ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ

Территория здоровых нервов!
Врачебная информация для родителей
Внимание, полезные каналы и чаты в Телеграм (там всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь, просто наберите в поиске мессенджера - @nevrolog, @nervos, @nervokid)

☼ "Аутизм и расстройства аутичного спектра"

☼ "Детская неврология, психология, психиатрия"

☼ Живое общение, присоединяйтесь!  *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов

СИНДРОМ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ, ИМПУЛЬСИВНОСТИ, ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СНИГА) - ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ


    Российские терапевтические рекомендации: на сегодняшний день, отсутствие стандартов, преимущественное использование неспецифической биологической терапии («посимптомное» лечение, совместное использование седативных и ноотропных препаратов).

     Американские стандарты терапии: преимущественное использование специфической биологической терапии (психостимуляторы), ситуационный менеджмент на дому (обучение родителей навыкам поведения) и в школе (подготовка педагогов), домашнее обучение

     Универсальный метод: комплекс специфической биологической терапии и психотерапевтического воздействия (методики модификации поведения, занятия спортом, общение со сверстниками)


Поведенческая терапия и модификация поведения при СНИГА (СДВГ)

•    Формирование положительной обратной связи: немедленное одобрение или поощрение, когда ребенок это заслужил, без замедления положительная оценка хорошего поведения ребенка; обязательная похвала ребенка сразу после исправления его поведения. Обязательная эпизодическая смена формулы поощрения и похвалы. Использование одобрения или поощрения соответственно считуации, при любой возможности, максимально часто.

•    Формирование отрицательной обратной связи: проявление недовольства, огорчения или игнорирование ребенка, который плохо себя ведет. Обязательная эпизодическая смена формулы игнорирования или недовольства. Сохранение баланса обратных связей. «Игнорирование-внимание- похвала».

•    Обучение детей социальным навыкам поведения и практики взаимодействия; направленное поведение и перемена неправильных психологических установок. Планомерный контроль, и оперативное вмешательство учителя или родителя, если ребенок плохо себя ведет, замечтался и «выпал» из объяснений педагога, или совершил пропуск в  последовательности действий («зевнул» букву, слово, арифметический знак, действие в задаче и т.д.)

•    Умение прощать (детей, себя, других), сохранение чувства юмора, расставление приоритетов и работа на перспективу


Работа с родителями и педагогами, план обучения, рекомендации по обучению при СНИГА

     Специальные образовательные мероприятия, информация о СНИГА (СДВГ) и тренинг по управлению поведением для педагогов –  коррекция или компенсация проявления дефицита внимания, импульсивности и гиперактивности, кроме всего прочего, исправление стереотипов оппозиционно-вызывающего поведения ребенка.

•    Размещение ребенка СНИГА на первой парте перед учителем;
•    При необходимости подстройка темпа учебного процесса, многократный повтор заданий, предоставление дополнительного времени;
•    Правило «одна задача - одно решение» (новое упражнение предлагается только после исполнения предыдущей задачи)
•    Распределение объемного материала на несколько ступеней, позволяющих уменьшить время изучения каждого этапа-подтемы, уменьшение общего упражнений; предварительное планирование новых тем
•    По возможности, использование продолжительных перемен и «физкультминуток»,
•    Применение ребенком специальных знаков-сигналов его утомления, или наооборот, готовности к сложной работе
•    Максимальное использование аудио-визуальных наглядных пособий;
•    Допустимое применение наушников с музыкой;
•    Стремление к более частому одобрению и поощрению, чем к отрицательным оценкам; обязательная похвала ребенка после  исправления его поведения.
•    Обязательная ежедневная проверка дневников и записей домашнихзаданий;
•    Специальная психологическая служба для родителей и семьи
•    Группы поддержки родителей и пациентов
•    Регулярные физические упражнения

     Перспективным немедикаментозным методом терапии СНИГА  лечения является, в будущем, использование биологической обратной связи (БОС). Методика БОС основана на механизме трансформации определенных физиологических процессов посредством специальных устройств- датчиков в соответствующие картины-образы. Данными образами удается управлять с помощью «силы воли», контроля собственных физиологических процессов. Подтверждение успешности такого волевого усилия в виде сиюсекундной зрительной реакции позволяет правильно тренировать свой самоконтроль, улучшать внимание, сводить к минимуму проявления импульсивности и гиперактивности.

     Медикаментозная терапия СНИГА (СДВГ)  имеет свои плюсы и минусы, у нее свои, очень точно очерченные, показания.

