ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ

Территория здоровых нервов!
Врачебная информация для родителей
Внимание, полезные каналы и чаты в Телеграм (там всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь, просто наберите в поиске мессенджера - @nevrolog, @nervos, @nervokid)

☼ "Аутизм и расстройства аутичного спектра"

☼ "Детская неврология, психология, психиатрия"

☼ Живое общение, присоединяйтесь!  *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов

НАРУШЕНИЯ СНА ДЕТЕЙ (ЧАСТЬ 2)

детский невролог Зайцев С.В.


<< начало                                        окончание (часть третья)>>




КАК МОЖНО ПОПЫТАТЬСЯ УЛУЧШИТЬ СОН ГРУДНОГО РЕБЕНКА

( это только дружеские советы, а не фанатичное руководство к действию!)

1. Первая ступень к успеху (режим и порядок отхода ко сну)

a) Постоянное время и место засыпания и пробуждения.
b) За один-три часа до сна постепенно убрать все возбуждающие факторы (мамины тревоги, шумные игры с папой, азартный спор с бабушкой...)
c) Теплая ванна перед сном (иногда, наоборот, ухудшает сон)
d) Выключить яркий свет (возможен ночник) и постараться убрать громкие звуки
e) Перед сном плотно накормить ребенка
f) При засыпании - пение колыбельной или чтение книг (особенно бывает полезным монотонный папин баритон), Очень легкое плавное поглаживание малыша ребенка по голове, спинке
g) Иногда, при сонных расстройствах, сдвиг времени ночного засыпания на 30-60 минут в ту или другую сторону чудесным образом улучшает сон
h) Если у ребенка два дневных сна и плохой сон ночью, иной раз бывает полезным, чередование двойных и одинарных дневных снов - при этом в день одинарного дневного сна ребенка неплохо попытаться уложить спать раньше, чем обычно
i) При фиксированных часах ночных пробуждений, некоторым деткам, возможно, будет полезен американский метод «планового поднимания»: регулярное пробуждение ребенка за 20-30 минут до предполагаемого обычного времени самостоятельного просыпания ребенка. Постепенно, продолжительность между «плановыми пробуждениями» возрастает, ребенок реже просыпается самостоятельно, и, в конце концов, начинает спать всю ночь.

2. Погода в доме (гигиена сна)

a) Кроватка должна быть чистая и сухая, располагаться в месте, наиболее удаленном от шума, света, сквозняков, электроприборов и нервных людей.
b) В кровати - жесткий матрасик, низкая подушка и одеяльце, обеспечивающее температурный комфорт
c) Кровать предназначена только для сна! Бодрствовать в ней очень не целесообразно
d) Комната хорошо проветрена, воздух только свежий, температура очень желательна не более 18-20°, влажность воздуха не менее 45-60% (при необходимости применяйте увлажнители!).
e) Правильно одевайте малыша (если ему будет жарко, холодно, тесно, шершаво и др. - сон обязательно нарушиться). Некоторым деткам на первом месяце жизни требуется не тугое пеленание, так они реже будят себя во время случайных избыточных движений во сне
f) Повторюсь, даже, если некоторые папы будут недовольны: нежелательно чтобы ребенок спал (да и бодрствовал тоже) вблизи работающей электроники (телевизор, компьютер, мобильный или радиотелефон и т.д.)

3. Бывает, спать днем не только полезно, но и вредно. Как правильно спать днем.

a) Обычно, чем больше малыш будет спать днем, тем хуже ночью (за исключением случаев, когда ребенок днем очень сильно возбуждается и утомляется)
b) Днем обыкновенные домашние звуки (фоновый шум за окном, тихий разговор, спокойная музыка) совершенно не мешают ребенку спать. Совсем не обязательно добиваться полнейшей тишины во время дневного сна, иначе в дальнейшем даже легкий шелест крыльев бабочки будет будить малыша.
c) Не решайте за ребенка, когда ему пора кушать. Будить ребенка, потому что маме показалось, что пришло время пообедать - верх неуважения и дурной тон! (за исключением случаев, рекомендованных педиатром)

