Внимание, полезные каналы и чаты в Телеграм (там всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь, просто наберите в поиске мессенджера - @nevrolog, @nervos, @nervokid)
☼ "Аутизм и расстройства аутичного спектра"
☼ "Детская неврология, психология, психиатрия"
☼ Живое общение, присоединяйтесь! *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов
☼ "Аутизм и расстройства аутичного спектра"
☼ "Детская неврология, психология, психиатрия"
☼ Живое общение, присоединяйтесь! *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов
КОГДА ДЕТСКИЙ МОЗГ СПИТ...
Внимание!
Предварительно проконсультируйтесь с неврологом или логопедом. Материалы
статьи не являются заменой очной консультации специалиста, данную информацию
нельзя применять для самостоятельного лечения
Мозг никогда не спит! Парадокс – во сне мозг не спит, а интенсивность его работы во сне иногда намного выше, чем во время бодрствования. А если мозг или его части (мозговые центры) «спят», это плохо! Это значит одно из двух: или мозговые клетки (нейроны) пострадали, или мозг еще сильно не дорос до своего нормального, соответственно возрасту, уровня работы, нейроны незрелые, им еще «расти и учится».
Что делать, если малыш родился недоношенный, незрелый, или его мозг пострадал внутриутробно или в родах? Кроме питания и отдыха, что жизненно необходимо «спящему» мозгу для правильного развития и восстановления? Конечно, чувства! Много- много, чувств, ощущений, переживаний, эмоций, душевных порывов и страстей!
Существует очень простой, и в тоже время, чрезвычайно эффективный, универсальный метод ускорения и усиления развития, созревания и восстановления «спящего» мозга - Родительская Полисенсорная Стимуляция (РПС).
Родительская полисенсорная стимуляция является важной частью метода ассоциативно-сенсорной интерференции (метод АСИ), - или, проще говоря, ускорение и усиление созревания, развития и восстановления незрелого или «спящего» мозга с помощью сочетания различных комбинаций потоков информации из органов чувств. Звучит грозно и сложно, на самом деле, этим часто занимается любая мама, когда одновременно делает с малышом зарядку, напевает ему песенку и показывает новую игрушку, поглаживает, целует и щекочет его и т.д…
Если это знает, и умеет делать каждая мама, зачем столько много новых слов и лозунгов? Сложность не в знаниях и умениях, а в системе таких занятий! Проблема в практическом исполнении данных принципов, в интенсивности, методичности и последовательности, постоянстве, регулярности и правильности выполнения упражнений сенсорной стимуляции. Только тогда мозг реально «просыпается и расцветает», и начинает работать в новых условиях, ускоряется его развитие, созревание и восстановление.
Методика родительской полисенсорной стимуляции очень проста - это одновременное использование не менее 2-4 каналов поступления сенсорной информации. Например, глаза-уши-вестибулярный аппарат: мама поет песню, пританцовывая с малышом на руках перед включенным телевизором. Или, мама в новом парфюме и блестящей кофточке делает малышу гимнастику и массаж на пеленальном столике, энергично декламируя стихи Маяковского: обоняние-зрение-тактильная, мышечно-суставная чувствительность-слух.
Что делать, если малыш родился недоношенный, незрелый, или его мозг пострадал внутриутробно или в родах? Кроме питания и отдыха, что жизненно необходимо «спящему» мозгу для правильного развития и восстановления? Конечно, чувства! Много- много, чувств, ощущений, переживаний, эмоций, душевных порывов и страстей!
Существует очень простой, и в тоже время, чрезвычайно эффективный, универсальный метод ускорения и усиления развития, созревания и восстановления «спящего» мозга - Родительская Полисенсорная Стимуляция (РПС).
Родительская полисенсорная стимуляция является важной частью метода ассоциативно-сенсорной интерференции (метод АСИ), - или, проще говоря, ускорение и усиление созревания, развития и восстановления незрелого или «спящего» мозга с помощью сочетания различных комбинаций потоков информации из органов чувств. Звучит грозно и сложно, на самом деле, этим часто занимается любая мама, когда одновременно делает с малышом зарядку, напевает ему песенку и показывает новую игрушку, поглаживает, целует и щекочет его и т.д…
Если это знает, и умеет делать каждая мама, зачем столько много новых слов и лозунгов? Сложность не в знаниях и умениях, а в системе таких занятий! Проблема в практическом исполнении данных принципов, в интенсивности, методичности и последовательности, постоянстве, регулярности и правильности выполнения упражнений сенсорной стимуляции. Только тогда мозг реально «просыпается и расцветает», и начинает работать в новых условиях, ускоряется его развитие, созревание и восстановление.
