ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ
Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Врачебная информация для родителей, всё рационально, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

☼ Внимание! Новый канал Аутизм, расстройство аутичного спектра: что делать, где читать, куда идти, как работать   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nevrolog. Поведенческий невролог и доказательная медицина: чтобы потом не было мучительно жаль впустую потерянных времени, сил и других ресурсов...

☼ Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervos. В канале всегда актуальная информация, лучшие статьи, новости и книжные обзоры, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Живое общение, присоединяйтесь!  *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervokid. Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов

ПЕРВЫЙ МОЙ ГОД (10-12 МЕС, ГЛАВА 4) НЕВРОЛОГ ЗАЙЦЕВ С.В.

Уважаемые родители! Я пишу только для Вас! Убедительная просьба при копировании не забывать указывать авторство и ссылку!
детский невpoлог Зайцев С.В.

глава 1 * 0-3 мес
глава 2 * 4-6 мес
глава 3 * 7-9 мес
глава 4 * 10-12 мес

Мамам, уставшим, замученным и озабоченным жизнью, не читать!

Глава 4. Возраст 10-12 месяцев

Наконец-то! Стало быть, мне уже 10 месяцев, а скоро исполнится год. Я стал до чрезвычайности самостоятельным ребенком: уверенно и с удовольствием перемещаюсь в пространстве (обожаю ползать и учусь ходить), прекрасно работаю двумя руками, что дает мне огромные возможности для дальнейшего изучения мира. Я даже самостоятельно и легко отказался от соски - я же взрослый! Просто забыл о ней и все! Но не у всех расставание с соской протекает также легко. Например, разлука с соской далась моей, более старшей, подружке и соседке по подъезду гораздо более тяжело, но это уже совсем другая история...

Подражая маме и другим взрослым, я начинаю больше понимать свойства предметов и действий, связывать причины и следствия. Я гораздо лучше, чем раньше, понимаю обращенную речь, (пока, правда, в сочетание с интонацией и жестами). Кроме того, с помощью звуков (и слов), мимики и жестов, я почти всегда могу объяснить взрослым свои разнообразные желания. Мой лепет по сочетанию слогов, интонации и ритму становится все более похожим на речь окружающих взрослых.

     Я умею различать предметы по форме и могу отличить кубик от кирпичика. Мне нравиться рассматривать фотографии и находить там знакомые лица, - если я вижу маму на фотографии, то радостно смеюсь и трогаю ее.
     Мне нравится привлекать внимание взрослых и я знаю, как это сделать. Например, я пою и танцую, хлопаю в ладоши, а гости восхищенно смотрят на меня и смеются. Особенно мне нравятся, когда к нам в гости приходит мой дядя: он очень веселый и с ним очень интересно играть. Я всегда первый подбегаю к нему и показываю свою новую любимую игрушку. Он прячет игрушку за спиной, и я с удовольствием ее ищу, а если не нахожу, то прошу "Дай" и игрушка тотчас же находится. Когда дядя уходит домой, я искренне огорчаюсь.
     Мы с мамой прекрасно понимаем, - чтобы уверенно ходить, мне нужно научиться удерживать равновесие в вертикальном положении, и я начинаю упорно тренироваться... Мама ставит мои ножки на свои ноги, удерживая меня за плечи, - и мы с мамой радостно отправляемся в путь. Иногда, так я хожу с папой или со старшим братом.
     Тренировать равновесие под музыку гораздо приятней: мама держит меня за ручки, вытянутые в стороны, и легонько наклоняет меня вправо-влево, смещая мою опору с одной ноги на другую. Постепенно, она уменьшает свою поддержку, и мне все больше приходится стараться, чтобы не упасть.      Наконец, я качаюсь с опущенными вниз руками, и сам держусь только за мамины пальцы, (могу, наверное, держаться даже одной рукой!) мама танцует и помогает мне совсем чуть-чуть, но я не падаю! Научившись контролировать равновесие, я делаю большие успехи в ходьбе.

