ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ

Территория здоровых нервов!
Врачебная информация для родителей
Внимание, полезные каналы и чаты в Телеграм (там всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь, просто наберите в поиске мессенджера - @nevrolog, @nervos, @nervokid)

☼ "Аутизм и расстройства аутичного спектра"

☼ "Детская неврология, психология, психиатрия"

☼ Живое общение, присоединяйтесь!  *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов

КОГДА ДЕТСКИЙ МОЗГ СПИТ...

Внимание! Предварительно проконсультируйтесь с неврологом или логопедом. Материалы статьи не являются заменой очной консультации специалиста, данную информацию нельзя применять для самостоятельного лечения

Уважаемые родители! Убедительная просьба при копировании не забывайте указывать авторство и правильную ссылку! Уставшим, замученным и озабоченным жизнью, мамам читать не обязательно!

Мозг никогда не спит! Парадокс – во сне мозг не спит, а интенсивность его работы во сне иногда намного выше, чем во время бодрствования. А если мозг или его части (мозговые центры) «спят», это плохо! Это значит одно из двух: или мозговые клетки (нейроны) пострадали, или мозг еще сильно не дорос до своего нормального, соответственно возрасту, уровня работы, нейроны незрелые, им еще «расти и учится».

    Что делать, если малыш родился недоношенный, незрелый, или его мозг пострадал внутриутробно или в родах? Кроме питания и отдыха, что жизненно необходимо «спящему» мозгу для правильного развития и восстановления? Конечно, чувства! Много- много, чувств, ощущений, переживаний, эмоций, душевных порывов и страстей!
    Существует очень простой, и в тоже время, чрезвычайно эффективный, универсальный метод ускорения и усиления развития, созревания и восстановления «спящего» мозга - Родительская Полисенсорная Стимуляция (РПС).

    Родительская полисенсорная стимуляция является важной частью метода ассоциативно-сенсорной интерференции (метод АСИ), - или, проще говоря, ускорение и усиление созревания, развития и восстановления незрелого или «спящего» мозга с помощью сочетания различных комбинаций потоков информации из органов чувств. Звучит грозно и сложно, на самом деле, этим часто занимается любая мама, когда одновременно делает с малышом зарядку, напевает ему песенку и показывает новую игрушку, поглаживает, целует и щекочет его и т.д…
    Если это знает, и умеет делать каждая мама, зачем столько много новых слов и лозунгов? Сложность не в знаниях и умениях, а в системе таких занятий! Проблема в практическом исполнении данных принципов, в интенсивности, методичности и последовательности, постоянстве, регулярности и правильности выполнения упражнений сенсорной стимуляции. Только тогда мозг реально «просыпается и расцветает», и начинает работать в новых условиях, ускоряется его развитие, созревание и восстановление.

    Методика родительской полисенсорной стимуляции очень проста - это одновременное использование не менее 2-4 каналов поступления сенсорной информации. Например,  глаза-уши-вестибулярный аппарат: мама поет песню, пританцовывая с малышом на руках перед включенным телевизором. Или, мама в новом парфюме и блестящей кофточке делает малышу гимнастику и массаж на пеленальном столике, энергично декламируя стихи Маяковского: обоняние-зрение-тактильная, мышечно-суставная чувствительность-слух.

Главные каналы сенсорной стимуляции (КСС)

    1. Зрение – восприятие и анализ зрительных образов окружающего мира, получение информации о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними.
    Зрительный (визуальный) канал сенсорной стимуляции (ЗКСС) (это главный, самый мощный канал поступления информации, более 80% всей информации человек получает с помощью зрения). Зрительный канал сенсорной стимуляции (ЗКСС) включает в себя использование разнообразных зрительных образов: пятна, полосы, геометрические фигуры, сложные изображения и картины.  Зрительные образы должны различаться: размер, яркость, контрастность, цветность, тональность (яркие и тусклые, четкие и смазанные, черно-белые и цветные), статичные, мигающие с разной частотой, и движущиеся в разных направлениях).
    Важно, чтобы во время занятий было много хорошего света (идеально, естественный свет или искусственное  освещение, близкое к дневному); источник света (окно, лампа) должны располагаться за головой ребенка, избегайте раздражения глаз и ослепления.
    Родители самостоятельно могут приготовить (или купить) соответствующие визуальные материалы. Примеры зрительных образов: лица людей, их одежда (например, яркий «боевой» макияж мамы в очках от Гуччи, в блестящем вечернем платье с бриллиантовыми сережками, жемчужным колье и гранатовым браслетом неизбежно вызовет неподдельный интерес не только папы, но и малыша), игрушки, картины и карточки, люстры, пейзажи из окна; слайды и мультфильмы, видеоролики с природой (подводный мир, джунгли, пустыни, север, скалы...) на ТВ и ПК, фонарики, свечки, елочные гирлянды, лазерные рисунки на потолке, цветомузыка, дискотечный зеркальный шар, яркие ковры и обои, дизайнерский потолок и т.д. Некоторые упражнения есть здесь и там.

