ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ
Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Врачебная информация для родителей, всё рационально, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

☼ Внимание! Новый канал Аутизм, расстройство аутичного спектра: что делать, где читать, куда идти, как работать   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nevrolog. Поведенческий невролог и доказательная медицина: чтобы потом не было мучительно жаль впустую потерянных времени, сил и других ресурсов...

☼ Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervos. В канале всегда актуальная информация, лучшие статьи, новости и книжные обзоры, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Живое общение, присоединяйтесь!  *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervokid. Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов

МИГРЕНЬ У ДЕТЕЙ – СКРЫТАЯ УГРОЗА (ЧАСТЬ 2)

<<<часть первая              

часть вторая                Ну, здравствуй  черный день – пришла твоя мигрень…

•    Мигрень – что это, почему и когда она появляется?
•    Мигрень встречается очень часто!
•    Что же такого «страшного» в мигрени?
•    Детские периодические синдромы - эквиваленты или «аналоги мигрени.
•    Результаты и последствия мигренозных приступов
•    Как, когда и зачем нужно лечить и можно ли вылечить мигрень?
•    Внимание! При подозрении на мигрень врач обязательно задаст эти вопросы!                                  
•    Режим дня, диета и образ жизни и воспитание детей с мигренью
•    Шкала МИДАС, дневник приступов мигрени
•    Посещение детского сада, школы и занятия спортом пациентов страдающих мигренью
•    Нужно ли обсуждать с ребенком его болезнь
•    Мигрень: дополнительные методы исследования

           Что же такого «страшного» в Мигрени?

    Никто не будет спорить, что даже один приступ мигрени это неприятно. А если их много, они частые и протекают тяжело? А если мигрень протекает не доброкачественно, или под маской мигрени коварно прячется более злая болезнь?

    Клинические признаки мигрени знает даже древняя старушка. Однако, честная статистика предлагает довольно неутешительные данные: при первичном обращении взрослого пациента правильный диагноз мигрени ставится только в четверти случаев, а в детском возрасте только в 10% случаев! Цифры впечатляют! Примерно каждый четвертый-пятый пациент с мигренью пребывает в ложной уверенности, что в его случае медицина бессильна, каждый второй постоянно или время от времени занимается самолечением. И наконец, каждый второй-третий пациент никогда! не обсуждал с врачом свои приступы мигрени! Не исключено, что у детей такая статистика несколько лучше, но не намного утешительней.

    В нашей стране у людей (и даже у некоторых врачей), не страдающих головной болью, мигрень традиционно считается легким недомоганием с привкусом некоей выгодности и желательности данных жалоб. В особенности такое отношение  характерно для мигрени у детей. Не зря мигрень с удовольствием рифмуют со словом «лень». Отец одной девочки, страдающей мигренью, каждый раз, приходя ко мне на прием, неизменно начинал свой рассказ с типичной фразы «Ах, у нас опять мигрень! И снова нам учится лень!».
 
  Никогда не пытались объяснить воспитательнице в детском саду, что ваш ребенок не пришел в группу из-за приступа мигрени? Или, как отреагирует учительница на ваше объяснение, что первоклассник пропустил два учебных дня по причине тяжелого мигренозного приступа? И наконец, что обычно говорит «добрый» начальник на работе в ответ на ваше искреннее заявление о полной неспособности к продуктивной работе в связи с приступом мигрени?
     Не нужно заблуждаться и думать, что мигрень такая безобидная мелочь, которая лишь иногда огорчает человека своими приступами, быстро проходящими после приема таблетки. Варианты сопутствующих неприятностей при мигрени самые разнообразные: начиная с кратковременной нетрудоспособности или плохого настроения, и заканчивая развитием настоящей депрессии и другими тяжелыми осложнениями.
   Не таким уж редким осложнением мигрени (до 2-3 %) становится мигренозный статус:  крайне продолжительный и мучительно-драматический приступ головной боли или последовательная серия тяжелейших, невыносимых приступов, которые сменяют друг друга практически без светлого промежутка. Атаки мигрени безостановочно прогрессируют, продолжаются несколько часов и даже дней. Обычные препараты не помогают, процесс становится не контролируемым. Значительно ухудшает состояние повторная сильнейшая рвота. Такое резкое расширение и увеличение кровенаполнения мозговых сосудов приводит к развитию кислородного голодания мозговых клеток и отеку мозга, повышаетс внутричерепное давление, возможна потеря сознания, судороги. И это уже очень серьезно, подобные жизнеугрожающие ситуации требуют немедленной медицинской помощи, реанимационных мероприятий.