4. Без паники (тактика мамы, если малыш проснулся «не во время»)

a) Просто подождать какое-то время (от 5 секунд до нескольких минут и часов - продолжительность определяется мамой интуитивно), не заходя в комнату. В этом случае очень помогают приборы дистанционного контроля («радионяня», а еще лучше "видеоняня"). Маме не стоит лететь на всех парусах при первых движениях или звуках из кровати (а может быть, сон интересный приснился маленькому человеку?). Систематически, (без крупных скандалов!), потихонечку-полегонечку, капля за каплей, нежно и тактично мама малыша пытается увеличить продолжительность периодов «оставления без внимания» и бойкота младенческих призывов (см. пункт 9 - Метод «допустимого плача»).
b) Не подходя близко, спокойно поговорить или «пошипеть», спеть песенку
c) Покачать кроватку, если не помогает - положить руку на плечо (туловище) и легонько с вибрацией потрясти ей
d) Дать соску, бутылочку с водой
e) При неэффективности - успокоить на руках
f) Если и это не помогает, покормить (очень не рекомендуется это делать ночью, особенно во втором полугодии)
g) Не рекомендуется включать яркий свет, играть с ребенком, окончательно пробуждая его.

5. Сон хорошо, но еда лучше (правильное кормление)

a) По возможности, не стоит привыкать малышу кушать в постели (особенно днем)
b) Взрослым перед сном плотно кушать не советуют, младенцам - наоборот. Попробуйте так составить график кормления, что вечером ребенок как следует проголодался и перед сном плотно поел.
c) Проследите за тем, чтобы малыш не уснул во время кормления, не доев свою обычную порцию (иногда это трудно, но выполнимо).
d) Ночное кормление должно проходить скучно и флегматично, - и никакого дополнительного общения.
e) Совсем наоборот днем: еда должна сопровождается яркими положительными эмоциями. Можно громко и радостно беседовать с ребенком, петь песенки, читать стихи, шутить и т.д. Необходимо много света и хорошего настроения. Но! Никаких телевизоров!
f) Больной вопрос: ночное кормление. После 4-5 мес. одобряются «робкие», а после 6-7 мес. и настойчивые попытки постепенного уменьшения частоты и объема ночных «обедов» и плавный переход на 5-8 часовой ночной сон без еды.

6. Посеешь привычку - пойдешь к врачу (неправильные привычки сна)

a) Игры и развлечения в кроватке, особенно перед сном
b) засыпание в постели с мамой или на руках у родителей
c) погружение в сон только при укачивании, во время еды, с пальцем во рту при перебирании маминых или своих волос
d) постоянные пробуждения с целью контроля присутствия мамы (ночные плачи, кормления)

7. Желание спать и страхи (чувство безопасности и полезные привычки сна)

a) Сон будет намного лучше, если малыш абсолютно уверен, что мама рядом, и он в безопасности
b) Любая вещь или игрушка, которая «спит» вместе с ребенком и выполняет функцию проводника-посредника, обеспечивая мысленный контакт с мамой (например, пеленка или маленькая подушечка, источающая ароматы маминого молока, мягкая игрушка, к которой малыш привык). Это некий символ взаимосвязи с мамой и гаранта безопасности, который помогает пережить малышу свою ночную потерянность
c) Нелишним будет совет укладывания ребенка в кровать уставшим и полусонным (трет свои печальные глазки, начинает киснуть), но не заснувшим. Возможно, так он быстрей научится засыпать самостоятельно

8. Спать одному или мамой? Что лучше? (решение принимает мама)

a) Большинство специалистов считают, что в обычной жизни, желание грудного ребенка спать с мамой - это норма
b) И все-таки, у некоторых мам и малышей совместный сон имеет больше минусов, чем плюсов (данная проблема находится в области компетенции психологов и неврологов)
c) Главное, выбрать момент истины - возраст отказа от совместного сна

9. Метод «допустимого плача» - у обычного ребенка для достижения стабильных  успехов в обучении правильно спать, в большинстве случаев, дает быстрый и устойчивый эффект.

    Для этого требуется несколько условий:
   •    Здоровое, огромное желание помочь своему ребенку и своей семье, сила воли, ангельское терпение и спокойствие, педантичность и уверенность в себе.
   •    Здоровый ребенок, который не умеет спать.
   •    Психически здоровые родители (к сожалению, в наше время большая редкость).
   •    Отдельная комната, подходящая для здорового сна
   •    Консультация-разрешение, психически здорового, невролога (педиатра)
   •    Всего 4-5 (максимум 6-8) дней интенсивной родительской работы.