    Такие образы позволяют добиваться наибольшего интереса ребенка, максимального зрительного сосредоточения, фиксации и прослеживания. В положении на спине или вертикально, на руках у мамы зрительные образы обычно располагаются на расстоянии не менее 40-60 см от глаз малыша,  в положении на животе возможно меньшая дистанция (около 30 см). Расположение игрушек и картинок не должно быть постоянным (их виды и позиции нужно менять каждый день или раз в два-три дня: справа, слева, выше, ниже и т.д.). Некоторые предметы обязательно должны быть в пределах ручной доступности, чтобы у ребенка всегда была возможность случайно или целенаправленно задевать их руками. Начинают обычно с ярких желтых, красных, оранжевых цветов, затем постепенно добавляют зеленые, си¬них, голубые, фиолетовые и черно-белые сочетания. В более старшем возрасте, упражнения зрительного анализа формы, размера, цвета непременно сопровождаются сочетанным использованием акустической (речевой) информации (ребенок не просто видит определенную игрушку, но и получает ее словесную характеристику – например, «красная большая машина»).

    Движущие образы обязательно должны вызывать у ребенка реакцию прослеживания, для этого приходится порой много раз повторять траекторию движения, меняя зрительный образ. Новые виды направлений, скорости и амплитуды движений вводят очень постепенно, после того как ребенок хорошо усвоил предыдущие (направо-налево, вверх-вниз, по диагонали-дуге, по кругу, волнами, зигзагами; медленно-быстро, толчками, с ускорением, с максимальной амплитудой и т. д.). Время занятия и количество упражнений зависят от заинтересованности ребенка и способностей взрослых: от нескольких секунд и повторов до бесконечности. Заниматься можно, только согласовав план упражнений со своим врачом!


    2. Слух – прием и анализ звуковых образов окружающего мира, получение акустической информации о свойствах предметов, восприятие речи (звуковой состав слова, интонации и т.д.)
    Слуховой (аудиальный) канал сенсорной стимуляции (СКСС) - это очень важный канал поступления информации, понимание речи, возможность вербальной коммуникации, включает в себя использование разнообразных шумов и звуковых образов, речевого общения. Звуковые образы имеют четкие различия: громкость, звуковые частоты, интонация и темп речи и др.
    Родители самостоятельно могут приготовить (или купить) соответствующие звуковые материалы. Примеры звуковых образов (по степени важности): режим «постоянно включенного радио» (словесная характеристика любых ситуаций и действий, происходящих с ребенком – « а сейчас мы приготовим кашку, и будем кушать…, теперь мы меняем подгузник и переодеваем рубашку… ой! папа пришел…»). Очень полезно выразительное  мамино чтение стихов, прозы и исполнение песен (даже, если у мамы нет слуха и голоса), использование аудиоаппаратуры (классическая музыка, радиоспектакли с профессиональными актерами, шум природы (дождь, море, лес и т.д.). Звуковые игрушки, дудки, колотушки, гармонь, барабан, детский синтезатор, аудиоковрик, телефон, планшет и т.д.
    Слуховая сенсорная стимуляция может использоваться изолировано, но чаще, в комбинации с визуальным и другими каналами стимуляции. Время занятия и количество упражнений зависят от заинтересованности ребенка и способностей взрослых: от нескольких секунд и повторов до бесконечности. Некоторые упражнения есть здесь и там.

