ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ

Территория здоровых нервов!
Врачебная информация для родителей
Внимание, полезные каналы и чаты в Телеграм (там всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь, просто наберите в поиске мессенджера - @nevrolog, @nervos, @nervokid)

☼ "Аутизм и расстройства аутичного спектра"

☼ "Детская неврология, психология, психиатрия"

☼ Живое общение, присоединяйтесь!  *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов

ПЕРВЫЙ МОЙ ГОД (0-3 МЕС, ГЛАВА 1) НЕВРОЛОГ ЗАЙЦЕВ С.В.

Кто держал на руках это чудо, тот держал ВСЕЛЕННУЮ… Кто заглянул в эти огромные, распахнутые навстречу миру, глаза, тот увидел МИР… А тот, кто удостоился доверчивой беззубой улыбки, тот узнал ЛЮБОВЬ…

Уважаемые родители! Я пишу только для Вас! Убедительная просьба при копировании не забывать указывать авторство и ссылку!

глава 1 * 0-3 мec
глава 2 * 4-6 мec
глава 3 * 7-9 мec
глава 4 * 10-12 мec



Мамам, уставшим, замученным и озабоченным жизнью, не читать!
   
 Глава 1. Пepвые месяцы жизни


       Здравствуйте мама, папа и все-все! Вы все очень-очень ждали меня, и я родился. Наверное, первое время мне и вам будет немного трудно общаться, но мы же любим друг друга, и я быстро научусь понимать вас, а вы меня еще быстрей. Я постараюсь подробно "рассказывать" о своих чувствах и мыслях, чтобы вам было легче понимать меня, ну а вы, мои любимые родители, будьте просто внимательны и наблюдательны. А еще, у меня уже есть надежный друг - детский доктор, он очень много знает о маленьких детях, и будет, при необходимости, помогать нам правильно понимать друг друга. Итак, вперед - начинаем жить вместе!

     Всего-то прошло две недели после моего рождения, и я уже могу "понимать" выражение лица и голоса мамы, - это очень интересно и приятно. Когда мама рядом, я хочу, чтобы она все время ласково говорила со мной, смотрела в мои глаза и улыбалась мне. Особенно интересно смотреть на мамин рот, она так смешно и широко  его открывает! А больше всего я люблю, когда меня берут на руки, особенно, когда кушаю. Не верьте всяким глупостям, что так можно разбаловать ребенка - это неправда! Кстати, я очень тонко и остро чувствую маму, ее огорчения неизменно страшно расстраивают меня, могу даже заболеть от этого! Помните об этом! Даже, если я не вижу маму, я все время слышу ее, чувствую ее запах (очень не люблю, когда мама меняет свои духи или дает их кому-нибудь) и знаю, что она рядом и в любой момент придет ко мне на помощь, это очень важно для меня...
     Мама! Я проснулся и хочу кушать, где ты? Мне приходиться плакать и звать тебя, уверен, ты постоянно рядом... Я ем, очень вкусно. Иногда сосок чуть-чуть выпрыгивает изо рта, бывает, начинает "возмущаться" животик, или молочком поперхнусь, - тогда я злюсь, кручу головой, выгибаюсь и раздраженно тереблю сосок. Ничего страшного, мама терпеливо продолжает меня питать.
     Пока я маленький, во время кормления мама всегда следит, чтобы при жадном сосании я не захватывал слишком много воздуха (иначе будут срыгивания и боли в животике). Если я все-таки заглатываю воздух, то мама меняет мое положение при кормлении (выше, ниже) или покрепче прижимает мой ротик к груди. Раньше, у меня была ''неправильная'' соска и я иногда заглатывал воздух, когда пил чай из бутылочки, но ее быстро заменили на другую, и сейчас эта проблема исчезла. Наконец-то, поел, теперь можно поспать или пообщаться.