Методика родительской полисенсорной стимуляции очень проста - это одновременное использование не менее 2-4 каналов поступления сенсорной информации. Например, глаза-уши-вестибулярный аппарат: мама поет песню, пританцовывая с малышом на руках перед включенным телевизором. Или, мама в новом парфюме и блестящей кофточке делает малышу гимнастику и массаж на пеленальном столике, энергично декламируя стихи Маяковского: обоняние-зрение-тактильная, мышечно-суставная чувствительность-слух.
Главные каналы сенсорной стимуляции (КСС)
1. Зрение – восприятие и анализ зрительных образов окружающего мира, получение информации о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними.
Зрительный (визуальный) канал сенсорной стимуляции (ЗКСС) (это главный, самый мощный канал поступления информации, более 80% всей информации человек получает с помощью зрения). Зрительный канал сенсорной стимуляции (ЗКСС) включает в себя использование разнообразных зрительных образов: пятна, полосы, геометрические фигуры, сложные изображения и картины. Зрительные образы должны различаться: размер, яркость, контрастность, цветность, тональность (яркие и тусклые, четкие и смазанные, черно-белые и цветные), статичные, мигающие с разной частотой, и движущиеся в разных направлениях).
Важно, чтобы во время занятий было много хорошего света (идеально, естественный свет или искусственное освещение, близкое к дневному); источник света (окно, лампа) должны располагаться за головой ребенка, избегайте раздражения глаз и ослепления.
Родители самостоятельно могут приготовить (или купить) соответствующие визуальные материалы. Примеры зрительных образов: лица людей, их одежда (например, яркий «боевой» макияж мамы в очках от Гуччи, в блестящем вечернем платье с бриллиантовыми сережками, жемчужным колье и гранатовым браслетом неизбежно вызовет неподдельный интерес не только папы, но и малыша), игрушки, картины и карточки, люстры, пейзажи из окна; слайды и мультфильмы, видеоролики с природой (подводный мир, джунгли, пустыни, север, скалы...) на ТВ и ПК, фонарики, свечки, елочные гирлянды, лазерные рисунки на потолке, цветомузыка, дискотечный зеркальный шар, яркие ковры и обои, дизайнерский потолок и т.д. Некоторые упражнения есть здесь и там.
Такие образы позволяют добиваться наибольшего интереса ребенка, максимального зрительного сосредоточения, фиксации и прослеживания. В положении на спине или вертикально, на руках у мамы зрительные образы обычно располагаются на расстоянии не менее 40-60 см от глаз малыша, в положении на животе возможно меньшая дистанция (около 30 см). Расположение игрушек и картинок не должно быть постоянным (их виды и позиции нужно менять каждый день или раз в два-три дня: справа, слева, выше, ниже и т.д.). Некоторые предметы обязательно должны быть в пределах ручной доступности, чтобы у ребенка всегда была возможность случайно или целенаправленно задевать их руками. Начинают обычно с ярких желтых, красных, оранжевых цветов, затем постепенно добавляют зеленые, си¬них, голубые, фиолетовые и черно-белые сочетания. В более старшем возрасте, упражнения зрительного анализа формы, размера, цвета непременно сопровождаются сочетанным использованием акустической (речевой) информации (ребенок не просто видит определенную игрушку, но и получает ее словесную характеристику – например, «красная большая машина»).
Движущие образы обязательно должны вызывать у ребенка реакцию прослеживания, для этого приходится порой много раз повторять траекторию движения, меняя зрительный образ. Новые виды направлений, скорости и амплитуды движений вводят очень постепенно, после того как ребенок хорошо усвоил предыдущие (направо-налево, вверх-вниз, по диагонали-дуге, по кругу, волнами, зигзагами; медленно-быстро, толчками, с ускорением, с максимальной амплитудой и т. д.). Время занятия и количество упражнений зависят от заинтересованности ребенка и способностей взрослых: от нескольких секунд и повторов до бесконечности. Заниматься можно, только согласовав план упражнений со своим врачом!
