ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ

Территория здоровых нервов!
Врачебная информация для родителей
Внимание, полезные каналы и чаты в Телеграм (там всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь, просто наберите в поиске мессенджера - @nevrolog, @nervos, @nervokid)

☼ "Аутизм и расстройства аутичного спектра"

☼ "Детская неврология, психология, психиатрия"

☼ Живое общение, присоединяйтесь!  *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА НЕРВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

   * О дополнительном неврологическом обследовании, - почему его не нужно делать без назначения врача (памятка пациента) *


  • Видео-ЭЭГ-мониторинг - "золотой стандарт" диагностики эпилепсии и эпиподобных расстройств: длительная одновременная синхронная регистрация ЭЭГ и видеозапись поведения пациента.


  • Полисомнография- метод оценки функций различных систем организма во сне, определяются стадии сна, их длительность, соотношение различных физиологических показателей со стадиями сна.


  • Электронейромиография (ЭНМГ)- измерение скорости проведения импульса по нервам, исследование электрической активности мышц, метод оценки функции нервов, спинного мозга и мышц


  • Вызванные потенциалы– анализ ответа зрительной коры на стимуляцию, исследование зрительных путей и слухового анализатора, ответов спинного и головного мозга на стимуляцию периферических нервов.



  • Нейросонография  - ультразвуковое исследование структур головного мозга у детей грудного возраста через большой родничок.




  • Магнитно-резонансная томография - один из наиболее информативных, безопасных, современных методов неинвазивного (без "влезания" внутрь организма) исследования нервной системы.





  • Рентгеновская компьютерная томография головного мозга– исследование структуры мозга:  пороки развития, травматические и сосудистые повреждения, гидроцефалия, опухоли и т.д.
  • Рентгенография черепа - диагностика переломов основания и свода черепа; при отсутствии современных методов, - скрининг опухоли гипофиза, некоторых врожденных пороков развития и родовых травм, системных болезней, приводящими к поражению костей черепа.
  • Эхоэнцефалография (ЭХО-ЭГ) и реоэнцефалография  (РЭГ) - методы  устаревшие и неинформативные


  • О дополнительном неврологическом обследовании (памятка пациента), и особенно, ЭЭГ

    Уважаемые Родители! Не нужно заранее, до консультации, без назначений невролога, самостоятельно проходить первичные инструментальные обследования.
     
    Не нужно, - даже, если вы уверены в их необходимости (советы опытной подруги, мамо-форумы, Гугл...), даже, если вам это убедительно рекомендовано другими детскими специалистами (~ психолог, нейропсихолог, дефектолог, логопед и др.).

    В плане диагностических технологий неврология давно превзошла самые смелые ожидания врачей, сейчас возможности инструментальной диагностики огромны.
    Но! Когда вы приходите на первичный  прием невролога, в большинстве случаев, результаты ваших самоназначенных обследований оказываются не нужными!
    А если и нужны, - так "не те", которые были сделаны. А если и нужны "те обследования", - то они сделаны не так, как надо!

    Немного "секретов": самые частые и типичные жалобы в амбулаторной практике детского невролога (головные боли, тики, заикание, энурез, нарушение сна, поведения, общения, эмоций, задержки развития), чаще всего, не требуют инструментальной нейродиагностики!
    Если у ребенка болит голова, - ему не нужно до осмотра невролога делать УЗИ сосудов и МРТ головного мозга (да-да, некоторые делают!). Обычные тики и заикание не требуют проведения ЭЭГ ("любимое" исследование).
    Примеров может быть много. Упомяну ещё только "хит сезона, модный тренд", - расстройство аутистического спектра, которое не является показанием для рутинной ЭЭГ, допплерографии сосудов головы-шеи, вызванных потенциалов и для МРТ головного мозга (типичная ситуация).
    А на приеме родители уверенно заявляют: "сделать ЭЭГ посоветовал наш нейропсихолог; он отказывает в занятиях, пока не увидит результаты ЭЭГ."  Или так бывает: "допплерографию сосудов мозга нам назначил логопед с целью выяснения причин задержки речевого развития."
    - Но за-а-а-чем???

    Уважаемые психологи, нейропсихологи, дефектологи, логопеды, и врачи других специальностей! Если вы не обладаете в полном объеме специальными знаниями, по возможности, не торопите родителей, не рекомендуйте им самостоятельное проведение инструментальных неврологических обследований!
    Имеется множество нюансов, - например, есть стандартная ЭЭГ, неинформативная для диагностики определенной патологии, - а есть несколько видов ЭЭГ-мониторинга, который имеет высокую диагностическую ценность. Есть стандартный алгоритм МРТ головного мозга, - а есть десяток дополнительных МРТ-протоколов и соответствующие требования к МР-аппаратуре, и т.д.

    Врач (невролог) определяет план дополнительных обследований только после тщательного анализа жалоб, истории болезни пациента, данных клинического осмотра.
    Главный вопрос, который решает врач, - какую практическую полезную информацию может принести данное обследование? Как повлияют результаты обследования на диагностический поиск и на тактику терапии?
    Отвечая честно на эти вопросы, очень часто вдруг выясняется: диагностика конкретного заболевания не требует такого обследования, не влияет на тактику лечения, при этом удовлетворяет чьи-то, исключительно коммерческие или научные интересы.