    Мигренозный инсульт - к сожалению, в отдельных случаях осложненной мигрени, сопутствующие головной боли, неврологические расстройства не проходят быстро и полностью, что бывает связано с формированием значительного дефекта мозгового кровообращения (инфаркт мозга). Коварство осложнения заключается в том, что все начинается, как обычно – очередной, «банальный» приступ мигрени с аурой.
Однако, головная боль проходит, а слабость и неловкость в руке остаются! Рвота закончилась, самочувствие великолепное, а двоение в глазах осталось, речь несколько смазанная, во время еды какое-то странное поперхивание, и при ходьбе шаткость! При этом магнитно-резонансная томография выявляет участки пониженной плотности головного мозга (зоны повреждения нейронов мозга вследствие нарушения мозгового кровообращения), в областях, отвечающих за работу нарушенных функций. Вынужденный поход к врачу, дополнительное обследование приводят к неприятному открытию: пациент перенес мигренозный инсульт. Как правило, при благоприятном развитии событий, чаще всего, в течение месяца локальные неврологические расстройства исчезают, но ограниченные зоны повреждения нейронов мозга вследствие нарушения мозгового кровообращения (кисты) сохраняются до конца жизни

Как, когда и зачем нужно лечить и можно ли вылечить мигрень?

   Это решает только врач, консультация невролога при повторной и (или) сильной головной боли обязательна! В первую очередь необходимо исключить тяжелую органическую патологию нервной системы: нарушение мозгового кровообращения нейроинфекция, опухоль, повышение внутричерепного давления и т.д.
Для уточнения диагноза крайне важна достоверная информация пациента о  характере головной боли:

    ВНИМАНИЕ! ВРАЧ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАДАСТ ЭТИ ВОПРОСЫ!

1.    Когда произошел первый приступ  и события, ощущения до и перед приступом (аура)
a.    тревожность, раздражительность, плаксивость, вялость, утомляемость,
b.    стрессы, интенсивная интеллектуальная или физическая нагрузка
c.    другие болезни с повышением температуры
d.    хронический или острый дефицит сна
e.    прием каких-либо медикаментов, пищевых продуктов
f.    духота и запахи в помещении, смена часовых поясов
g.    у взрослых курение, прием алкоголя, менструация
h.    работа с компьютером, просмотр телевизора, яркий или мигающий свет

2.    Описание ауры - ощущение приближения приступа, перед приступом
a.    вспышки света, разно- и одноцветные искорки, мушки, зигзаги и пятнышки, которые мерцают и двигаются, меняют цвет, форму и размер. Появление слепого пятна (скотомы) или выпадение поля зрения, просто плохая видимость, «пелена» перед глазами, искажение или расплывчатость предметов
b.    ощущение иголочек, мурашек, онемения (потери чувствительности) в руке, реже в языке и вокруг рта
c.    ощущение странных запахов, звуков, или видений
d.    головокружение, тошнота, сердцебиение, одышка, боли в животе

3.    Частота и длительность приступов, продолжительность эпизода от начала первых симптомов до максимума головной боли, рвоты
a.    Характер головной боли (острая, колющая, режущая, тупая, давящая, ломящая, распирающая, сжимающая, жгучая, постоянная, волнообразная, простреливающая…)
b.    Локализация головной боли (с одной или двух сторон, висок, лоб, в области глаза, затылок и т.д.)
4.    События после приступа (общее самочувствие, продолжительность и выраженность возможной слабости в руке, ноге, нарушение речи после приступа) время полного восстановления


 Как объективно оценить тяжесть мигрени? Как понять врачу понять степень влияния мигрени на жизнь пациента?

    Общепринятой во всем мире является шкала МИДАС (Migraine Disability Assessment, от английского "оценка расстройств повседневной активности при мигрени"). Пациенту (родителям ребенка) необходимо дать ответ на пять простых вопросов о степени влияния головной боли на различные стороны жизни: учеба, труд, домашняя работа, социальная активность (у маленьких детей важнейшее место в жизни занимает игра). Важно учитывать все дни с нарушенной или сниженной активностью и работоспособностью наполовину и более за три последних месяца. Общая сумма баллов помогает врачу объективно оценить тяжесть мигрени и правильно подобрать тактику антимигренозной терапии. Например группа пациентов с первой степенью тяжести (от до 5 баллов) характеризуется слабой интенсивностью головной боли, отсутствием или минимальным снижением повседневной активности; а пациенты четвертой группы (набравшие более 21 балла) страдают очень сильной болью, имеют значительное снижение повседневной активности и расстройство трудоспособности.

Итак, шкала МИДАС: необходимо ответить на следующие вопросы, относительно ВСЕХ головных болей за последние 3 месяца. Запишите Ваш ответ после каждого вопроса. Если в течении последних 3 месяцев любая деятельность отсутствовала, нужно записать ноль.

