Внимание, полезные каналы и чаты в Телеграм (там всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь, просто наберите в поиске мессенджера - @nevrolog, @nervos, @nervokid)
☼ "Аутизм и расстройства аутичного спектра"
☼ "Детская неврология, психология, психиатрия"
☼ Живое общение, присоединяйтесь! *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов
☼ "Аутизм и расстройства аутичного спектра"
☼ "Детская неврология, психология, психиатрия"
☼ Живое общение, присоединяйтесь! *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов
СИНДРОМ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ, ИМПУЛЬСИВНОСТИ, ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СНИГА) - ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Стандарты лечения СНИГА (СДВГ)
Российские терапевтические рекомендации: на сегодняшний день, отсутствие стандартов, преимущественное использование неспецифической биологической терапии («посимптомное» лечение, совместное использование седативных и ноотропных препаратов).
Американские стандарты терапии: преимущественное использование специфической биологической терапии (психостимуляторы), ситуационный менеджмент на дому (обучение родителей навыкам поведения) и в школе (подготовка педагогов), домашнее обучение
Универсальный метод: комплекс специфической биологической терапии и психотерапевтического воздействия (методики модификации поведения, занятия спортом, общение со сверстниками)
Поведенческая терапия и
модификация поведения при СНИГА (СДВГ)
•
Формирование положительной обратной связи: немедленное
одобрение или
поощрение, когда ребенок это заслужил, без замедления
положительная
оценка хорошего поведения ребенка; обязательная похвала ребенка
сразу
после исправления его поведения. Обязательная эпизодическая
смена
формулы поощрения и похвалы. Использование одобрения или
поощрения
соответственно считуации, при любой возможности, максимально
часто.• Формирование отрицательной обратной связи: проявление недовольства, огорчения или игнорирование ребенка, который плохо себя ведет. Обязательная эпизодическая смена формулы игнорирования или недовольства. Сохранение баланса обратных связей. «Игнорирование-внимание- похвала».
• Обучение детей социальным навыкам поведения и практики взаимодействия; направленное поведение и перемена неправильных психологических установок. Планомерный контроль, и оперативное вмешательство учителя или родителя, если ребенок плохо себя ведет, замечтался и «выпал» из объяснений педагога, или совершил пропуск в последовательности действий («зевнул» букву, слово, арифметический знак, действие в задаче и т.д.)
• Умение прощать (детей, себя, других), сохранение чувства юмора, расставление приоритетов и работа на перспективу
Работа с родителями и педагогами, план
обучения, рекомендации по обучению при СНИГА
Специальные образовательные мероприятия, информация о СНИГА (СДВГ) и тренинг по управлению поведением для педагогов – коррекция или компенсация проявления дефицита внимания, импульсивности и гиперактивности, кроме всего прочего, исправление стереотипов оппозиционно-вызывающего поведения ребенка.
• Размещение ребенка СНИГА на первой парте перед учителем;
• При необходимости подстройка темпа учебного процесса, многократный повтор заданий, предоставление дополнительного времени;
• Правило «одна задача - одно решение» (новое упражнение предлагается только после исполнения предыдущей задачи)
• Распределение объемного материала на несколько ступеней, позволяющих уменьшить время изучения каждого этапа-подтемы, уменьшение общего упражнений; предварительное планирование новых тем
• По возможности, использование продолжительных перемен и «физкультминуток»,
• Применение ребенком специальных знаков-сигналов его утомления, или наооборот, готовности к сложной работе
• Максимальное использование аудио-визуальных наглядных пособий;
• Допустимое применение наушников с музыкой;
• Стремление к более частому одобрению и поощрению, чем к отрицательным оценкам; обязательная похвала ребенка после исправления его поведения.
• Обязательная ежедневная проверка дневников и записей домашнихзаданий;
• Специальная психологическая служба для родителей и семьи
• Группы поддержки родителей и пациентов
• Регулярные физические упражнения
Перспективным немедикаментозным методом терапии СНИГА лечения является, в будущем, использование биологической обратной связи (БОС). Методика БОС основана на механизме трансформации определенных физиологических процессов посредством специальных устройств- датчиков в соответствующие картины-образы. Данными образами удается управлять с помощью «силы воли», контроля собственных физиологических процессов. Подтверждение успешности такого волевого усилия в виде сиюсекундной зрительной реакции позволяет правильно тренировать свой самоконтроль, улучшать внимание, сводить к минимуму проявления импульсивности и гиперактивности.
Медикаментозная терапия СНИГА (СДВГ) имеет свои плюсы и минусы, у нее свои, очень точно очерченные, показания.
В настоящий момент, в нашей стране многие врачи, постоянно сталкивающиеся с детьми СНИГА, а также, родители таких детей, находятся на оживленном многодорожном перекрестке, где не работают правила дорожного движения и отсутствуют светофоры. Там, в любой момент можно попасть под колеса огромного педагогического грузовика или фармацевтического джипа с агрессивной рекламой лекарственных препаратов. Они постоянно гудят и сигналят: «Срочно начинай давать таблетки! Иначе будет плохо!». Вместе с ними, с разных сторон проносится множество юрких малолитражек с доморощенными психологами и другими «продвинутыми» родителями, которые истошно бибикают и визгливо дудят: ««Не смей давать таблетки! У твоего ребенка нет проблем, это особенности характера, перерастет!».
Кого
слушать? Кому верить? Как поступить? – каждый думает сам!