     В настоящий момент, в нашей стране многие врачи, постоянно сталкивающиеся с детьми СНИГА, а также, родители таких детей, находятся на оживленном многодорожном перекрестке, где не работают правила дорожного движения и отсутствуют светофоры. Там, в любой момент можно попасть под колеса огромного педагогического грузовика или фармацевтического джипа с агрессивной рекламой лекарственных препаратов. Они постоянно гудят и сигналят: «Срочно начинай давать таблетки! Иначе будет плохо!». Вместе с ними,  с разных сторон проносится множество юрких малолитражек с доморощенными психологами и другими «продвинутыми» родителями, которые истошно бибикают и визгливо дудят: ««Не смей давать таблетки! У твоего ребенка нет проблем, это особенности характера, перерастет!».

Кого слушать? Кому верить? Как поступить? – каждый думает сам! Идеальный вариант – найти квалифицированных специалистов, их уже не мало, а скоро будет еще больше.

Решение о применении медикаментов принимает детский психиатр. Доказательства необходимости медикаментозной терапии СНИГА должны быть представлены комплексным обследованием на основе заключений невролога, психолога и нейропсихолога.

Медико-социальные проблемы СНИГА (социальное и школьное благополучие, семья и школа, работа, ровесники)

Особенности семьи с ребенком СНИГА (СДВГ)

•    Отсутствие необходимой информации и недостаточное понимание специфики поведения ребенка СНИГА, объяснение такого поведения дефектами воспитания или врожденными особенностями характера (например, его папа в детстве таким же был)

•    Частые напряжения и обострения межродительских и внутрисемейных отношений, обусловленные выраженным расстройством поведения ребенка СНИГА (СДВГ).

o    Как следствие - частые внутрисемейные стрессы, конфликты, разводы и проблемы социальных контактов.

o    Как следствие – отсуствие эмоционально поддержки и теплоты, командные методы воспитания, исключительно дисциплинарные реакции, частые наказания  и репрессии, варианты жестокого обращения с ребенком

o    Как следствие – формирование вторичных поведенческих расстройств (оппозиционно-вызывающее расстройство, агрессия, разрушительное поведение)

Проблемы с ровесниками

•    Несмотря на знания правил приличия, специфика поведения ребенка СНИГА определяет трудности или неспособность совместных игр или любых других взаимодействий с ровесниками, согласно общепринятым в данном обществе стандартам.
•    Снижение волевого контроля своих эмоций и поступков и неуклонное стремление быть в центре внимания часто приводят к значительным сложностям социальной адаптации
o    Дети и подростки СНИГА обожают друзей, иногда приобретают их без проблем, но ненадолго.
o    Они постоянно задираются, дразнятся и навязчиво пристают к друзьям, бывают с ними агрессивны и грубы.
o    Они часто не ориентируется в эмоциональных тонкостях ситуации; прямолинейны и толстокожы, не понимают словесных и зрительных намеков
o      Как следствие - с ними никто не хочет дружить, их все отталкивают, они начинают считать себя аутсайдерами и неудачниками, явственно ощущая неприязненное отношение ровесников к себе.
o    При сочетании с оппозиционно-вызывающим поведением, эти особенности неизменно приводят в среде сверстников к спонтанным, «против воли возникающим»,  спорным и конфликтным ситуациям.

     Школьная неуспеваемость характерна для большинства детей СНИГА. Внимательные родители и специалисты часто могут предсказать проблемы со школьным обучением еще в дошкольном возрасте. Важно помнить, что снижение школьной успешности обусловлено не только невнимательностью, но также, познавательной и поведенческой импульсивностью, в сочетании  с расстройством специфических учебных навыков (дислексия, расстройство спеллингования, дисграфия, дискалькулия).

Социальное неблагополучие

     Экстремально-рискованные и аварийные стереотипы поведения часто отличают детей, подростков и взрослых с поведенческой импульсивностью, гиперактивностью и дефицитом внимания. Для них характерны дефицит контроля импульсов своих побуждений и неспособность предвидеть финал своих поступков, отличительной чертой таких пациентов является высокая вероятность бытового и дорожного травматизма, повышенный риск повреждений и отравлений, злоупотреблений наркотиками, алкоголем и табаком, асоциальных форм поведения.

Правовые вопросы СНИГА (СДВГ)

     Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах  Всемирной Организации Здравоохранения, Конвенция «О правах ребенка», ст. 42, 43 Конституции РФ и Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» определяют права граждан на диагностику и лечение синдрома невнимательности, импульсивности, гиперактивности  СНИГА (СДВГ), с использованием в полном объеме не только специфической биологической (медикаментозной)  терапии, и комплекса мероприятий психотерапевтического воздействия (см. выше), а также, что часто забывается,  определяют права детей СНИГА на получение образования.

<<< часть первая - СНИГА (СДВГ) – что это, когда появляется и почему это проблема?