     Надо мной лицо мамы и чувствую ее запах, она что-то ласково говорит, напевает и улыбается: при этом, уже на 2-3 недели жизни у меня появляется слуховое внимание - я замираю и внимательно прислушиваюсь. Я не просто слышу, я СЛУШАЮ!
Примерно в это же время у меня появляется и с каждым днем улучшается зрительное ''умение'': я внимательно останавливаю взгляд на мамином лице в течение 5 - 15 секунд и могу проследить его движение до 10 - 20 см. Я не просто куда-то смотрю, я ВИЖУ! Случается нечасто, мои глазки кратковременно ''уезжают'' к носу, но пугаться этого не стоит.
     К концу первого месяца я умею длительно прислушивается к голосу взрослого, а также - во время и после звучания погремушки, быстро фиксирую взгляд на игрушке и плавно слежу за ее перемещением, не выпуская ее из поля зрения, поворачиваю голову вправо и влево в момент прослеживания. Я не вундеркинд, но бабушки мои всегда удивляются, когда я во время общения с ними долго и пристально, как милиционер, смотрю им прямо в глаза. Если во время общения внимательно смотреть на взрослых, "глаза в глаза", многое можно понять и узнать ...
      Для тренировки моего слухового внимания и поворотов головы изобретательный папа использует бумагу, клеенку или целлофановый пакет, которые можно комкать и шуршать около каждого уха, по очереди. Я очень поражаюсь таким необычным звукам, чутко прислушиваюсь и пытаюсь их отыскать. Обычные погремушки не вызывают у меня такого восторга. Голоса, приятная музыка, яркий, блестящий предмет на пеленке или подвешенный над кроваткой с одной, потом с другой стороны: все это изумляет и побуждает меня поворачивать голову в сторону источника удивления. Чтобы помочь мне быстрей научиться поворачивать голову в сторону, мама отводит мою прямую ручку в сторону, а ручку и ножку с противоположной стороны сгибает - и моя голова непроизвольно поворачивается в сторону вытянутой ручки.
     Наверняка, мама и бабушка хотят, чтобы я развивал музыкальный слух: они поют мне песни, читают с выражением стихи, включают для меня радио или магнитофон (мне больше нравятся классическая спокойная музыка). А папа подарил мне часы-ходики, которые, не спеша, громко тикают на стене, и я от этого быстро засыпаю...

     Мне нравиться рассматривать все вокруг, и папа гуляет со мной по всей квартире, показывая ее с разных сторон, но больше всего мне нравиться хрустальная люстра в гостиной и огромное зеркало в прихожей. Папа всегда носит меня в вертикальном положении, прижимая мою спинку к своей груди и поддерживая головку. Он постепенно уменьшает поддержку и даже разрешает мне несколько секунд самостоятельно держать головку. Во время таких прогулок папа работает в режиме постоянного озвучивания своих действий и предметов, на которые я смотрю (что я вижу, о том он и говорит).
     В это же время (на 3-4 неделе - обязательно!) у меня появляется УЛЫБКА в ответ на общение с другим человеком - это очень важно. Кроме того, в ответ на общение я начинаю издавать отдельные гортанные гласные звуки, так называемое ''гукание'' - начальное гуление.
     Во время общения мама гладит мои ручки и ножки, дует на мой животик и целует его, а мне все это очень нравится. И тут начинается новая игра - мама подмигивает мне и высовывает язык, морщит нос, вытягивает губы трубочкой, надувает щеки, а затем на секунду прячет свое лицо. Мне очень хочется ей ответить и улыбнуться, я усиленно стараюсь, и у меня неплохо получается. Ой, мама перестала со мной играть - я сержусь и не пойму, в чем дело? Ага, оказывается так она подталкивает меня к игре, чтобы я ответил ей... Она медленно поворачивает голову направо и налево, а потом ждет - я пытаюсь ей подражать, и у меня постепенно стало получаться в ответ тоже крутить головой в стороны. Мама рада, улыбается и хвалит меня...