2. Слух – прием и анализ звуковых образов окружающего мира, получение акустической информации о свойствах предметов, восприятие речи (звуковой состав слова, интонации и т.д.)
Слуховой (аудиальный) канал сенсорной стимуляции (СКСС) - это очень важный канал поступления информации, понимание речи, возможность вербальной коммуникации, включает в себя использование разнообразных шумов и звуковых образов, речевого общения. Звуковые образы имеют четкие различия: громкость, звуковые частоты, интонация и темп речи и др.
Родители самостоятельно могут приготовить (или купить) соответствующие звуковые материалы. Примеры звуковых образов (по степени важности): режим «постоянно включенного радио» (словесная характеристика любых ситуаций и действий, происходящих с ребенком – « а сейчас мы приготовим кашку, и будем кушать…, теперь мы меняем подгузник и переодеваем рубашку… ой! папа пришел…»). Очень полезно выразительное мамино чтение стихов, прозы и исполнение песен (даже, если у мамы нет слуха и голоса), использование аудиоаппаратуры (классическая музыка, радиоспектакли с профессиональными актерами, шум природы (дождь, море, лес и т.д.). Звуковые игрушки, дудки, колотушки, гармонь, барабан, детский синтезатор, аудиоковрик, телефон, планшет и т.д.
Слуховая сенсорная стимуляция может использоваться изолировано, но чаще, в комбинации с визуальным и другими каналами стимуляции. Время занятия и количество упражнений зависят от заинтересованности ребенка и способностей взрослых: от нескольких секунд и повторов до бесконечности. Некоторые упражнения есть здесь и там.
3. Осязание 1 (кожная чувствительность) – восприятие и анализ чувствительных образов окружающего мира с помощью внешних рецепторов (нервных окончаний) кожи: механическое раздражение (прикосновение и давление), термические воздействия (холод-тепло), болевые ощущения и т.д.
Кожный (тактильно-температурный) канал сенсорной стимуляции (ККСС): один из самых древних и важнейших каналов поступления эмоциональной информации, при расстройстве зрения и слуха выступает на первый план в ускорении развития, созревания и восстановления «спящего» мозга.
Кожный (тактильно-температурный) канал сенсорной стимуляции (ККСС) включает в себя использование самых разнообразных образов кожных ощущений (осязание, температурные раздражения) - поглаживание, растирание, разминание, постукивание, похлопывание, вибрация, пощипывание, покалывание, покусывание, поцелуйчики, щекотание, холод-тепло, гладкость-шероховатость и т.д.
Особые области на теле ребенка с максимальным представлением в коре головного мозга, имеют рекордное скопление рефлексогенных зон, и запускают наибольшее количество процессов созревания и восстановления «спящего» мозга: пальцы рук, ладони, подошвы, лицо (губы, язык, щечки, лоб), волосистая часть головы.
Примеры кожных стимуляций: массаж родительский, поглаживание и обнимание, поцелуи и щекотание, игры « Сорока-белобока», "Коза рогатая", «Кузнец», «Льдинки» и т.д. См. также Логопедический массаж и пассивная артикуляционная гимнастика
Некоторые упражнения есть здесь и там.
4. Осязание 2 (мышечно-суставная чувствительность, проприоцепция) – восприятие и анализ чувствительных образов, приходящих от мышц и суставов, оценка движения и положения частей тела друг относительно друга.
Мышечно-суставной канал сенсорной стимуляции (МСКСС): один из самых древних и важнейших каналов поступления внутренней информации, на основе которой, вместе с вестибулярными ощущениями, формируется любое движение ребенка, и следовательно, познание окружающего мира. Если мышечно-суставное чувство «спит», не созрело, нарушено – двигательное развитие невозможно! Мышечно-суставная стимуляции играет основную роль в ускорении созревания и восстановления «спящего» мозга при задержке двигательного развития.
