☼ "Аутизм и расстройства аутичного спектра"
☼ "Детская неврология, психология, психиатрия"
☼ Живое общение, присоединяйтесь! *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3 ГОДА
ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ
ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ (приблизительные ориентиры)
| 
   А  | 
  
   Н  | 
  
   30 месяцев  | 
  
   А  | 
  
   Н  | 
  
   36 месяцев  | 
  
   А  | 
  
   Н  | 
  
   42 месяца  | 
 
| 
   1. ОРИЕНТАЦИЯ  | 
 ||||||||
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Строит башню из 8 кубиков  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Строит башню из 9 кубиков (с 3-й попытки из 10)  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Строит мост из кубиков по модели  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   К построенному из кубиков поезду добавляет трубу  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Строит мост из кубиков по модели  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Узнает 6 геометрических фигур  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Срисовывает вертикальные и горизонтальные линии  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Кладет 10 пилюль в бутылочку за 30 секунд  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Повторяет три цифры  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Чертит две и более линии, которые пересекаются  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Рисует и отвечает, что нарисовал  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Из двух блоков по просьбе дает более тяжелые  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Помещает одну цветную фигурку на карточку  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Узнает человека в незавершенной фигурке  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   По просьбе помещает 3 фигурки в доску с формами  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Копирует окружность  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   После поворота доски на 180° фигуры вкладывает, но может допускать ошибки  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   После демонстрации рисует крест  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Повторяет две цифры  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Помещает три фигуры на карточку  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Узнает 4 геометрические фигуры  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Быстро адаптируется к повороту доски и без ошибок размещает фигуры  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Повторяет 3 цифры  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   2. ГРУБАЯ МОТОРИКА  | 
 ||||||||
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Ходит на "цыпочках"  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Поднимаясь по лестнице, ноги переставляет по одной  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   На одной ноге стоит 2 сек.  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Прыгает, отрывая обе ноги от пола  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Прыгая с одной ступени на другую, отрывает обе ноги  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Пытается стоять на одной ноге  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Без помощи ездит на трехколесном велосипеде  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Стоит на одной ноге, кратковременно сохраняя баланс  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   3. ТОНКАЯ МОТОРИКА  | 
 ||||||||
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Строит башню из 8 кубиков  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Строит башню из 9 кубиков (с 3 попыток - из 10 кубиков)  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Чертит ромб  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   При рисовании держит пальцами карандаш.  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Кладет 10 пилюль в бутылочку за 30 сек.  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   4. РЕЧЬ  | 
 ||||||||
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Говорит полное имя  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Определяет действие изображенное на картинке  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Называет все карты с картинками  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Узнает 7 картинок в книжке  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Использует названия предметов во множественном числе  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Перечисляет три картинки  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Называет 5 картинок  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Называет 8 картинок  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Отвечает на два ситуационных вопроса  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Демонстрирует умение использовать тестовые объекты  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Правильно называет свой пол  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   По просьбе помещает мяч на стул под стул и кладет перед стулом  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Отвечает на один ситуационный вопрос  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   По просьбе помещает мяч под и на стул  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ  | 
 ||||||||
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Говоря о себе, использует чаще местоимение, чем свое имя  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Ест сам, немного проливая  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Сам одевается, умывается, вытирает руки и лицо  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   В игре целенаправленно двигает предмет (машинку и т.д.)  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Хорошо наливает из кувшинчика  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Отдает предпочтение коллективной игре  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Помогает убирать свои игрушки  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Надевает ботинки  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Может переносить бьющиеся предметы  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Застегивает доступные пуговицы  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Понимает шутки  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Знает несколько стихотворений  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   А  | 
  
   Н  | 
  
   42 месяца  | 
  
   А  | 
  
   Н  | 
  
   48 месяцев  | 
  
   А  | 
  
   Н  | 
  
   54 месяца  | 
 
| 
   1. АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ  | 
 ||||||||
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Масса кубиков: строит мост из кубиков по модели  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Масса кубиков: имитирует ворота (54 мес.)  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Масса кубиков: делает ворота с модели  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Геометрические формы: узнает 6 геометрических фигур  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Рисование: человек из 2-х частей (60 мес.)  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Рисование: копирует квадрат  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Цифры: повторяет три цифры  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Рисование: копирует крест.  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Геометрические формы: указывает 9  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Взвешенные блоки: из двух блоков по просьбе дает более тяжелые  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Рисование: добавляет 3 части к неоконченному человечку  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Счет: 4 предмета и отвечает на вопрос "Сколько?''  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Геометрические формы: указывает 8  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Эстетическое сравнение: правильно  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Недостающие части: 1 исправляет  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Недостающие части: исправляет 2  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Счет: 3 предмета правильно указывает  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Цифры: повторяет 4 (1 из Зх попыток)  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Взвешенные блоки: выбирает более тяжелый в разных вариантах  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   2. ГРУБАЯ МОТОРИКА  | 
 ||||||||
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Стояние: на одной ноге стоит 2 сек.  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Ступени: спускается вниз 1 нога на ступени.  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Скачки: на 1 ноге  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Прыжки: только на 1 ноге (60 мес.)  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Жестикуляция: не как у новорожденного  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Прыжки: широкие прыжки с места или с разбегом.  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Мяч: кидает в руки  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Стояние: и на 1 ноге 4-8 сек  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   3. ТОНКАЯ МОТОРИКА  | 
 ||||||||
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Рисование: чертит ромб  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Пилюли: кладет 10 пилюль в бутылочку за 25 сек.  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Рисование: чертит крест (квадрат)  | 
 