     Когда я устаю лежать на спине, мама укладывает меня животик с опорой на предплечья, а под грудкой - валик, чтобы я прямо держал голову. Передо мной мама удерживает яркую пищащую игрушку /или зеркало/: меня это заинтересовывает, и я сразу пытаюсь поднимать и удерживать голову (2-3 неделя), на первых порах очень кратковременно, затем все более длительно (всего в положении на животе я провожу не менее 40 - 60 минут в сутки - это очень полезно!). Каждый раз до еды (или после) мама выкладывает меня на живот на разные поверхности: мягкая и твердая, пушистая, гладкая, ребристая и т.д. Они вызывают у меня различные ощущения и всевозможные занятные мысли.
     Больше всего мне по душе катание на мяче голышом, в положении на животе: мама крепко и нежно держит меня, и плавно-медленно покачивает-прокатывает в продольном направлении вперед-назад, попеременно опуская то голову, то ножки, с постепенным увеличением амплитуды. Далее эти движения сменяются такими же покачиваниями в поперечном направлении, с попеременными наклонами меня вместе с мячом вправо-влево, с постепенным увеличением амплитуды. Обожаю комбинация первых двух упражнений - круговые движения на мяче по (или против) часовой стрелки и подпрыгивания на мяче (плавные ритмичные короткие пружинящие движения вниз-вверх (как в баскетболе). Мама внимательно следит, чтобы я вместе с мячом не подпрыгивал до потолка и не слетал с мяча!

          Особенно мне нравится, когда во время игры и разговора мои ручки и ножки (особенно ладошки и подошвы) касаются какой-нибудь ткани (вельвет, фланель, тюль, шелк, шерсть, бархат, мех и др.). Сначала мне нравилась плюшевая ткань, а сейчас шелк... Чрезвычайно щекотно и приятно, когда она легонько потирает мои ладошки (и подошвы) мягкой щеточкой, ваткой, кусочком меха... Во время общения мама обязательно дает мне трогать самые разнообразные игрушки: пушистые, тряпичные, резиновые, пластиковые и др.
     Занимаясь моими ручками, мама не забывает другие мои важные части тела: она двигает соску во время сосания вперед-назад и в стороны, проводя, таким образом, массаж щёчек и ротика. Мама также стимулирует мои губы своими пальцами, легонько пощипывая и дотрагиваясь до них теплым или холодным предметом.
    Одновременно с этим, для тренировки моего сосания, мама прикасается к углу рта соской или пальцем, легко постукивает по верхней, затем и по нижней губе, по подбородку, мягко нажимает на ладонь в области возвышения большого пальца с одной, потом с другой стороны. Такие занятия обычно приходятся мне по вкусу.
     Постоянно меняя, моя мама застилает мою кроватку яркой простынкой с красивыми узорами, на которые мне нравиться смотреть.
Я также обожаю, когда мама щекочет и целует мои ручки, дует на них, что-то рисует на ладошках и двигает моими ручками и пальчиками. Она легко прижимает мои ручки к своему горлу и поет песенку, читает стихи, а я чувствую ее вибрацию своими ручками. Непередаваемое ощущение! Кроме того, мама дает мне ощутить вибрацию, ''разрешая'' погладить мурлыкающую кошку или прикладывая мои ручки к динамику работающего радио. Увлекательное занятие, доложу я вам.
     Другая моя любимая игра - "ладушки-ладушки'' при этом на моих пальчиках красуются яркие ленточки. Потрясающее зрелище!
У меня отличное настроение и мы начинаем другую игру.
     Это моя любимая - "Коза рогатая": Идет коза рогатая за малыми ребятами, забодает, забодает, забодает... - мама щекочет меня пальцами - рожками, и я начинаю визжать от восторга... Вслед за тем, мама берет яркого резинового медвежонка, который умеет пищать, и начинает щекотать им мои живот и грудь - я в экстазе! Случайно мне удается схватить игрушку, и она пищит. Неожиданно, мама прячет игрушку, и потом показывает ее снова. Отличная игра! Ой! Вместо медвежонка у мамы в руках появляется и мигает маленький фонарик, и мое любопытство вспыхивает с новой силой.
     Главное, что мама всегда видит, какая игра меня радует, а какая утомляет...