Мышечно-суставной канал сенсорной стимуляции (МСКСС): использование разнообразных образов глубокой чувствительности (ощущений), возникающих при проведении пассивных и активных движениях в различных группах суставов (плечевые локтевые, лучезапястные, тазобедренные, коленные, голеностопные, нижнечелюстной, суставы шейного и поясничного отдела позвоночника и т.д.)
Примеры мышечно-суставной стимуляций (заниматься можно только с разрешения врача): любые пассивные и активные движения ребенка, гимнастика родительская.
5. Чувство пространства и равновесия - восприятие и анализ чувствительных образов, возникающих при изменении положения тела в пространстве, ощущение целостности движения, направления и ускорения в условиях земного притяжения, с помощью вестибулярного аппарата.
Вестибулярный канал сенсорной стимуляции (ВКСС): один из самых древних и важнейших каналов поступления пространственной информации, на основе которой вместе с мышечно-суставным чувством формируется любое движение ребенка, и познание окружающего мира. Вестибулярное чувство является стержнем двигательного развития, и если вестибулярный аппарат «спит», не созрел, нарушен – формирование правильных моторных навыков невозможно!
Вестибулярная стимуляции играет основную роль в ускорении созревания и восстановления «спящего» мозга при задержке двигательного и психического развития.
Вестибулярный канал сенсорной стимуляции (ВКСС): использование разнообразных образов пространственных ощущений, возникающих при проведении разнонаправленных движений изменения и ускорения тела в пространстве. Время занятия и количество упражнений согласовываются с врачом, зависят от заинтересованности ребенка и способностей взрослых: от нескольких секунд и повторов до бесконечности. Движения должны быть медленными, плавными, можно постепенно усложнять упражнения, увеличивая темп. В первые дни занятий повторяйте каждое движение 2-4 раза, постепенно перейдите к 12-16 движениям в серии.
Примеры вестибулярной стимуляции (Внимание! Заниматься можно только с разрешения врача, контролируйте самочувствие ребенка! Это серьезная нагрузка для взрослого! Можно получить травму, учитывайте свои физические возможности!):
Зрительный (визуальный) канал сенсорной стимуляции (ЗКСС) (это главный, самый мощный канал поступления информации, более 80% всей информации человек получает с помощью зрения). Зрительный канал сенсорной стимуляции (ЗКСС) включает в себя использование разнообразных зрительных образов: пятна, полосы, геометрические фигуры, сложные изображения и картины. Зрительные образы должны различаться: размер, яркость, контрастность, цветность, тональность (яркие и тусклые, четкие и смазанные, черно-белые и цветные), статичные, мигающие с разной частотой, и движущиеся в разных направлениях).
Важно, чтобы во время занятий было много хорошего света (идеально, естественный свет или искусственное освещение, близкое к дневному); источник света (окно, лампа) должны располагаться за головой ребенка, избегайте раздражения глаз и ослепления.
Родители самостоятельно могут приготовить (или купить) соответствующие визуальные материалы. Примеры зрительных образов: лица людей, их одежда (например, яркий «боевой» макияж мамы в очках от Гуччи, в блестящем вечернем платье с бриллиантовыми сережками, жемчужным колье и гранатовым браслетом неизбежно вызовет неподдельный интерес не только папы, но и малыша), игрушки, картины и карточки, люстры, пейзажи из окна; слайды и мультфильмы, видеоролики с природой (подводный мир, джунгли, пустыни, север, скалы...) на ТВ и ПК, фонарики, свечки, елочные гирлянды, лазерные рисунки на потолке, цветомузыка, дискотечный зеркальный шар, яркие ковры и обои, дизайнерский потолок и т.д. Некоторые упражнения есть здесь и там.
Такие образы позволяют добиваться наибольшего интереса ребенка, максимального зрительного сосредоточения, фиксации и прослеживания. В положении на спине или вертикально, на руках у мамы зрительные образы обычно располагаются на расстоянии не менее 40-60 см от глаз малыша, в положении на животе возможно меньшая дистанция (около 30 см). Расположение игрушек и картинок не должно быть постоянным (их виды и позиции нужно менять каждый день или раз в два-три дня: справа, слева, выше, ниже и т.д.). Некоторые предметы обязательно должны быть в пределах ручной доступности, чтобы у ребенка всегда была возможность случайно или целенаправленно задевать их руками. Начинают обычно с ярких желтых, красных, оранжевых цветов, затем постепенно добавляют зеленые, си¬них, голубые, фиолетовые и черно-белые сочетания. В более старшем возрасте, упражнения зрительного анализа формы, размера, цвета непременно сопровождаются сочетанным использованием акустической (речевой) информации (ребенок не просто видит определенную игрушку, но и получает ее словесную характеристику – например, «красная большая машина»).
