ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ
Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Врачебная информация для родителей, всё рационально, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

☼ Внимание! Новый канал Аутизм, расстройство аутичного спектра: что делать, где читать, куда идти, как работать   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nevrolog. Поведенческий невролог и доказательная медицина: чтобы потом не было мучительно жаль впустую потерянных времени, сил и других ресурсов...

☼ Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervos. В канале всегда актуальная информация, лучшие статьи, новости и книжные обзоры, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Живое общение, присоединяйтесь!  *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervokid. Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов

ПЕРВЫЙ МОЙ ГОД (4-6 МЕС, ГЛАВА 2)

Уважаемые родители! Я пишу только для Вас! Убедительная просьба при копировании не забывать указывать авторство и ссылку!
детский невролог Зайцев С.В.


глава 1 * 0-3 мec

глава 2 * 4-6 мec

глава 3 * 7-9 мec

глава 4 * 9-12 мec


Глава 2.    Возраст 4-6 месяцев


     Сегодня у меня день рождения - 4 мес., а скоро будет 5-6 мес. Я стал страшно любопытный, мне интересно все-все на свете. Я - великий экспериментатор, и все хочу знать! Я легко узнает свою маму, на знакомого человека: внимательно и выжидающе смотрю, радостно улыбаясь и разговаривая, а когда знакомый уходит, я огорчаюсь. При виде незнакомого взрослого мое оживление пропадает, тормозятся движения, я хмурюсь и могу заплакать. Я прекрасно умею различать голоса: к незнакомому - прислушиваюсь, ищу говорящего глазами, к повторному звучанию бываю безразличен. К голосу знакомого взрослого прислушиваюсь, ищу глазами, поворачиваюсь, улыбаюсь, если голос замолкает беспокоюсь и ищу. Конечно, лучшие звуки для меня - это голос мамы! Только ее общество и ласки доставляют мне максимальное удовольствие, и именно у нее на руках я чувствую себя счастливым.
     Я четко различаю строгую и ласковую интонации обращенной ко мне речи, и по-разному на них реагирую: на ласковую интонацию улыбаюсь и оживляюсь, на строгую - сосредотачиваюсь и хмурюсь, а могу и заплакать. Услышав свое имя, я всегда радуюсь, быстро оборачиваюсь в сторону взрослого, и смотрю на него.

     Мне совсем нетрудно отыскать источник звука в комнате, я поворачиваю голову в сторону невидимого источника звука и нахожу его глазами. Естественно, я по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии: колыбельную слушаю спокойно, смотрю на поющего, мои движения заторможены. При звуках плясовой я оживляюсь, улыбаюсь и пою, радостно поглядывая на взрослого. После окончания пения еще некоторое время мое оживление сохраняется. При звуках колыбельной я опять становлюсь спокойным.
     В отличие от предыдущего периода (до 3 мес.) я обычно первый иду на контакт со знакомым человеком, и всегда обижаюсь и огорчаюсь, если мое стремление к общению не находит ответа. Моя внимательная мама никогда не оставляет без ответа мое желание общаться! Любые ее действия (кормление, купание, переодевание и т.д.) обязательно сопровождаются маминой улыбкой и зрительным контактом ''глаза в глаза''. Смыслом нашего общения является не только передача душевного тепла, но и обмен информацией. И мама умеет использовать общение для обучения меня тем знаниям и навыкам, которые нужны для развития речи.