   Итак, все необходимые условия созданы, в прохладной комнате приятный полумрак, ребенок уложен в постель, с ним любимая игрушка, и мама вышла из комнаты. Дальше, по схеме:

   •    Стандартная  ситуация – громкий плач ребенка или вопли. Но! Не нужно сразу же «вихрем залетать» в спальню: соберите волю в кулак, подождите секунд 20-30, а лучше 1-2 минуты, и только после этого спокойно возвращаетесь в комнату. Свет не включать, близко подходить кровати не стоит. Можно просто приоткрыть дверь и заглянуть в комнату.

   •    Важно! Своим возвращением мама не пытается полностью успокоить ребенка, не принуждает его замолчать, не пробует  бороться с его огорчением и плачем, не старается силой заставить его уснуть,  а только твердо и очень спокойно доказывает ему, что опасности нет, что его не бросили, и он не в одиночестве. Пара-тройка фраз спокойным , решительным голосом «Все хорошо, малыш, нужно спать, не волнуйся, мама здесь, рядом, пора засыпать». После этого, даже, несмотря на плач, мама снова выходит из спальни. Повторяю - уверенность в себе и своих действиях строго обязательна.

   •    Время ожидания мамы «под дверью», т.е. последующих возвращений в комнату, увеличивается на 2-3 минуты, и составляет в первую ночь не более 3-4 минут каждого «томительного» дежурства за дверью.
   •    Начиная со второго дня и далее, время каждого возвращения постепенно увеличивается на 1-2-3 минуты, достигая на 5-7 день максимально 12-15 минут. Например, 1 день – до 2-4 минут каждого ожидания, второй день – до 5-6 мин., третий - до 7-8 мин и так далее. В типичных случаях не рекомендуется превышать время каждого ожидания больше 15 минут.

10. Работа для педиатра (особые случаи нарушения сна)

a) Кишечные колики, обычно до двух-трех месяцев
b) Прорезывание зубов, обычно после шести месяцев
c) Аллергические реакции, кожный зуд
d) Рахит
e) Затрудненное носовое дыхание и храп (насморк, аденоиды, увеличение миндалин)