Движущие образы обязательно должны вызывать у ребенка реакцию прослеживания, для этого приходится порой много раз повторять траекторию движения, меняя зрительный образ. Новые виды направлений, скорости и амплитуды движений вводят очень постепенно, после того как ребенок хорошо усвоил предыдущие (направо-налево, вверх-вниз, по диагонали-дуге, по кругу, волнами, зигзагами; медленно-быстро, толчками, с ускорением, с максимальной амплитудой и т. д.). Время занятия и количество упражнений зависят от заинтересованности ребенка и способностей взрослых: от нескольких секунд и повторов до бесконечности. Заниматься можно, только согласовав план упражнений со своим врачом!
2. Слух – прием и анализ звуковых образов окружающего мира, получение акустической информации о свойствах предметов, восприятие речи (звуковой состав слова, интонации и т.д.)
Слуховой (аудиальный) канал сенсорной стимуляции (СКСС) - это очень важный канал поступления информации, понимание речи, возможность вербальной коммуникации, включает в себя использование разнообразных шумов и звуковых образов, речевого общения. Звуковые образы имеют четкие различия: громкость, звуковые частоты, интонация и темп речи и др.
Родители самостоятельно могут приготовить (или купить) соответствующие звуковые материалы. Примеры звуковых образов (по степени важности): режим «постоянно включенного радио» (словесная характеристика любых ситуаций и действий, происходящих с ребенком – « а сейчас мы приготовим кашку, и будем кушать…, теперь мы меняем подгузник и переодеваем рубашку… ой! папа пришел…»). Очень полезно выразительное мамино чтение стихов, прозы и исполнение песен (даже, если у мамы нет слуха и голоса), использование аудиоаппаратуры (классическая музыка, радиоспектакли с профессиональными актерами, шум природы (дождь, море, лес и т.д.). Звуковые игрушки, дудки, колотушки, гармонь, барабан, детский синтезатор, аудиоковрик, телефон, планшет и т.д.
Слуховая сенсорная стимуляция может использоваться изолировано, но чаще, в комбинации с визуальным и другими каналами стимуляции. Время занятия и количество упражнений зависят от заинтересованности ребенка и способностей взрослых: от нескольких секунд и повторов до бесконечности. Некоторые упражнения есть здесь и там.
3. Осязание 1 (кожная чувствительность) – восприятие и анализ чувствительных образов окружающего мира с помощью внешних рецепторов (нервных окончаний) кожи: механическое раздражение (прикосновение и давление), термические воздействия (холод-тепло), болевые ощущения и т.д.
Кожный (тактильно-температурный) канал сенсорной стимуляции (ККСС): один из самых древних и важнейших каналов поступления эмоциональной информации, при расстройстве зрения и слуха выступает на первый план в ускорении развития, созревания и восстановления «спящего» мозга.
Кожный (тактильно-температурный) канал сенсорной стимуляции (ККСС) включает в себя использование самых разнообразных образов кожных ощущений (осязание, температурные раздражения) - поглаживание, растирание, разминание, постукивание, похлопывание, вибрация, пощипывание, покалывание, покусывание, поцелуйчики, щекотание, холод-тепло, гладкость-шероховатость и т.д.
Особые области на теле ребенка с максимальным представлением в коре головного мозга, имеют рекордное скопление рефлексогенных зон, и запускают наибольшее количество процессов созревания и восстановления «спящего» мозга: пальцы рук, ладони, подошвы, лицо (губы, язык, щечки, лоб), волосистая часть головы.
Примеры кожных стимуляций: массаж родительский, поглаживание и обнимание, поцелуи и щекотание, игры « Сорока-белобока», "Коза рогатая", «Кузнец», «Льдинки» и т.д. См. также Логопедический массаж и пассивная артикуляционная гимнастика
Некоторые упражнения есть здесь и там.