     Мои эмоции в этом возрасте характеризуются необычайной яркостью и подвижностью, часто и легко возникает комплекс оживления. Я не сижу без дела и постоянно чем-то занят: рассматриваю и хватаю игрушки, слежу за окружающим; громко смеюсь в ответ на эмоциональное речевое общение со мной, умею подолгу активно гулить и повторять за взрослыми звуки.
     Ах, рассмешить меня совсем несложно, я сам похохотать не прочь: маме достаточно дотронуться своим лицом до моего животика, подуть и ''побубнить'' (бу-бу-бу) в него, а также пощекотать шейку и грудку и т.д. - и я буду заливаться веселым смехом.
     Звуки, которые я произношу при попытке дотянуться до игрушки, конечно же, четко отличаются от звуков, выражающих мое недовольство, или при кормлении, или призыв поиграть. Мама легко замечает такие призывы и никогда не оставляет их без ответа! Она повязывает себе на шею яркий шарф (галстук или крупные бусы) и наклоняется надо мной. Я вижу её лицо и пытаюсь схватить этот шарф (бусы) и поиграть им...
     Наверно, неплохое говорение я уже освоил: длительно, нараспев произношу гласные звуки (в одиночестве, при виде взрослого, игрушки или в процессе общения). В конце 5-6 месяца появляются первые редкие попытки произнести какой-либо один слог ("ба", "ма"), иногда могу, прислушиваясь к взрослому, повторно произнести слог за ним.
     Вообще, я многому научился за это время. Сразу после того, как меня положили на живот или при виде игрушки я выпрямляю руки, высоко поднимаю голову и верхнюю часть туловища, лежу, опираясь на ладони выпрямленных рук;
внимательно наблюдаю за игрушкой, поворачиваю голову и туловище, ложусь на бок и сразу переворачиваюсь на живот.
     При поддержке под мышки, я умею твердо опираться обеими выпрямленными ногами, переворачиваться с живота на спину. А также делаю попытки достать игрушку, подползая вперед, подтягиваясь на руках, двигаясь вбок, переставляя руки, или назад, и даже пытаюсь подняться и стоять на четвереньках.
     Раньше я хватал игрушки всей кистью (захват как у обезьянки), но мама научила меня правильно брать игрушки, противопоставляя большой палец остальным четырем. А когда я еще подрос, то научился брать мелкие вещи указательным и большим пальчиками (пинцетный захват).
     Хотя я уже сильно взрослый, мне по-прежнему нравится, когда мама держит меня на руках и крепко прижимает к себе. Кроме того, я обожаю, когда меня в вертикальном или горизонтальном положении быстро поднимают вверх и крутят вокруг своей оси, а затем прижимают к себе или опускают вниз, при этом мне разрешают иногда упираться ножками в пол. Потом все движения снова повторяются в различном порядке. Здорово! - я как гимнаст- парашютист, попавший на американские горки.
     Но лучше всех, конечно, это упражнение делает папа. И правильно, он же самый сильный. Кроме того, он умеет качать меня на своих коленях, крепко удерживая за плечи и спинку, при этом папа подкидывает меня вверх-вниз и даже в стороны. Поначалу я немного тревожился и пугался, но папа так смеялся и гудел, что я быстро развеселился.
     А вот еще одна замечательная игра, которую тоже придумал мой папа. Я важно лежу на большом одеяле, которое держат за кончики папа и мама. Они медленно качают меня в стороны и вверх-вниз. Увидев, что я доволен, они смеются, поют песенку и качают еще быстрей, потом еще... Я смеюсь вместе со всеми, и все очень рады. Мама и папа обязательно следят за моей реакцией на игру и, если нужно, всегда приходят на помощь.
     Похоже, я немного устал и у меня кружится голова. Услышав мое ворчание, мама берет меня на руки - и у меня опять хорошее настроение, но хочется кушать. Подошло время обедать, что там у нас вкусненького? Я уже хорошо ем с ложки овощное пюре и кашу. Мама подносит к моему рту ложку с кашей и всегда терпеливо ждет, когда я сам открою рот в ожидании очередной порции. Она никогда не пытается ЗАПИХНУТЬ мне еду в рот! Естественно, во время еды мне очень нужно залезть в тарелку и попробовать пюре руками. Я сразу становлюсь похожим на овощного монстра, все вокруг в пюре, бабушка пугается, но мама не сердится - она у меня современная. (Кроме того, это развивает зрительно-двигательную координацию.)
     В середине обеда мне захотелось пообщаться с мамой, но она этого не поняла и продолжала меня кормить - настроение сразу испортилось. Мама, не забывай: мое желание общаться важней всего на свете! (тем более важней какого-то обеда). Бабушка, огорчается, если я не съедаю всю порцию, боится, что похудею. Наверное, это старорежимное наследие голодных времен. Когда бабушка кормит меня вместо мамы, она все время пытается хитростью втиснуть в меня "положенный кусок". Но граница на замке, враг не пройдет! Я изящно и легко выплевываю не нужное. Позвольте мне самому решать, когда я хочу кушать! Но мамина мама настойчива, ей видите ли какой-то доктор сообщил, что в моем возрасте среднестатистический малыш по науке должен съедать именно такую порцию. Мало ли что написано в научных книжках, никому я еще ничего не должен!
     С настырной бабушкой помогает справиться мой фирменный прием: в момент запихивания очередной ложки, я театрально давлюсь и стремительно срыгиваю все то, что она непосильным трудом ранее успела в меня затолкать. Это же практически рвота! Бабушка безумно недовольна, - ее одежду, меня, проходящую мимо кошку, да и всю кухню теперь придется долго отмывать от продуктов тонкой химической технологии, которые гордо называются баночным пюре. Испытывает чувство глубокого удовлетворения только наш песик, который с удовольствием поглощает остатки пюре. Ну как же мне всех убедить: похудение мне точно не угрожает, вот проголодаюсь, как следует, тогда и порадую бабулю.
     Эх, жалко тратить время на сон, но глаза слипаются, и семья отдыхает, взрослым повезло - я опять сплю...