     Уф, по-моему, я немного устал и хочу спать, у меня слипаются глаза, но мама этого не замечает и продолжает играть. Приходится мне немного поплакать, правда с другой интонацией. Мама быстро догадывается в чем дело и укладывает меня спать. Но я не хочу спать мокрый и замерзший (ненавижу холод и мокрые пеленки) и продолжаю возмущаться. Наконец, пеленки мне поменяли, а я все равно продолжаю плакать. Все недоумевают, в чем же дело? Но все так просто! Меня не надо пеленать с ручками, иначе я не усну. Наконец, все проблемы разрешились, и я засыпаю под мамину колыбельную. Мне снятся хорошие сны, я улыбаюсь во сне, а рядом отдыхает моя семья - она счастлива - несколько минут тишины...
     Вдруг, раздается громкий телефонный звонок, я вздрагиваю, пугаюсь и плачу, мне очень страшно, МАМА, ГДЕ ТЫ! Мама берет меня на руки, крепко прижимает к своему сердцу (я даже слышу, как стучит ее сердце), дает соску, и что-то тихо напевает. Вот теперь не страшно, моя мама всегда со мной и я это ЗНАЮ ТОЧНО. Кстати, неплохо помнить, в крайнем случае, кроме маминой груди, ощущение комфорта и безопасности мне придают: плотное пеленание в теплое одеяло, теплая кроватка и одежда, соска и бутылочка с молочком. Снова спокойно засыпаю...
     Днем я с удовольствием, как следует, выспался, а ночью решил погулять и поиграть. Мама, ау! - я хочу общаться. Это ее, конечно, не обрадовало, и две недели ей пришлось мириться с моими ночными гуляниями, а после все пришло в норму...
Через некоторое время я снова стал плохо спать по ночам, даже немного похудел и был вечно расстроенный. Домашние не понимали в чем дело, думали, что у меня голова болит, и даже пытались лечить у невролога. А я никак не мог им объяснить, что просто мне не хватает молока. Какое веселье и спокойный сон могут быть на голодный желудок? Меня снова «спас» мой лучший друг - доктор. Он объяснил родителям, в чем дело, и прописал диету. Когда я стал наедаться, улучшилось настроение и ночной сон, проблема была решена...

     О, кажется, пора снова кушать. Мой голодный плач мама уже знает иу кормит меня по первому требованию. Наконец-то мы начинаем понимать друг друга! Мама непременно старается кормить меня всегда в одном и том же месте и положении, так, чтобы я знал о предстоящем приятном событии. Во время моего кормления, если по плану у меня молочко из бутылочки, перед тем, как коснуться соской моих губ, она обязательно показывает мне бутылочку и соску.
     После еды у меня почти всегда хорошее настроение и я начинаю гулить. Поговори со мною! Мама произносит протяжные звуки /а, э, о/, широко открывая рот, и ждет моего ответа. Я смотрю на движения ее рта и губ, и пытаюсь ответить. Когда у меня получается, мама радуется вместе со мной и повторяет мои звуки. Хорошо разговаривать с мамой!
     Скоро мне исполнится три месяца и я могу подолгу, не двигаясь, следить непрерывно за игрушкой, поворачивая голову вправо и влево, не только в горизонтальном, но и в вертикальном положении. Во время общения со взрослым я сосредоточенно слушаю и поворачиваю голову в сторону голоса, ищу глазами и пытаюсь ''увидеть", быстро отвечаю улыбкой на разговор со мной, широко и долго улыбаюсь, произношу отдельные протяжные гласные, могу повторять звуки за взрослым (певучее гуление).