    3. Осязание 1 (кожная чувствительность) – восприятие и анализ чувствительных образов окружающего мира с помощью внешних рецепторов (нервных окончаний) кожи: механическое раздражение (прикосновение и давление), термические воздействия (холод-тепло), болевые ощущения и т.д.
    Кожный (тактильно-температурный) канал сенсорной стимуляции (ККСС): один из самых древних и важнейших каналов поступления эмоциональной информации, при расстройстве зрения и слуха выступает на первый план в ускорении развития, созревания и восстановления «спящего» мозга.
Кожный (тактильно-температурный) канал сенсорной стимуляции (ККСС) включает в себя использование самых разнообразных образов кожных ощущений (осязание, температурные раздражения) - поглаживание, растирание, разминание, постукивание, похлопывание, вибрация, пощипывание, покалывание, покусывание, поцелуйчики, щекотание, холод-тепло, гладкость-шероховатость  и т.д.
Особые области на теле ребенка с максимальным представлением в коре головного мозга, имеют рекордное скопление рефлексогенных зон, и запускают  наибольшее количество процессов созревания и восстановления «спящего» мозга: пальцы рук, ладони, подошвы, лицо (губы, язык, щечки, лоб), волосистая часть головы.
Примеры кожных стимуляций: массаж родительский, поглаживание и обнимание, поцелуи и щекотание, игры « Сорока-белобока», "Коза рогатая", «Кузнец», «Льдинки» и т.д. См. также Логопедический массаж и пассивная артикуляционная гимнастика
 Некоторые упражнения есть здесь и там.

    4. Осязание 2 (мышечно-суставная чувствительность, проприоцепция) – восприятие и анализ чувствительных образов, приходящих от мышц и суставов, оценка движения и положения частей тела друг относительно друга.

    Мышечно-суставной канал сенсорной стимуляции (МСКСС): один из самых древних и важнейших каналов поступления внутренней информации, на основе которой, вместе с вестибулярными ощущениями, формируется любое движение ребенка, и следовательно, познание окружающего мира. Если мышечно-суставное чувство «спит», не созрело, нарушено – двигательное развитие невозможно! Мышечно-суставная стимуляции играет основную роль в ускорении созревания и восстановления «спящего» мозга при задержке двигательного развития.
Мышечно-суставной канал сенсорной стимуляции (МСКСС): использование разнообразных образов глубокой чувствительности (ощущений), возникающих при проведении пассивных и активных движениях в различных группах суставов (плечевые локтевые, лучезапястные, тазобедренные, коленные, голеностопные, нижнечелюстной, суставы шейного и поясничного отдела позвоночника и т.д.) 
Примеры мышечно-суставной стимуляций (заниматься можно только с разрешения врача): любые пассивные и активные движения ребенка, гимнастика родительская.

    5. Чувство пространства и равновесия - восприятие и анализ чувствительных образов, возникающих при изменении положения тела в пространстве, ощущение целостности движения, направления и ускорения в условиях земного притяжения, с помощью вестибулярного аппарата.

    Вестибулярный канал сенсорной стимуляции (ВКСС): один из самых древних и важнейших каналов поступления пространственной информации, на основе которой вместе с мышечно-суставным чувством формируется любое движение ребенка, и познание окружающего мира. Вестибулярное чувство является стержнем двигательного развития, и если вестибулярный аппарат «спит», не созрел, нарушен – формирование правильных моторных навыков невозможно!
Вестибулярная стимуляции играет основную роль в ускорении созревания и восстановления «спящего» мозга при задержке двигательного и психического развития.
Вестибулярный канал сенсорной стимуляции (ВКСС): использование разнообразных образов пространственных ощущений, возникающих при проведении разнонаправленных движений изменения и ускорения тела в пространстве. Время занятия и количество упражнений согласовываются с врачом, зависят от заинтересованности ребенка и способностей взрослых: от нескольких секунд и повторов до бесконечности. Движения должны быть медленными, плавными, можно постепенно усложнять упражнения, увеличивая темп. В первые дни занятий повторяйте каждое движение 2-4 раза, постепенно перейдите к 12-16 движениям в серии.