     Похоже, у меня проблема - отчаянно чешутся ручки и ножки. Это просто невыносимо, и я проснулся от страшного зуда и стал капризничать. Мама стала искать причины моего беспокойства и увидела красные пятнышки на моем теле. Тревога, свистать всех наверх! В доме паника, которая меня расстроила гораздо больше, чем какие-то пятнышки, и я завопил с новой силой. Хорошо, что быстро приехал мой друг, доктор, который всех успокоил. Оказывается, я съел что-то не то на обед и у меня обыкновенная пищевая аллергия. Доктор прописал мне строгую диету и какие-то горькие таблетки, а маме хотел назначить успокаивающее средство, но она честно обещала больше не паниковать.
    К вечеру все мои неприятности завершились, и у меня появились новые интересные игрушки, которые придумала мама. Это разноцветные мешочки разной формы из вафельного и махрового полотенца (фланели, плюша, шелка...), которые наполнены рисом, манкой, бобами, горохом» мукой, вермишелью, ватой, тряпками и др. Каждый мешочек пахнет приятно, по-разному: мятой, валерианой, лавандой, душицей, корицей и др (для этого можно использовать ароматические масла и травы). Мне очень нравиться их ощупывать и брать в рот, занятно трясти мешочки - все они шумят неодинаково.
     Мама подробно изучила, какие запахи для меня приятные, а какие - гадкие. В дальнейшем, мамино знание неприятных запахов помогло отучить меня от хватания опасных предметов.