     Важно! Зрительное и слуховое внимание, улыбка, гуление, изменение мимики и движений во время общения - все это части комплекса оживления, который является самым главным элементом моего общения в этом возрасте.

     На стенах детской и над моей кроваткой папа развесил большие яркие плакаты, фотографии и листы цветной бумаги, и я с большим удовольствием рассматриваю их (цветовая стимуляция зрения). Кроме того, во время моего бодрствования, над кроваткой папа прикрепляет прозрачный лист пластика с яркими предметами различного цвета и формы, которые периодически передвигает с места на место, а я внимательно за ними наблюдаю. Но большего всего мне нравится, когда над моей кроваткой вешают карусель с яркими игрушками, она качается и крутится, при этом играет спокойная музыка. Я очень люблю наблюдать за этими игрушками, жаль, что не всегда могу их достать.

     Иногда, они мне надоедают, и папа подвешивает на карусели новые игрушки или рисунки с веселыми рожицами (обычная смена декораций раза два в неделю). Если игрушки висят низко, я случайно задеваю их ручками - радуюсь, выпрямляю ручки и снова касаюсь игрушек. Разжимая пальцы, я пытаюсь захватить игрушку и прослеживаю глазами движения рук.
     Наблюдать за своими ручками достаточно интересно, и я с удовольствием этим занимаюсь, а мама часто помогает мне в этом полезном занятии. Она берет их в свои руки и медленно ведет перед моими глазами, сгибая-разгибая пальчики, когда я внимательно на них смотрю.
     Чтобы привлечь мое внимание, мама дотрагивается до моих ручек чем-то теплым или холодным, щекочет мои ладошки зубной щеткой, одевает мне на ручки яркие варежки, которые связала бабушка (а можно их сделать из детских носочков), или привязывает на запястье и пальчики яркие блестящие ленточки.
     А вот мама начинает мою самую любимую игру. Она берет мою ручку, своим указательным пальцем ''рисует'' кружочки на моей ладошке и приговаривает: ''Сорока-белобока, кашку варила, деток кормила''. Вслед за тем она растирает каждый мой пальчик, начиная с большого, и продолжает говорить: '' Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, - а ты мал, помогать не стал (а это про мизинец), воду не носил, дрова не рубил - тебе нет ничего!'' ...
     Однажды папа меня здорово удивил, привязав ленточкой карусель к моей ноге. Сначала я ничего не понял, но, в конце концов, разобрался, что когда двигаю ножкой - качается карусель. Забавно! Правда, это мне быстро мне надоело. Зато в другой раз папа привязал к моей руке ленточку с оранжевым воздушным шариком (наполненный гелием) и колокольчиком, и я играл  с ним долго-долго...
     Когда мне исполнилось 2 месяца, папа научил меня другим интересным играм для тренировки ножек. Для этих игр папа завязывает на моих щиколотках яркие ленточки с колокольчиками, а затем делает гимнастику для ног, помогая мне хвататься ручками за ножки. Вообще-то, я очень люблю толкаться, пинаться и брыкаться голыми ножками, и чтобы под моими стопочками была опора в виде папиных рук или груди...
     Я лежу на спине и радуюсь жизни, а папа ''топает'' моими ножками по столу и приговаривает: ''Топ-топ, топоток - полетели на носок'' (папа сгибает мои ножки и осторожно приводит их пальчики к моему носику), ''с носика хлоп-хлоп, на животик шлеп-шлеп'' (несколько раз папа дотрагивается пальчиками моих ножек до моего носика, а затем до животика), "по дорожке топ-топ, побежали-побежали..." - (затем опять папа "топает" моими ножками по столу. Очень интересная и потешная игра.
     Но больше всего мне нравится игра в "кузнеца", когда папа берет в области голени мою ножку и достаточно сильно стучит своим указательным пальцем по моей подошве, приговаривая: "Кузнец, тук-тук, подкуй лошадку, чтобы бежала быстро и гладко, кузнец-молодец, подкуй сапожки, чтобы быстро бежали по дорожке ножки..." (далее тоже самое с другой ножкой)
Конечно, эти игры мне очень нравятся - мои ножки стали гораздо сильней, а главное, папа говорит, что я так учусь ходить.
     Самая любимая моя поза - положение лежа на животе: я сразу высоко и гордо поднимаю голову, опираясь на предплечья, грудь приподнята, ноги спокойно лежат, и могу лежать так неопределенно долго. К трем месяцам я уверенно контролирую голову в вертикальном положении (на руках у взрослого), а если меня удерживая под мышки, поставить на диван, я выпрямляю ноги, крепко упираюсь обеими ступнями, и радостно припрыгиваю...

