☼ "Аутизм и расстройства аутичного спектра"
☼ "Детская неврология, психология, психиатрия"
☼ Живое общение, присоединяйтесь! *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА НЕРВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
- Электроэнцефалография
(ЭЭГ) - метод оценки электрической активности мозга,
используется в диагностике эпилепсии, проведение ЭЭГ у детей (памятка для родителей)
- Видео-ЭЭГ-мониторинг - "золотой стандарт" диагностики эпилепсии и эпиподобных расстройств: длительная одновременная синхронная регистрация ЭЭГ и видеозапись поведения пациента.
- Полисомнография- метод оценки функций различных систем организма во сне, определяются стадии сна, их длительность, соотношение различных физиологических показателей со стадиями сна.
- Электронейромиография (ЭНМГ)- измерение скорости проведения импульса по нервам, исследование электрической активности мышц, метод оценки функции нервов, спинного мозга и мышц
- Вызванные потенциалы– анализ ответа зрительной коры на стимуляцию, исследование зрительных путей и слухового анализатора, ответов спинного и головного мозга на стимуляцию периферических нервов.
- Транскраниальная магнитная стимуляция- метод регистрации моторных вызванных ответов, вместе c электронейромиографией (ЭНМГ), оценивает функции пирамидного тракта, степень поражения центральных двигательных путей, диагностика корешковых поражений.
- Нейросонография - ультразвуковое исследование структур головного мозга у детей грудного возраста через большой родничок.
- Транскраниальная допплерография- ультразвуковая диагностика мозгового кровообращения
- Дуплексное сканирование сосудов - исследование внутримозговых и сосудов шеи, современный метод диагностики нарушений мозгового кровообращения
- Магнитно-резонансная томография - один из наиболее
информативных, безопасных, современных методов неинвазивного (без
"влезания" внутрь организма) исследования нервной системы.
Уважаемые Родители! Не нужно заранее, до консультации, без назначений невролога, самостоятельно проходить первичные инструментальные обследования.
Не нужно, - даже, если вы уверены в их необходимости (советы опытной подруги, мамо-форумы, Гугл...), даже, если вам это убедительно рекомендовано другими детскими специалистами (~ психолог, нейропсихолог, дефектолог, логопед и др.).
В плане диагностических технологий неврология давно превзошла самые смелые ожидания врачей, сейчас возможности инструментальной диагностики огромны.
Но! Когда вы приходите на первичный прием невролога, в большинстве случаев, результаты ваших самоназначенных обследований оказываются не нужными!
А если и нужны, - так "не те", которые были сделаны. А если и нужны "те обследования", - то они сделаны не так, как надо!
Немного "секретов": самые частые и типичные жалобы в амбулаторной практике детского невролога (головные боли, тики, заикание, энурез, нарушение сна, поведения, общения, эмоций, задержки развития), чаще всего, не требуют инструментальной нейродиагностики!
Если у ребенка болит голова, - ему не нужно до осмотра невролога делать УЗИ сосудов и МРТ головного мозга (да-да, некоторые делают!). Обычные тики и заикание не требуют проведения ЭЭГ ("любимое" исследование).
Примеров может быть много. Упомяну ещё только "хит сезона, модный тренд", - расстройство аутистического спектра, которое не является показанием для рутинной ЭЭГ, допплерографии сосудов головы-шеи, вызванных потенциалов и для МРТ головного мозга (типичная ситуация).
А на приеме родители уверенно заявляют: "сделать ЭЭГ посоветовал наш нейропсихолог; он отказывает в занятиях, пока не увидит результаты ЭЭГ." Или так бывает: "допплерографию сосудов мозга нам назначил логопед с целью выяснения причин задержки речевого развития."
- Но за-а-а-чем???
Уважаемые психологи, нейропсихологи, дефектологи, логопеды, и врачи других специальностей! Если вы не обладаете в полном объеме специальными знаниями, по возможности, не торопите родителей, не рекомендуйте им самостоятельное проведение инструментальных неврологических обследований!
Имеется множество нюансов, - например, есть стандартная ЭЭГ, неинформативная для диагностики определенной патологии, - а есть несколько видов ЭЭГ-мониторинга, который имеет высокую диагностическую ценность. Есть стандартный алгоритм МРТ головного мозга, - а есть десяток дополнительных МРТ-протоколов и соответствующие требования к МР-аппаратуре, и т.д.
Врач (невролог) определяет план дополнительных обследований только после тщательного анализа жалоб, истории болезни пациента, данных клинического осмотра.
Главный вопрос, который решает врач, - какую практическую полезную информацию может принести данное обследование? Как повлияют результаты обследования на диагностический поиск и на тактику терапии?
Отвечая честно на эти вопросы, очень часто вдруг выясняется: диагностика конкретного заболевания не требует такого обследования, не влияет на тактику лечения, при этом удовлетворяет чьи-то, исключительно коммерческие или научные интересы.