     Над моей кроваткой папа иногда натягивает веревочку, на которой крепко-накрепко привязаны предметы, имеющие разные формы, цвета и поверхности (разнообразные тряпочки и мешочки, детали от конструктора, кусок клеенки, набор разных пуговиц на леске, маленькие кастрюльки, разные ключи, деревянные ложки, маленькие сковородки, новые зубные щетки, резиновые игрушки и т.д. ) К сожалению, их нельзя оторвать и проглотить, но зато я могу хватать и ощупывать эти игрушки, и даже греметь некоторыми из них. Также мне очень нравится комкать бумагу и шуршать клеенкой, жалко, что мама не разрешает их жевать.
В моей кроватки всегда есть несколько самых разнообразных пищащих игрушек, которые можно брать в рот, а когда они надоедают, мама заменяет их на новые.
     В настоящее время у нас с бабушкой появилась старинная, но очень увлекательная игра: "Ладушки, ладушки, где жили, у бабушки... Полетели, полетели, на головку сели" - и я сам пытаюсь хлопать в ладоши и поднимать ручки на голову.
     Пожалуйста, не думайте, что все эти игрушки и занятия тотчас одновременно свалились на меня в один миг, - каждый день разные, и только, когда я этого хочу. Просто я детально рассказываю о своей жизни, которая пока в основном состоит из игры...
     Мама обязательно часто зовет меня по имени, и я его, наверное, уже запомнил... Мама очень хочет, чтобы я как можно быстрей научился говорить, и поэтому любые свои действия сопровождает словами: когда меня кормит она говорит - "Открой ротик", когда одевает - "Давай ручку", когда играет - "Возьми мишку"), и т.д. Слова мамы разные по интонации и всегда сочетаются с жестами и определенным выражением лица. И мне кажется, что с каждым днем я понимаю обращенную речь все лучше и лучше. Когда я пою песенки и разговариваю сам с собой, мама всегда присоединяется ко мне. Она наклоняется ко мне и с улыбкой начинает повторять звуки (меняется интонация и мимика), которые я только что произнес, потом ждет моего ответа, и я отвечаю! Мама постоянно, в любой ситуации готова вызывать меня на разговор. Вот почему у меня никогда не пропадает желание гулить, а скоро я научусь говорить по-настоящему. Часто к нашему общению присоединяется папа, бабушка и старший брат: все они произносят по очереди один и тот же звук, (например, длинный гласный "о"). И хотя каждый повторяет звук по-разному, я постепенно понимаю, что это тот же самый звук. Наверное, это пригодится мне для понимания речи других людей, а не только мамы.
     Папа играет со мной в более серьезные игры: он учит работать меня двумя руками одновременно и перекладывать игрушки из руки в руку, потому что важнейшим этапом моего развития в возрасте 4-6 месяцев является развитие целенаправленных движений рук (координация в системе глаз-рука). Я внимательно смотрю на игрушку, протягиваю руки к ней, ощупываю, рассматриваю и захватываю ее, находясь в любом положении, умею держать, толкать, кидать ее, следить за ней взглядом, могу подолгу заниматься игрушками, перекладывая их из одной руки в другую.
     А вот и новая, весьма полезная игра - я держу кольцо одной рукой, а он мне дает погремушку в другую руку, затем предлагает пульт от телевизора. Что же делать? Пульт мне чрезвычайно нужен, но и другие игрушки не хочется выпускать. Тогда я перекладываю погремушку в руку с кольцом и легко беру пульт. Конечно, это все получается не так легко и быстро, но я стараюсь, и ... Победа! Ой, вдруг включился телевизор. Папа объясняет и показывает мне, в чем дело, и уже через несколько дней я нажимаю на кнопочки пульта и включаю телевизор сам (если разрешают). Наконец-то я научился удерживать тяжелую и большую игрушку двумя руками, одной рукой не получается, а двумя - пожалуйста! (папа научил).
     Другая занимательная игра: папа моей правой ручкой гладит вафельное полотенце, а моя левая ручка шлепает по воде в тазике, а затем ручки меняются. Полотенце можно поменять на горох в миске, а воду в тазике на большую пищащую игрушку. Увлекательные ощущения! Попробуйте!
     А вот это игра очень даже вкусная: мама намазывает мою левую ладошку клубничным джемом (на мед у меня аллергия), потом указательным пальцем правой ручки собирает джем с ладошки и подносит его к моим губам - я облизываю палец, вкусно. Еще несколько попыток, и я могу делать это сам. Затем все наоборот, джем на правой руке и т.д...
     Известное дело, у каждого члена нашей семьи есть своя любимая игра с мной. Папа любит качать меня на коленях и припевать "Вот так едут казаки, казаки, казаки; вот так едут доктора, доктора, доктора, вот так едут мужики, мужики, мужики. По кочкам, по кочкам, и в яму бух!" Казаки скачут (подскакиваю на коленях высоко-высоко). Доктора едут трусцой (колени прыгают мелко и ритмично). Мужики едут шагом (колени медленно поднимаются и опускаются). Затем я переваливаюсь с одного колена на другое, потом колени раздвигаются, и я падаю между ними (пугаюсь и смеюсь), а папа меня ловит. Замечательно!
     После такой игры папа учит меня садится: я полулежу на подушке, а папа дает мне свои пальцы, за которые я крепко хватаюсь. Затем папа медленно тянет меня на себя, присаживая, и - ура, я сел! Иногда, чтобы еще больше развеселить меня, во время такого присаживания папа покачивает меня из стороны в сторону...
      Почти каждую неделю у меня появляются новые навыки и умения. При виде груди мамы или бутылочки я тянусь руками и захватываю их, во время кормления - руки на бутылочке, умею есть с ложки полугустую и густую пищу - раскрываю рот, когда ложка коснется губ, или раньше, снимаю пищу губами. А еще я умею пить из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи...
А еще мне скоро будет семь (пока месяцев)



глава 1 * 0-3 мec

глава 2 * 4-6 мec

глава 3 * 7-9 мec

глава 4 * 9-12 мec

ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