4. Осязание 2 (мышечно-суставная чувствительность, проприоцепция) – восприятие и анализ чувствительных образов, приходящих от мышц и суставов, оценка движения и положения частей тела друг относительно друга.
Мышечно-суставной канал сенсорной стимуляции (МСКСС): один из самых древних и важнейших каналов поступления внутренней информации, на основе которой, вместе с вестибулярными ощущениями, формируется любое движение ребенка, и следовательно, познание окружающего мира. Если мышечно-суставное чувство «спит», не созрело, нарушено – двигательное развитие невозможно! Мышечно-суставная стимуляции играет основную роль в ускорении созревания и восстановления «спящего» мозга при задержке двигательного развития.
Мышечно-суставной канал сенсорной стимуляции (МСКСС): использование разнообразных образов глубокой чувствительности (ощущений), возникающих при проведении пассивных и активных движениях в различных группах суставов (плечевые локтевые, лучезапястные, тазобедренные, коленные, голеностопные, нижнечелюстной, суставы шейного и поясничного отдела позвоночника и т.д.)
Примеры мышечно-суставной стимуляций (заниматься можно только с разрешения врача): любые пассивные и активные движения ребенка, гимнастика родительская.
5. Чувство пространства и равновесия - восприятие и анализ чувствительных образов, возникающих при изменении положения тела в пространстве, ощущение целостности движения, направления и ускорения в условиях земного притяжения, с помощью вестибулярного аппарата.
Вестибулярный канал сенсорной стимуляции (ВКСС): один из самых древних и важнейших каналов поступления пространственной информации, на основе которой вместе с мышечно-суставным чувством формируется любое движение ребенка, и познание окружающего мира. Вестибулярное чувство является стержнем двигательного развития, и если вестибулярный аппарат «спит», не созрел, нарушен – формирование правильных моторных навыков невозможно!
Вестибулярная стимуляции играет основную роль в ускорении созревания и восстановления «спящего» мозга при задержке двигательного и психического развития.
Вестибулярный канал сенсорной стимуляции (ВКСС): использование разнообразных образов пространственных ощущений, возникающих при проведении разнонаправленных движений изменения и ускорения тела в пространстве. Время занятия и количество упражнений согласовываются с врачом, зависят от заинтересованности ребенка и способностей взрослых: от нескольких секунд и повторов до бесконечности. Движения должны быть медленными, плавными, можно постепенно усложнять упражнения, увеличивая темп. В первые дни занятий повторяйте каждое движение 2-4 раза, постепенно перейдите к 12-16 движениям в серии.
Примеры вестибулярной стимуляции (Внимание! Заниматься можно только с разрешения врача, контролируйте самочувствие ребенка! Это серьезная нагрузка для взрослого! Можно получить травму, учитывайте свои физические возможности!):
- Исходное положение: встать прямо, устойчиво, ребенок на руках, надежно зафиксирован, в положении на спине (лицом вверх или вниз) или вертикально, лицом вперед или лицом к взрослому. Наклоны туловища вместе с ребенком, вперед, в стороны; повороты туловища вправо и влево, не меняя положения своих ног. Сначала плавно, и с минимальной амплитудой. При повторах, затем постепенно, разумно увеличивая амплитуду и ускорение, попеременно (одновременно). Внимание! Это серьезная нагрузка для взрослого! Можно получить травму, учитывайте свои физические возможности!
- Исходное положение: то же. Приседание вместе с ребенком, повороты вокруг своей оси (1-2 полных оборота вправо и влево).
- Если взрослый человек достаточно силен, и тренирован, а ребенок хорошо контролирует удержание головы, аналогичные движения, качания, плавные и с ускорением, можно выполнять, надежно удерживая ребенка на вытянутых руках, на качелях-каруселях, на офисном крутящемся кресле с колесиками и т.д.