    Примеры вестибулярной стимуляции (Внимание! Заниматься можно только с разрешения врача, контролируйте самочувствие ребенка! Это серьезная нагрузка для взрослого! Можно получить травму, учитывайте свои физические возможности!):
  •     Исходное положение: встать прямо, устойчиво, ребенок на руках, надежно зафиксирован, в положении на спине (лицом вверх или вниз) или вертикально, лицом вперед или лицом к взрослому. Наклоны туловища вместе с ребенком, вперед, в стороны; повороты туловища вправо и влево, не меняя положения своих ног. Сначала плавно, и с минимальной амплитудой. При повторах, затем постепенно, разумно увеличивая амплитуду и ускорение, попеременно (одновременно). Внимание! Это серьезная нагрузка для взрослого! Можно получить травму, учитывайте свои физические возможности!
  •    Исходное положение: то же. Приседание вместе с ребенком, повороты вокруг своей оси (1-2 полных оборота вправо и влево).
  •     Если взрослый человек достаточно силен, и тренирован, а ребенок хорошо контролирует удержание головы, аналогичные движения, качания, плавные и с ускорением, можно выполнять, надежно удерживая ребенка на вытянутых  руках, на качелях-каруселях, на офисном крутящемся кресле с колесиками и т.д.
  •    Упражнения на мяче  - малыша желательно раздеть: воздушные ванны очень полезны, кроме того, дитя без одежды лучше "прилипает" к мячу, соответственно меньше риск соскользнуть с него. Очень важно: чем ближе к туловищу ребенка мама располагает свои руки, тем выше безопасность упражнений. Например, удерживание в области предплечья более безопасно, чем в области кистей, еще лучше - в области плеча, и т.д. Удерживать нужно нежно, но крепко! Мяч лучше располагать на кровати. Всегда нужно быть готовым к экстремальным ситуациям: если мяч выскользнул из-под ребенка, мама легко должна суметь удержать малыша в руках.
Сначала - положение на животе
 
•    Плавные медленные покачивания-прокатывания в продольном направлении вперед-назад, попеременно опуская то голову, то ножки, с постепенным увеличением амплитуды.
•    Плавные медленные покачивания в поперечном направлении, попеременно наклоняя ребенка вместе с мячом вправо-влево, с постепенным увеличением амплитуды. Аккуратно!
•    Комбинация первых двух упражнений - круговые движения на мяче по (или против) часовой стрелки.
•    Подпрыгивания на мяче - плавные ритмичные короткие пружинящие движения вниз-вверх (как в баскетболе), следите, чтобы ребенок вместе с мячом не подпрыгивал до потолка и не слетал с мяча!
•    В дальнейшем, с разрешения специалиста первые три упражнения можно использовать в положении ребенка на спине, на боку, сидя и т.д.
Существуют еще каналы вкусовой и обонятельной информации, и здесь есть, где разгуляться буйной родительской фантазии. Можно изобретать любые упражнения вкусовой и обонятельной стимуляции, главное, чтобы они нравились ребенку, и не отнимали время основных занятий.

Принципы родительской полисенсорной стимуляции

    •    Использование по назначение врача и под его контролем
    •    Постоянное наблюдение за состоянием и самочувствием ребенка
    •    Упражнения выполняются регулярно, интенсивно и последовательно, (виды, объем, интенсивность занятий определяет врач). Например, в сложных и тяжелых случаях используется схема А (максимальная): время занятий равно общему времени бодрствования, сетка 7/31 (семь дней в неделю, 31 день в месяц)
    •    Определение ведущих, индивидуальный подбор наиболее эффективных каналов сенсорной стимуляции (определяет врач).
    •    Плавный ввод новых каналов сенсорной стимуляции и постепенное усиление воздействия.
    •    Одновременное использование максимально возможного количества каналов сенсорной стимуляции (КСС). Например,  глаза-уши-вестибулярный аппарат: мама поет песню, пританцовывая с малышом на руках перед включенным телевизором. Или, мама в новом парфюме и блестящей кофточке делает малышу гимнастику и массаж на пеленальном столике, с выражением читая стихи: обоняние-зрение-тактильная, мышечно-суставная чувствительность-слух.

Внимание! Предварительно проконсультируйтесь с неврологом или логопедом.
Материалы статьи не являются заменой очной консультации специалиста,
 данную информацию нельзя применять для самостоятельного лечения


См. также Логопедический массаж и пассивная артикуляционная гимнастика


Мяч для малыша!

Полезная информация:

ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