       1. В течении скольких дней за последние 3 месяца Вы пропустили рабочее или учебное время (полный или неполный день) по причине головной боли?

       2. Во время работы или учебы сколько дней за последние три месяца Ваша работоспособность была снижена на половину или более из-за головных болей? (не считая тех дней, которые вы отметили в первом вопросе)

       3. Сколько дней за последние три месяца Вы не занимались домашними делами из-за головной боли?

       4. Отметьте, сколько дней за последние три месяца продуктивность Вашей домашней работы была снижена наполовину и более по причине головных болей? (не включая те дни, которые вы указали в 3 вопросе (дни когда вы вообще не занимались домашней работой по причине головной боли)

       5. В течении скольких дней за последние три месяца Вы не участвовали в семейных и общественных мероприятиях, активном проведении досуга по причине Вашей головной боли?

Пожалуйста, подсчитайте общее количество баллов с 1 по 5 вопрос

ШКАЛА МИДАС



БаллыСтепеньХарактеристики
0-5IМалая интенсивность боли, отсутствие или минимальное снижение повседневной активности
6-10IIУмеренная / выраженная боль, незначительное ограничение повседневной активности
11-20IIIСильная боль. Выраженное ограничение повседневной активности
21 и болееIVСильная боль. Значительное снижение повседневной активности


Основы лечения мигрени


1.    Самое важное: принятие решения о необходимости лечения
2.    Выбор методов лечения (ситуационное лечение самого приступа, профилактическая терапия)
3.    Индивидуальный подбор дозы одного препарата
4.    В профилактической терапии – терпение, последовательность и настойчивость, регулярность приема и адекватная длительность лечения
5.    Динамический анализ возможных побочных эффектов антимигренозного лечения
6.    Изменения в профилактической терапии только по согласованию с лечащим врачом
7.    Рекомендованные врачом - образ жизни, режим дня, диета, устранение провокаторов мигрени, психологическая коррекция
8.    Бытовые способы борьбы с приступами могут иногда помочь. Осторожно! Предварительно посоветуйтесь с врачом: возможно усиление приступа.
a.    Горизонтальное положение в постели, желательно в темной, тихой комнат  с холодным свежим воздухом
b.    Легкий массаж висков, затылка, задней поверхности шеи и других болевых зон
c.    Давящая повязка на голову, холодный или теплый компресс
d.    Самостоятельная провокация рвоты – метод «помощи двух пальцев в рот»
e.    Чашка крепкого сладкого чая или кофе
f.    Однократный прием разрешенного врачом анальгетика.

 Режим дня, диета и образ жизни при мигрени

  • Разумно ложиться спать в одно и тоже время, иметь полноценный 8-часовой сон. Недосыпание или избыточный сон могут послужить провокаций приступа.
  • По мере возможности, рационально избегать значительного  физического или психического переутомления, состояний расслабления после стресса.
  • В некоторых случаях, по совету врача, следует ограничить объем «дружбы» с телевизором, а в отдельных случаях, когда связь между просмотром телепередач и приступом очевидна («телевизионная» мигрень) вообще его исключить. Тоже относится и к работе с компьютером.
  • Диета ребенка с мигренью в известных случаях должна быть под контролем в отношении определенных продуктов, в особенности с высоким содержанием тирамина (орехи, шоколад, какао, зрелые сыры, яйца, цитрусовые, консервы, копчености и другие продукты с высоким содержанием нитритов и прочих искусственных химических добавок). У подростков и взрослых – исключение курения и алкоголя.
  • Важно выявить, и в дальнейшем не использовать медикаменты, провоцирующие приступ мигрени. Это же актуально и для других провоцирующих факторов: жара, духота и запахи в помещении, падение сахара в крови, продолжительные поездки, смена часовых поясов и т.д.
  • Если доказана связь мигренозных приступов с гормональными дисфункциями, началом или периодом менструации, необходима консультация эндокринолога и гинеколога.
Дневник мигрени

    Рекомендация введения дневника мигрени и уточнение «зачинщиков» приступов позволяет успешно бороться с такими головными болями. Необходимо подробнейшим образом описывать течение приступа и особенно фиксировать моменты, предшествующие развитию приступа. Накопление подобной информации значительно облегчит диагностику и лечение мигрени. Педантичные регулярные записи данных о дате, времени, характере и продолжительности приступа мигрени, анализ провоцирующих факторов, контроль получаемых препаратов и их дозировок, возникающих побочных проявлений. Правильное ведение дневника – одно из слагаемых успешного лечения! Таблица в дневнике должна состоять из нескольких обязательных граф, например:
•    дата, время начала, продолжительность и окончание приступа
•    краткое описание особенностей приступа
•    моменты, предшествующие развитию приступа: переутомление, стресс, критические дни, погода, сон, зрительная нагрузка, продукты, лекарства и т.д. (см.выше)
•    использование и эффективность антимигренозных препаратов (разовый прием, длительная профилактика мигрени)
•    периоды без приступов

