечение обоняния, а также управление определенными видами памяти, внимания, сна, бодрствования, дирижирование функциями внутренними органами и пр… Одним словом, это «эмоциональный разум», мозг, контролируюрующий душевные порывы и человеческие страсти, процесы научения и память, и кажется, - не совсем тактично называть его «мозг млекопитающих»…
Третий мозг самый сложный, это величайший «новый мозг» - неокортекс, новая кора, эволюционно самая молодая, наиболее значительная часть коры больших полушарий головного мозга. Именно здесь сосредоточенны главные способности и таланты человека, то, чем он отличается от животных.
Третий мозг управляет познавательными процессами на самом высоком уровне и проводит когнитивный анализ поступаемой извне информации. Именно «новый мозг» осуществляет основную мыслительную деятельность, отвечает за интегративные процессы обучения, контролируя операции внимания, памяти и логических построений. Это тот мозг, который реализует словесное (вербальное) общение , а также обязанности копирования и трансляции информации, защиту и целостность мыслеформ и мыслеобразов, воплощение творческо-культурной деятельности. «Новая кора» - это еще и квалифицированный переводчик, это он переводит иероглифы эмоционального языка «лимбической системы» на всем понятный язык слов и логических символов. Тогда мы начинаем выражать свои чувства словами, и понимаем фразы «ему грустно» или «она в бешестве».
И наконец, самое главное, «неокортекс» - это главный решатель наших жизненных проблем и насущных задач, это тот самый феноменальный стратег, гениальный руководитель человеческой адаптации, который составляет наши многообразные и чрезвычайно сложные, долгосрочные планы и проекты, выполняя постоянный эмоционально-волевой контроль, с помощью сложнейших поведенческих моделей, претворяет их в жизнь.
Одним словом, это и есть «мозг человека», обычное место жительства интеллекта, ума-разума, и даже мудрости.
Обычно, при правильном развитии, все "три мозга", три родных брата нежно любят друг, работают вместе согласованно и дружно, по-братски делят свои обязанности.
Однако, когда последовательность созревания мозговых функций искусственно меняется взрослыми, гармония детского развития нарушается. «Читать раньше, чем ходить; писать, раньше, чем писать в горшок» - не стоит переворачивать все с ног на голову, не стоит рисковать и идти против природы, принудительно подталкивая к развитию высшие корковые функции, не дождавшись созревания более «древних» отделов мозга. Есть время учится пи́сать (в горшок), и есть время учится писа́ть (в тетрадь). В некоторых случаях, когда мы, с помощью методик РДР, безудержно меняем естественный код программ мозгового развития, мы должны ожидать в дальнейшем, значимой дисгармонии и выраженных деформаций процессов личностного созревания. Кидая в природу маленькие камешки, будьте готовы получить в ответ прилет метеорита.
Другой пример, в «продвинуто-элитных» или первично иноязычных семьях наше «горячо любимое, с пеленок» изучение второго языка. Мозг абсолютно здорового ребенка без проблем, легко впитывает такую информацию, познание второго языка происходит весело и непринужденно.
Но! Ребенок, координаторно-двигательно неловкий, неусидчивый, импульсивный и невнимательный, с незрелостью коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, гипервозбудимый, раздражительный и тревожный, с отставанием в развитии пассивной и речи и пространственного воображения, вряд ли сможет продуктивно обрабатывать информационные потоки второго языка. При таких условиях, в лучшем случае, изучение второго языка будет просто неэффективно, в худшем - мы получим у ребенка полный спектр невротических реакций (см. выше), в самом плохом варианте, «заработаем» для малыша вторичное торможение более важных мозговых функций… Вы еще планируете изучение второго языка с пеленок? Тогда мы идем к вам! Попробуйте предварительно посоветоваться с детским неврологом!
Неоптимальная и неиндивидуальная программа РДР может разрушить целостность церебрального функционирования, привести к возникновению «конфликтов интересов различных мозговых центров», сформировать биологические причины невротических расстройств. Особенно это актуально для детей сенситивных, крайне чувствительных и повышенно тревожных, склонных к легкой невротизации.
Прибавьте в этот «компот» информационно-эмоциональные перегрузки, появление у ребенка противоречий между его инстинктивными желаниями и неоптимальными требованиями родителей, и вот - блюдо классического невроза готово! Работы детскому неврологу прибавилось!
Будущая возможная успешность плюс вполне реальные болячки у ребенка сегодня или здоровая детская психика, - что же выберут родители? Интересно, а что, при этом, выберет врач – таблетки или специальный режим?