<< начало

РАССТРОЙСТВА СНА, СВЯЗАННЫЕ С ДЫХАНИЕМ

     Эти коварные и опасные нарушения сна вначале довольно трудно распознать, а встречаются они очень часто (по разным данным от 3 до 8%). «Плоды» таких сонных дыхательных расстройств частенько недооцениваются врачами, но бывают опасными, и даже крайне пагубными для здоровья. Наверное, каждый ребенок (да и взрослый) болел ОРЗ: насморк, кашель, нос заложен, - помните эти неприятные ощущения нехватки воздуха во сне, мешающие спать? Но это мелочи! Временные трудности, по сравнению с настоящими расстройствами сна, связанные с дыханием.
      Ночью человек дышит иначе. В определенные фазы сна даже у здоровых людей иногда наблюдаются повторяющиеся случаи уменьшения дыхательной активности или кратковременной остановки дыхания (апноэ). Такие моменты могут быть связаны с наличием преграды для тока воздуха по ходу дыхательных путей (обструктивные апноэ) или с нарушением активности дыхательных мускулатуры вследствие нестабильности нервной регуляции (центральные апноэ). Если по каким-то причинам такие эпизоды становятся постоянными, частыми и продолжительными (свыше 5 эпизодов остановки дыхания длительностью более 8-10 секунд), это оказывает заметное влияние на жизнедеятельность человека, и формируется патология - расстройство сна, связанные с дыханием. Центральные дыхательные нарушения встречаются намного реже, но именно они являются самыми коварными и опасными! Нередко в таких случаях обнаруживается наследственная предрасположенность.
      У ребенка ужасное поведение и трудности с обучением (например, гиперактивность и дефицит внимания)? Он жалуется на частые головные боли и сухость во рту по утрам? У него ночной храп, затрудненное дыхание только ртом, постоянная утомляемость и сонливость днем? А если ребенок просто спит беспокойно, часто просыпается от нехватки воздуха, у него ночные кошмары, и вы слышите ночной кашель? А может быть у ребенка даже задержка в развитии, повышенная потливость и ночной энурез?
    Не только родители, но даже и некоторые врачи не сразу разгадывают взаимосвязь этих расстройств с патологией дыхания во сне. Но вместе с тем давно известно, что число детей с дыхательными нарушениями во сне, имеющих сложности обучения и поведения, в 3-4 раза больше чем здоровых. Если правильный диагноз установлен слишком поздно, серьезных проблем со здоровьем не избежать. Даже обычный храп может влиять на обучение и поведение ребенка, а что уж говорить о серьезных нарушениях дыхания во сне, которые могут отрицательно влиять на общее развитие ребенка и вызывать серьезные болезни сердечнососудистой, дыхательной, эндокринной и других систем. Вообще, качество жизни у детей с патологией дыхания во сне может быть значительно нарушено, и они намного чаще «дружат» с различными врачами, чем здоровые дети. Степень проявлений сонных дыхательных нарушений может меняться от легкого первичного храпа до тяжелых частых остановок дыхания во сне.
      В достаточной степени опасным и частым является обструктивное апноэ сна у детей (остановки дыхания во сне, обусловленное наличием препятствия по ходу дыхательных путей). По данным американской ассоциации специалистов, занимающихся расстройствами сна, такие дыхательные расстройства выявляется в любом возрасте с частотой до 2-3%, но максимум обнаруживается в возрасте 2-7 лет; у недоношенных детей такая вероятность выше в несколько раз.
    Основная причина их - эпизодическое частичное или полное затруднение потока воздуха, обусловленное наличием помехи по ходу дыхательных путей. Вследствие этого возникают различные виды остановки дыхания, приводящие к срыву снабжения крови кислородом и удаления углекислого газа. По большей части у детей это связано с разрастанием аденоидов или миндалин, которые служат преградой потоку воздух в легкие. Это всегда сочетается с понижением тонуса (напряжения) мышц носо-рото-глотки во сне. Вот почему необходима консультация ЛОР-врача. Среди других частых причин встречаются частые инфекции уха-горла-носа, дыхательные аллергии, ожирение, особенности строения носоглотки, реже - болезни эндокринной и нервной системы и др.
      Почти у всех детей с остановками дыхания во сне, вследствие каких-либо препятствий, отмечается храп. Он чаще всего звучный и урывочный, прерывается длительными периодами молчания, нередко даже до 30 секунд и более! При этом характерной особенностью является захватывание ртом воздуха, примерно так, как это делает рыба, которую вытянули из воды. Часто дети беспокойно мечутся в постели, вскрикивают, не могут найти себе место, просыпаются и вновь засыпают в причудливых положениях с бессознательным стремлением уменьшить препятствие потоку воздуха (например, в колено-локтевой позе или свесив голову вниз). В отдельных случаях дети пробуждаются от чувства удушья во сне или жалуются на трудности дыхания во сне. Хотя при этом всегда уменьшаются или вообще пропадают стадии глубокого сна, дети гораздо реже взрослых испытывают сонливость днем, однако у них также всегда обнаруживается исчезновение живительного действия сна. В таких случаях внимательным родителям совсем не сложно, наблюдая за ребенком во сне и бодрствовании, заподозрить сонное дыхательное расстройство и обратиться к врачу.
      Что же лучше, длительно и безуспешно вести борьбу с последствиями (нарушение поведения, успеваемости, головные боли, утомляемость и т.д.), или кардинально устранить возможную причину (нарушение дыхания во сне)? Вопрос риторический.
      Современные сомнологические медицинские центры, занимающиеся данной проблемой, предлагают обязательное обследование всех детей, у которых отмечается ночной храп, но в нашей стране это пока еще не вошло в систему. Иногда даже при серьезных дыхательных расстройствах во сне обследование ребенка днем не дает достоверных данных. В таких случаях основным методом исследования становится ночная полисомнография (подробно см. ниже).
    Выраженная патология дыхания во сне (в частности, обструктивное апноэ сна у детей), как правило, требуют оперативного удаления аденоидов и/или миндалин. Положительный результат операции может достигать 60-100%, и все-таки она не гарантирует излечение навсегда. Кроме того, необходимо помнить, что любое оперативное вмешательство нередко сопровождается определенными осложнениями. Существуют и другие оперативные возможности. Вид операции и соотношение «риск-польза» определяет консилиум специалистов. Кроме того, хорошие результаты могут быть достигнуты при использовании во сне специальных устройств, которые обеспечивают адекватный поток воздуха в дыхательных путях. В любом случае при малейших подозрениях на патологию дыхания во сне родители должны обратиться к специалистам - это может быть педиатр, невролог-сомнолог и ЛОР-врач.