| 
   4. РЕЧЬ  | 
 ||||||||
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Называет все карты с картинками  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Цветная картинка: называет 1  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Определяет: 4 в отношении использования  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Перечисляет три картинки  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Перемещения: выполняет 4 команды по перемещению мяча относительно стула  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Ситуационные вопросы: 1 исправляет  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Отвечает на два ситуационных вопроса  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   По просьбе помещает мяч на стул под стул и кладет перед стулом  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ  | 
 ||||||||
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Сам одевается, умывается, вытирает руки и лицо  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Одевание: умывается, вытирает руки и лицо, чистит зубы.  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Общение: уделяет внимание своей внешности.  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Отдает предпочтение коллективной игре  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Одевание: одевается раздевается под наблюдением (60 мес.)  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Общение: рассказывает неправдоподобные истории  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Одевание: зашнуровывает ботинки.  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Общение: хозяйничает и критикует (60 мес.)  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Одевание: различает перед и спинку у одежды.  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Игра: театрально хвастается (60 мес.)  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Игра: включается в игру с другими детьми.  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Игра: строит здание из блоков.  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Развитие ответственности: посылается по поручениям вне дома (без пересечения дороги)  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Развитие ответственности: пытается выйти за указанные рамки (60 мес.)  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   Н  | 
  
   54 месяца  | 
  
   А  | 
  
   Н  | 
  
   60 месяцев  | 
  
   А  | 
  
   Н  | 
  
   72 месяца  | 
 |
| 
   1. АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ  | 
 ||||||||
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Масса кубиков: делает ворота с модели  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Масса кубиков: строит 2 ступени  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Масса кубиков: строит 3 ступени  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Рисование: копирует квадрат  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Рисование: безошибочно, человек с телом и т.д.  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Рисование: человек с шеей руками, одеждой.  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Геометрические формы: указывает 9  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Рисование: копирует треугольник.  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Рисование: ноги человека в 2х измерениях.  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Счет: 4 предмета и отвечает на вопрос "Сколько?"  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Рисование: копирует прямоугольник с диагоналями (66 мес).  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Рисование: копирует ромб.  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Эстетическое сравнение: правильно  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Рисование: добавляет 7 частей к неоконченному человечку.  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Рисование: добавляет 9 частей к неоконченному человечку.  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Недостающие части: исправляет 2  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Счет: 10 объектов правильно показывает  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Взвешенные блоки: без ошибок в тесте с 5 блоками.  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Цифры: повторяет 4 (1 из Зх попыток)  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Счет: 12 объектов правильно показывает (66 мес.)  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Недостающие части: исправляет все  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Взвешенные блоки: только одна ошибка в тесте с 5 блоками (72 мес)  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Цифры: 4 правильно (2 из 2х попыток)  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Пальцы: правильно перечисляет на каждой руке (72 мес)  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Пальцы: правильно перечисляет на каждой руке и на обоих вместе.  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Складывание и вычитание: до пяти.  | 
 
| 
   2. ГРУБАЯ МОТОРИКА  | 
 ||||||||
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Скачки: на 1 ноге  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Прыжки: использует ноги попеременно.  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Прыжки: с высоты 30 см приземляется на корточки  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Жестикуляция: не как у новорожденного  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Стояние: на 1 ноге более чем 8 сек.  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Мяч: дает. Бросая.  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Стояние: на каждой ноге попеременно, глаза закрыты.  | 
 
| 
   3. ТОНКАЯ МОТОРИКА  | 
 ||||||||
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Рисование: чертит крест (квадрат)  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Пилюли: кладет 10 пилюль в бутылочку за 20 сек.  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Рисование: рисует ромб.  | 
 
| 
   4. РЕЧЬ  | 
 ||||||||
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Определяет: 4 в отношении использования  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Монеты: называет номинал монеток  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Здесь можно применять тесты Бинета  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Ситуационные вопросы: 1 исправляет  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Цветные формы: называет все четыре.  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Картинки: перечисление с описательным комментарием  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Ситуационные вопросы: 2 правильно  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Поручения: в успешном случае - 3  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ  | 
 ||||||||
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Общение: уделяет внимание своей внешности.  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Одевание: одевается и раздевается без помощи  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Одевание: зашнуровывает ботинки  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Общение: рассказывает неправдоподобные истории  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Общение: спрашивает значения слов.  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Общение: различает время до полудня и после полудня.  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Общение: хозяйничает и критикует (60 мес.)  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Игра: одевается в одежду взрослых  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Общение: знает где правая, где левая сторона (3 из Зх).  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Игра: театрально хвастается (60 мес.)  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Игра: пишет несколько букв (60 мес.)  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Общение: считает до 30  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Развитие ответственности: посылается по поручениям вне дома (без пересечения дороги)  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   Развитие ответственности: пытается выйти за указанные рамки (60 мес.)  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

		
		
		