    К примеру, с научной точки зрения было бы интересным посмотреть результаты ПЭТ и МР-трактографии при тяжелом аутизме... Но вот вопрос: а как это отразится на диагнозе и плане терапии конкретного ребенка? Ответ - никак! Так почему родители должны оплачивать этот научный интерес?
    Любое ненужное обследование - это потеря времени, душевных сил и денег, это бесполезная загрузка специалистов. А невротизация родителей полученными неспецифическими изменениями на обследовании, случайными находками, вариантами нормы?

    Конечно, всегда можно столкнуться с исключениями из этих правил, иногда нужно провести дополнительное обследование при малейших подозрениях. Несомненно, есть педиатры и другие специалисты, которые разбираются в данном предмете, лучше многих неврологов.
    Но, в общем и целом, давайте не будем бездумно торопиться с инструментальными обследованиями в амбулаторной неврологии.

    Дополнение об ЭЭГ:

    Многим пациентам, и даже некоторым врачам, метод ЭЭГ до сих пор представляется эдаким волшебным, универсальным обследованием, позволяющим проникнуть в любые тайны человеческого мозга.

    Это старинное заблуждение о гигантских возможностях ЭЭГ постоянно подпитывается большим количеством "глубоконаучных" ЭЭГ-заключений, в которых, после описательной части, встречаются нередко совсем уж фантастические выводы и предположения:
    - задержка психического и речевого развития
    - эмоциональные и поведенческие расстройства
    - вегетативные и сосудистые нарушения, и даже эндокринная патология, и т.д.
     
    Это было бы здорово, все неврологи ходили бы счастливые, - но только всё это НЕПРАВДА! Это миф!

    Есть очень ограниченный, чётко очерченный круг расстройств и болезней, в котором ЭЭГ- исследование реально приносит большую диагностическую пользу:
    - эпилепсия и другие приступы - около 98% всех практических ЭЭГ-исследований
    - полисомнография (вспомогательная диагностика некоторых расстройств сна)
    - реанимационная диагностика (кома, смерть мозга)
    - косвенные, неспецифические подтверждения грубых структурных мозговых нарушений (опухоли, последствия травмы, нейроинфекций, сосудистой катастрофы..., только в связках с методами нейровизуализации /МРТ/)
    - у детей нарушение или задержка формирования основных корковых ритмов - анализируется только в комплексе клинических данных!

    Поэтому, в правильном заключении (интерпретации результатов ЭЭГ) может быть только один вывод, нейрофизиологический:

    - это нормальная ЭЭГ запись. И тогда в заключении ЭЭГ не должно быть никаких научно-фантазийных  "общемозговых изменений биоэлектрической активности головного мозга с дисфункцией стволовых структур", никакого "снижения порога судорожной готовности", никакой "неспецифической дезорганизации подкорковых ритмов", и никакой "срединно-гипоталамической ирритации"... и прочей наукообразной белиберды! Есть норма.
    или
    - это патология ЭЭГ (признаки эпилептической или иной патологической мозговой активности, и тогда в заключении обязательно описываются конкретные изменения: формы эпиактивности, её локализация, время регистрации, индекс представленности, синдромальные паттерны, функциональные пробы и т.д...
    В экспертных ЭЭГ заключениях осободобрые специалисты могут помочь лечащему врачу, предположив определённые клинические взаимосвязи (т.н. патогномоничные ЭЭГ корреляты)

    Ещё про ЭЭГ у детей: незрелый мозг ребенка определяет специфические особенности детской ЭЭГ, есть множество возраст-зависимых ЭЭГ феноменов, и детские специалисты это хорошо знают. ЭЭГ ребенка и взрослого - это "две большие разницы!"

    А также, коварные ЭЭГ парадоксы, - никто не обещал, что будет легко:

      - нормальная ЭЭГ регистрация не гарантирует отсутствие эпилепсии
     эпилептические изменения на ЭЭГ не гарантируют диагноз "эпилепсия"
    - клиническая картина и окончательный диагноз  "эпилепсия" не гарантирует запись патологической ЭЭГ
    - полное здоровье не гарантирует нормальную запись ЭЭГ

    Чтобы не запутаться, повторюсь, - редки, но вполне реальны следующие связки:
    • эпилептические изменения на ЭЭГ и отсутствие эпилепсии
    • нормальная ЭЭГ и эпилепсия

    В сложных случаях необходим ЭЭГ видео-мониторинг (т.н. "золотой стандарт" диагностики эпилепсии), чем дольше запись видеособытий синхронно с ЭЭГ, тем больше информации для  специалистов. Это особенно актуально в детском возрасте.

    Последнее: при получении ЭЭГ заключения не нужно паниковать, лезть в интернет или обсуждать это с неспециалистами. Поговорите со своим неврологом (эпилептологом). Уверен, это поможет.

    Детский невролог Зайцев С.В.