Идеальный
вариант – найти квалифицированных специалистов, их уже не мало,
а скоро
будет еще больше.
Решение
о применении медикаментов принимает детский психиатр.
Доказательства
необходимости медикаментозной терапии СНИГА должны быть
представлены
комплексным обследованием на основе заключений невролога,
психолога и
нейропсихолога.Медико-социальные проблемы СНИГА
(социальное и школьное благополучие, семья и школа, работа,
ровесники)
Особенности семьи с ребенком СНИГА (СДВГ)
• Отсутствие необходимой информации и недостаточное понимание специфики поведения ребенка СНИГА, объяснение такого поведения дефектами воспитания или врожденными особенностями характера (например, его папа в детстве таким же был)
• Частые напряжения и обострения межродительских и внутрисемейных отношений, обусловленные выраженным расстройством поведения ребенка СНИГА (СДВГ).
o
Как следствие - частые внутрисемейные стрессы, конфликты,
разводы и проблемы социальных контактов.
o Как следствие – отсуствие эмоционально поддержки и теплоты, командные методы воспитания, исключительно дисциплинарные реакции, частые наказания и репрессии, варианты жестокого обращения с ребенком
o Как следствие – формирование вторичных поведенческих расстройств (оппозиционно-вызывающее расстройство, агрессия, разрушительное поведение)
o Как следствие – отсуствие эмоционально поддержки и теплоты, командные методы воспитания, исключительно дисциплинарные реакции, частые наказания и репрессии, варианты жестокого обращения с ребенком
o Как следствие – формирование вторичных поведенческих расстройств (оппозиционно-вызывающее расстройство, агрессия, разрушительное поведение)
Проблемы с ровесниками
•
Несмотря на знания правил приличия, специфика поведения ребенка
СНИГА
определяет трудности или неспособность совместных игр или любых
других
взаимодействий с ровесниками, согласно общепринятым в данном
обществе
стандартам. • Снижение волевого контроля своих эмоций и поступков и неуклонное стремление быть в центре внимания часто приводят к значительным сложностям социальной адаптации
o Дети и подростки СНИГА обожают
друзей, иногда приобретают их без проблем, но ненадолго.
o Они постоянно задираются, дразнятся и навязчиво пристают к друзьям, бывают с ними агрессивны и грубы.
o Они часто не ориентируется в эмоциональных тонкостях ситуации; прямолинейны и толстокожы, не понимают словесных и зрительных намеков
o Как следствие - с ними никто не хочет дружить, их все отталкивают, они начинают считать себя аутсайдерами и неудачниками, явственно ощущая неприязненное отношение ровесников к себе.
o При сочетании с оппозиционно-вызывающим поведением, эти особенности неизменно приводят в среде сверстников к спонтанным, «против воли возникающим», спорным и конфликтным ситуациям.
o Они постоянно задираются, дразнятся и навязчиво пристают к друзьям, бывают с ними агрессивны и грубы.
o Они часто не ориентируется в эмоциональных тонкостях ситуации; прямолинейны и толстокожы, не понимают словесных и зрительных намеков
o Как следствие - с ними никто не хочет дружить, их все отталкивают, они начинают считать себя аутсайдерами и неудачниками, явственно ощущая неприязненное отношение ровесников к себе.
o При сочетании с оппозиционно-вызывающим поведением, эти особенности неизменно приводят в среде сверстников к спонтанным, «против воли возникающим», спорным и конфликтным ситуациям.
Школьная неуспеваемость характерна для большинства детей СНИГА. Внимательные родители и специалисты часто могут предсказать проблемы со школьным обучением еще в дошкольном возрасте. Важно помнить, что снижение школьной успешности обусловлено не только невнимательностью, но также, познавательной и поведенческой импульсивностью, в сочетании с расстройством специфических учебных навыков (дислексия, расстройство спеллингования, дисграфия, дискалькулия).
Социальное неблагополучие
Экстремально-рискованные и аварийные стереотипы поведения часто
отличают детей, подростков и взрослых с поведенческой
импульсивностью,
гиперактивностью и дефицитом внимания. Для них характерны
дефицит
контроля импульсов своих побуждений и неспособность предвидеть
финал
своих поступков, отличительной чертой таких пациентов является
высокая
вероятность бытового и дорожного травматизма, повышенный риск
повреждений и отравлений, злоупотреблений наркотиками, алкоголем
и
табаком, асоциальных форм поведения.Правовые вопросы СНИГА (СДВГ)
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах Всемирной Организации Здравоохранения, Конвенция «О правах ребенка», ст. 42, 43 Конституции РФ и Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» определяют права граждан на диагностику и лечение синдрома невнимательности, импульсивности, гиперактивности СНИГА (СДВГ), с использованием в полном объеме не только специфической биологической (медикаментозной) терапии, и комплекса мероприятий психотерапевтического воздействия (см. выше), а также, что часто забывается, определяют права детей СНИГА на получение образования.
<<< часть первая - СНИГА (СДВГ) – что это, когда появляется и почему это проблема?
>>>
часть вторая - СНИГА (СДВГ) встречается часто! Сопутствующие
проблемы
при СНИГА Когда, как и зачем нужно лечить и можно ли
вылечить СНИГА;
СДВГ в разные возрастные периоды и у взрослых, прогноз;
СНИГА: биология
и физиология, генетика, окружающая среда; СНИГА -
дополнительные методы
обследования
Еще о синдроме дефицита внимания и гиперактивности у детей
Еще о синдроме дефицита внимания и гиперактивности у детей