К примеру, с научной точки зрения было бы интересным посмотреть результаты ПЭТ и МР-трактографии при тяжелом аутизме... Но вот вопрос: а как это отразится на диагнозе и плане терапии конкретного ребенка? Ответ - никак! Так почему родители должны оплачивать этот научный интерес?
Любое ненужное обследование - это потеря времени, душевных сил и денег, это бесполезная загрузка специалистов. А невротизация родителей полученными неспецифическими изменениями на обследовании, случайными находками, вариантами нормы?
Конечно, всегда можно столкнуться с исключениями из этих правил, иногда нужно провести дополнительное обследование при малейших подозрениях. Несомненно, есть педиатры и другие специалисты, которые разбираются в данном предмете, лучше многих неврологов.
Дополнение об ЭЭГ:
Многим
пациентам, и даже некоторым врачам, метод ЭЭГ до сих пор представляется
эдаким волшебным, универсальным обследованием, позволяющим проникнуть в
любые тайны человеческого мозга.
Это старинное заблуждение о
гигантских возможностях ЭЭГ постоянно подпитывается большим количеством
"глубоконаучных" ЭЭГ-заключений, в которых, после описательной части,
встречаются нередко совсем уж фантастические выводы и предположения:
- задержка психического и речевого развития
- эмоциональные и поведенческие расстройства
- вегетативные и сосудистые нарушения, и даже эндокринная патология, и т.д.
Это было бы здорово, все неврологи ходили бы счастливые, - но только всё это НЕПРАВДА! Это миф!
Есть
очень ограниченный, чётко очерченный круг расстройств и болезней, в
котором ЭЭГ- исследование реально приносит большую диагностическую
пользу:
- эпилепсия и другие приступы - около 98% всех практических ЭЭГ-исследований
- полисомнография (вспомогательная диагностика некоторых расстройств сна)
- реанимационная диагностика (кома, смерть мозга)
-
косвенные, неспецифические подтверждения грубых структурных мозговых
нарушений (опухоли, последствия травмы, нейроинфекций, сосудистой
катастрофы..., только в связках с методами нейровизуализации /МРТ/)
- у детей нарушение или задержка формирования основных корковых ритмов - анализируется только в комплексе клинических данных!
Поэтому, в правильном заключении (интерпретации результатов ЭЭГ) может быть только один вывод, нейрофизиологический:
-
это нормальная ЭЭГ запись. И тогда в заключении ЭЭГ не должно быть
никаких научно-фантазийных "общемозговых изменений биоэлектрической
активности головного мозга с дисфункцией стволовых структур", никакого
"снижения порога судорожной готовности", никакой "неспецифической
дезорганизации подкорковых ритмов", и никакой "срединно-гипоталамической
ирритации"... и прочей наукообразной белиберды! Есть норма.
или
-
это патология ЭЭГ (признаки эпилептической или иной патологической
мозговой активности, и тогда в заключении обязательно описываются
конкретные изменения: формы эпиактивности, её локализация, время
регистрации, индекс представленности, синдромальные паттерны,
функциональные пробы и т.д...
В экспертных ЭЭГ заключениях
осободобрые специалисты могут помочь лечащему врачу, предположив
определённые клинические взаимосвязи (т.н. патогномоничные ЭЭГ
корреляты)
Ещё про ЭЭГ у детей: незрелый мозг ребенка определяет
специфические особенности детской ЭЭГ, есть множество возраст-зависимых
ЭЭГ феноменов, и детские специалисты это хорошо знают. ЭЭГ ребенка и
взрослого - это "две большие разницы!"
А также, коварные ЭЭГ парадоксы, - никто не обещал, что будет легко:
- нормальная ЭЭГ регистрация не гарантирует отсутствие эпилепсии
эпилептические изменения на ЭЭГ не гарантируют диагноз "эпилепсия"
- клиническая картина и окончательный диагноз "эпилепсия" не гарантирует запись патологической ЭЭГ
- полное здоровье не гарантирует нормальную запись ЭЭГ
Чтобы не запутаться, повторюсь, - редки, но вполне реальны следующие связки:
• эпилептические изменения на ЭЭГ и отсутствие эпилепсии
• нормальная ЭЭГ и эпилепсия
В
сложных случаях необходим ЭЭГ видео-мониторинг (т.н. "золотой стандарт"
диагностики эпилепсии), чем дольше запись видеособытий синхронно с ЭЭГ,
тем больше информации для специалистов. Это особенно актуально в
детском возрасте.
Последнее: при получении ЭЭГ заключения не
нужно паниковать, лезть в интернет или обсуждать это с неспециалистами.
Поговорите со своим неврологом (эпилептологом). Уверен, это поможет.
Детский невролог Зайцев С.В.