Что делать, если родители наблюдают у ребенка ...

1. Громкий храп, прерываемый остановками дыхания.
2. Беспокойный сон с частыми пробуждениями, ночные кошмары, энурез и т.д...
3. Сонливость, утомляемость, раздражительность, двигательная расторможенность, и другие нарушения поведения...
4. Невнимательность, сложности запоминание, трудности обучения и плохая успеваемость...
5. Головные боли, метеозависимость, плохая переносимость транспорта, сухость во рту по утрам, повышенная потливость...

Консультация педиатра, ЛОР-врача, невролога-сомнолога,
при необходимости специальное обследование (полисомнография)

<< начало

СПИТ НА ХОДУ? (НАРКОЛЕПСИЯ)

      «Умение» ребенка (или подростка) много и крепко спать, особенно днем, засыпая в любой, даже совсем в неподходящей обстановке, должно непременно насторожить родителей. И если такие неоднократные, неукротимые приступы дневного засыпания сочетаются с эпизодами мышечной слабости и/или падения, чаще во время сильных эмоций (смех, плач, ярость), вероятно речь идет о нарколепсии - серьезном нарушении сна, которое требует обязательного лечения.
      Нарколепсия довольно редко встречается у детей, намного чаще у подростков и взрослых. Но в этом ее коварство, так как иногда даже специалисты не всегда сразу распознают эту патологию, и адекватное лечение назначается с опозданием. Иногда болезнь начинается с неявных и непостоянных трудностей во время пробуждения по утрам. Ребенку сложно вставать утром в школу, он долго остается сонливый и заторможенный, иногда отмечаются раздражительность и негативизм. Не исключено, что первыми признаками будут: утомляемость, нарушение поведения и трудности обучения.
      Нарколепсия - это патология сна, преимущественно наследственного характера, для которой характерны внезапные и непреодолимые приступы «проваливания» из бодрствования в стадию быстрого сна обычно от 2-3 до 20 минут (временами до 1 часа). При этом мозг работает самым энергичным образом, ребенок может видеть сны, иногда сознание частично сохранено, но возникает ощущение сильной слабости, иногда даже падение и неспособность пошевелиться - тонус мышц всего тела снижен или даже резко падает. А после такого приступа сна - типично ощущение свежести, возникает чувство бодрости, однако через несколько часов снова может возникать сонливость. Приступы сна чаще возникают в состоянии покоя или во время однообразной работы, особенно типично засыпание во время еды.

      Нередко родители отмечают, что ребенок в момент ярких эмоциональных переживаний (ликование, хохот, плач, гнев и т.д.) неожиданно чувствует сильнейшую мышечную слабость, обмякает или даже падает, при этом, не теряя сознания. Кроме того, со всем вниманием необходимо отнестись к рассказу ребенка о снах-видениях, когда он по ночам видит рядом с собой каких-то людей или животных, но при этом ощущает свою полную обездвиженность - не может даже пошевелиться и крикнуть. Естественно, такие эпизоды не могут не вызывать у ребенка ужас и страхи. Такое сочетание сонного паралича с крайне реалистичными ночными видениями, когда ребенок не может отличить действительность от вымысла, очень характерно для нарколептических приступов. В таких случаях внеочередное, патологическое наступление фазы быстрого сна совершается именно в момент перехода от сна к бодрствованию.

      Разумеется, если родители наблюдают у ребенка явления, даже незначительно похожие на вышеописанные симптомы, необходима консультация невролога-сомнолога и проведение полисомнографии.


<< начало

окончание (часть третья)>>