- Упражнения на мяче - малыша желательно раздеть: воздушные ванны очень полезны, кроме того, дитя без одежды лучше "прилипает" к мячу, соответственно меньше риск соскользнуть с него. Очень важно: чем ближе к туловищу ребенка мама располагает свои руки, тем выше безопасность упражнений. Например, удерживание в области предплечья более безопасно, чем в области кистей, еще лучше - в области плеча, и т.д. Удерживать нужно нежно, но крепко! Мяч лучше располагать на кровати. Всегда нужно быть готовым к экстремальным ситуациям: если мяч выскользнул из-под ребенка, мама легко должна суметь удержать малыша в руках.
Сначала - положение на животе
• Плавные медленные покачивания-прокатывания в продольном направлении вперед-назад, попеременно опуская то голову, то ножки, с постепенным увеличением амплитуды.
• Плавные медленные покачивания в поперечном направлении, попеременно наклоняя ребенка вместе с мячом вправо-влево, с постепенным увеличением амплитуды. Аккуратно!
• Комбинация первых двух упражнений - круговые движения на мяче по (или против) часовой стрелки.
• Подпрыгивания на мяче - плавные ритмичные короткие пружинящие движения вниз-вверх (как в баскетболе), следите, чтобы ребенок вместе с мячом не подпрыгивал до потолка и не слетал с мяча!
• В дальнейшем, с разрешения специалиста первые три упражнения можно использовать в положении ребенка на спине, на боку, сидя и т.д.
Существуют еще каналы вкусовой и обонятельной информации, и здесь есть, где разгуляться буйной родительской фантазии. Можно изобретать любые упражнения вкусовой и обонятельной стимуляции, главное, чтобы они нравились ребенку, и не отнимали время основных занятий.
Принципы родительской полисенсорной стимуляции
• Использование по назначение врача и под его контролем
• Постоянное наблюдение за состоянием и самочувствием ребенка
• Упражнения выполняются регулярно, интенсивно и последовательно, (виды, объем, интенсивность занятий определяет врач). Например, в сложных и тяжелых случаях используется схема А (максимальная): время занятий равно общему времени бодрствования, сетка 7/31 (семь дней в неделю, 31 день в месяц)
• Определение ведущих, индивидуальный подбор наиболее эффективных каналов сенсорной стимуляции (определяет врач).
• Плавный ввод новых каналов сенсорной стимуляции и постепенное усиление воздействия.
• Одновременное использование максимально возможного количества каналов сенсорной стимуляции (КСС). Например, глаза-уши-вестибулярный аппарат: мама поет песню, пританцовывая с малышом на руках перед включенным телевизором. Или, мама в новом парфюме и блестящей кофточке делает малышу гимнастику и массаж на пеленальном столике, с выражением читая стихи: обоняние-зрение-тактильная, мышечно-суставная чувствительность-слух.
• Постоянное наблюдение за состоянием и самочувствием ребенка
• Упражнения выполняются регулярно, интенсивно и последовательно, (виды, объем, интенсивность занятий определяет врач). Например, в сложных и тяжелых случаях используется схема А (максимальная): время занятий равно общему времени бодрствования, сетка 7/31 (семь дней в неделю, 31 день в месяц)
• Определение ведущих, индивидуальный подбор наиболее эффективных каналов сенсорной стимуляции (определяет врач).
• Плавный ввод новых каналов сенсорной стимуляции и постепенное усиление воздействия.
• Одновременное использование максимально возможного количества каналов сенсорной стимуляции (КСС). Например, глаза-уши-вестибулярный аппарат: мама поет песню, пританцовывая с малышом на руках перед включенным телевизором. Или, мама в новом парфюме и блестящей кофточке делает малышу гимнастику и массаж на пеленальном столике, с выражением читая стихи: обоняние-зрение-тактильная, мышечно-суставная чувствительность-слух.
Внимание!
Предварительно проконсультируйтесь с неврологом или логопедом.
Материалы статьи не являются заменой очной консультации специалиста,
данную информацию нельзя применять для самостоятельного лечения
См. также Логопедический массаж и пассивная артикуляционная гимнастика
Мяч для малыша!
Полезная информация:
Материалы статьи не являются заменой очной консультации специалиста,
данную информацию нельзя применять для самостоятельного лечения
См. также Логопедический массаж и пассивная артикуляционная гимнастика
Мяч для малыша!
Полезная информация:
ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ
ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ
ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