     Произошла мелкая неприятность, мама забыла подержать меня "столбиком" после еды, и я обильно срыгнул. Мама сильно испугалась, естественно, я тоже, пришлось опять плакать. Неизвестно, отчего больше вреда: от сильного единичного срыгивания, или от нашего с мамой испуга? Общими усилиями нас с мамой удалось успокоить, и я уснул...
     Выспаться как следует мне не удалось - заболел живот. Наверное, мама съела что-то ненужное. Когда болит живот, я плачу совершенно по особенному, но мама и папа об этом еще не знают, опыта пока у них мало. Они совсем растерялись, и не могут мне помочь, а я плачу все сильней и сильней. Наконец, догадавшись в чем дело, мама укладывает меня на живот, потом берет на руки, прикладывает теплую пеленку к животу - ничего не помогает. Ой-ой, как больно, что же делать?! Паника в доме стремительно нарастает. Похоже, придется звать на помощь доктора...
Слава богу, после сделанной клизмы мне полегчало. Дорогой доктор! Пожалуйста, помоги и научи моих родителей понимать меня...

*СОВЕТЫ ДОКТОРА*
     Что делать, если ребенок плачет?

     Плач малыша всегда разный (голодный - громкий, требовательный, прерывающийся сосательными движениями, хочет спать - продолжительное жалобное скуление, мокрый - хныкание низких тонов, болит живот- громкий, пронзительный плач, прерывающийся вскрикиванием и хныканием ...). Внимательная мама обычно быстро учится отличать эти крики и чаще всего интуитивно знает, что именно необходимо ее малышу.
     Если ребенок начинает плакать (во сне или в состоянии бодрствования) - отвечать надо незамедлительно! Не обязательно сразу брать малыша на руки. Прежде всего, необходимо убедиться: малыш сытый, сухой и согретый и ему не мешают шум и свет.
Подойдите к кроватке и наклонитесь к ребенку, используйте шипящие и свистящие звуки: ш-шш, щ-щщ, с-сс, или тихонько спойте песенку, ласково поговорите с ним, не беря на руки. Можно попробовать перевернуть малыша и нежно погладить по животику или похлопать по спинке, легко и ритмично потрясти напряженные пучки и ножки, нежно погладить головку, потереть носик или ушки. Кому-то помогает соска, не надо пренебрегать этим старинным народным средством.
     Иногда, достаточно слегка покачать малыша за плечо или покачать всю кроватку, можно попробовать включить тихую музыку. Также, если ребенок бодрствует, возможно, использование поглаживания ручек, грудки, растирание ладошек и подошв.
Однако, если это не помогает - не бойтесь избаловать ребенка! - обязательно берите его на руки: плотно завернуть в легкое одеяло, походить по комнате, крепко прижимая к себе и покачивая. При этом не забывайте ласково говорить или петь.
     Если даже все это не помогает, а ребенок беспрестанно плачет продолжительное время, конечно необходима консультация врача.

глава 1 * 0-3 мес

глава 2 * 4-6 мес

глава 3 * 7-9 мес

глава 4 * 9-12 мес

ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