Посещение детского сада, школы и занятия спортом и воспитание детей с мигренью

    В стандартных случаях, если приступы мигрени находятся под контролем или отмечаются редко, а ребенок не имеет сопутствующих расстройств, - противопоказаний  к посещению детского сада и школы нет. Такие дети вполне могут заниматься физкультурой и спортом. Соответствующая физическая нагрузка  не только безопасна, но и очень полезна. Это решает лечащий врач.
    Чрезвычайно важный совет родителям: будьте уверены - ваш ребенок обычный, нормальный, человек, которому особое внимание необходимо лишь только в определенной сфере здоровья. И воспитывать его нужно так же, как и абсолютно здорового ребенка.  В большей степени, какая личность получится из малыша, зависит только от родителей.
    Динамика развития мигрени бывает разная, нередко она сопровождается некоторыми поведенческими проблемами. Родителей, слабо информированные в современных представлениях о мигрени,  стараются максимально контролировать жизнь своего ребенка, создавая ему тепличные условия жизни. Без сомнения, такая «забота» отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка, нарушает его социальная адаптации;  в дальнейшем, даже при полном излечении, страдает его качество жизни. Излишнее  сочувствие, тревога ожидания прихода головной боли, безотчетное чувство своей вины и неизменная жалость к ребенку, совсем не способствуют формированию его способностей и гармоничному развитию;  наоборот, обязательно приводит к развитию неврозов.

Нужно ли обсуждать с ребенком его болезнь

Обязательно! Даже с маленьким. Лучше, предварительно посоветовавшись с детским психологом. Разговаривать о его самочувствии лучше наедине. Все разговоры в семье о приступах должны вестись откровенно и честно. Деловое обсуждение предотвращает развитие жалости по отношению к самому себе. Необходимо дать ребенку уверенность в том, что Вы всегда придете ему на помощь, если это необходимо. Конечно же, абсолютно нет необходимости постоянно напоминать ему о его проблемах и следить за каждым его шагом.  Окружающие ребенка, его товарищи и одноклассники не обязательно должны знать о его заболевании. Если Вы считаете нужным сообщить им об этом, то лучше это сделать в небольшой группе, рассказать об особенностях болезни и попросить помочь больному ребенку. Нередко, ребенку с мигренью требуются повторные консультации детского психолога. В большинстве случаев, обязательным компонентом успешного лечения мигрени  является психотерапия.

Мигрень: дополнительные методы исследования

   Типичная картина мигрени редко требует инструментальных методов исследования. Однако в сложных случаях, особенно у детей, дополнительное обследование бывает необходимым.
    Электроэнцефалография (ЭЭГ)  и видео-ЭЭГ-мониторинг -  метод оценки электрической активности мозга, используется с целью исключения эпилептического происхождения мигренеподобных приступов. Транскраниальная допплерография и дуплексное сканирование сосудов - ультразвуковая диагностика мозгового кровообращения, исследование внутримозговых  и сосудов шеи: выявление пороков развития сосудов (аневризмы, артерио-венозные мальформации, гипоплазии), обнаружение сужений и закупорки сосудов головного мозга и т.д. Рентгеновская компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головного и спинного мозга – исследование структуры мозга:  пороки развития, травматические и сосудистые повреждения, гидроцефалия, опухоли и т.д.
   Практически всем пациентам с частыми или тяжелыми приступами мигрени целесообразно проведение психологической консультации. Детям школьного возраста, страдающим мигренью, у которых имеются трудности в учебе, требуется нейропсихологическое обследование.  Иногда возникает необходимость в дополнительных консультациях специалистов: эндокринолог, гинеколог, ортопед, офтальмолог и пр.



<<< часть первая

•    Мигрень – что это, почему и когда она появляется?
•    Мигрень встречается очень часто!
•    Что же такого «страшного» в мигрени?
•    Детские периодические синдромы - эквиваленты или «аналоги мигрени.
•    Результаты и последствия мигренозных приступов
•    Как, когда и зачем нужно лечить и можно ли вылечить мигрень?
•    Внимание! При подозрении на мигрень врач обязательно задаст эти вопросы!                                  
•    Режим дня, диета и образ жизни и воспитание детей с мигренью
•    Дневник приступов мигрени
•    Посещение детского сада, школы и занятия спортом пациентов страдающих мигренью
•    Нужно ли обсуждать с ребенком его болезнь
•    Мигрень: дополнительные методы исследования