     На улице мама научила меня играть на горке: я самостоятельно, приставным шагом, поднимаюсь на горку боком, держась за перила с одной стороны и переставляя руки, или поднимаюсь прямо, держась за перила с обеих сторон. Также точно осторожно спускаюсь, не выпуская перила из рук, а то можно и упасть.
     Обожаю ходить. Сначала я хожу, держась за опору приставным шагом, затем чередующимся шагом, и умею некоторое время стоять без опоры (если забуду, что могу упасть). Мне бывает немного страшно, хотя я знаю, что мама рядом и подхватит меня при падении. Когда набираюсь смелости, и мама зовет меня к себе, я отпускаю опору и делаю два-три самостоятельных шага вперед, затем мне становится страшно, я ищу опору или сажусь на попу. Но, проходит совсем немного времени, и, я начинаю ходить самостоятельно чередующимся шагом, легко меняя направление. При всем при том, если нужно перемещаться очень быстро уверенно, я выбираю ползание.
     Когда я немного устал, мама поменяла игру. Она посадила меня на колени, удерживая за вытянутые в стороны ручки, и под музыку поднимает колени по очереди, - при этом я наклоняюсь то вправо, то влево. Я очень стараюсь не упасть, и мама чуть-чуть помогает мне удерживать равновесие. Замечательная игра! Я так сильно старался, что очень проголодался. После обеда даже не заметил, как уснул...

     Послеобеденный сон прошел удачно, и все отдохнули. А сейчас - музыкальный час. Мама включает магнитофон и мы вместе поем ма-ма-ма, ба-ба-ба, то есть только те слоги, которые я без труда выговариваю. Петь я люблю, и от маминого предложения спеть самостоятельно, конечно же, не отказался. Игры продолжаются! Очень хочется поиграть в «козу» и мама выполняет мое желание: "Идет коза рогатая за малыми ребятами, забодает, забодает, забодает, забодает": сначала мама изображает козу а потом - я. Мама понарошку пугается, когда я - коза протягиваю к ней свою ручку - рога, а потом весело смеется.
     В недалеком «детстве» я одинаково обращался с разными игрушками, используя типичные приемы: хватал, рассматривал игрушки, тянул их в рот, тряс и ударял ими по столу. Таким образом, я самостоятельно выяснил, что погремушку и колокольчик нужно трясти, чтобы они гремели, а если нажать на резинового утенка, - он пищит. Но все таки, большинство игрушек и предметов я изучал вместе с взрослыми, которые терпеливо показывали и объясняли мне их свойства и действия, удовольствие игры с ними, а если у меня что-то не получалось, то моими же ручками помогали мне выполнить нужное действие и получить нужный эффект... Естественно, такое обучение проходит в виде игры и сочетается с активной речью. Так, подражая поведению других людей, я узнавал и запоминал названия и соответствия конкретных предметов и действий.

     Папа подарил мне большую красивую машину с кузовом, показал как с ней играть и гудеть. И теперь, когда папа предлагает поиграть с «би-би» - я с удовольствием катаю машину вперед- назад и пою "др-рр", а недавно я научился катать машину за веревочку. Занимательное дело - катать машинки за веревочки. Даже если машина под диваном, а снаружи только шнурок от нее, я знаю, что если потянуть за него, то из под дивана появится сама машина.
     Со временем у меня появилось много машин, разных по величине, форме и цвету, - у всех у них есть колеса, каждую я умею катать и знаю, что зовут их «би-би»'. Иногда мы папой катаем две, или даже три машины по очереди. Он научил меня возить в машине с кузовом разные игрушки. Я их складываю в кузов и везу машину на кухню, где и выгружаю игрушки. Игра хорошая, только потом бабушка запинается за игрушки и немного сердится.
     Машин у меня много, но даже все они иногда могут надоесть, и тогда мы играем с папой в мячики. Я катаю мячи папе, а он мне. Иногда мячики укатываются в другую комнату или прячутся под кроватку, но я всегда их нахожу и приношу папе, который меня хвалит и целует. Как-то раз, я полез под кровать за мячиком, а нашел там колокольчик. С тех пор, колокольчик стал моей любимой игрушкой, я использую его в разных играх.
     У бабушки в сумочке есть красивые крупные бусы, которые она иногда дает мне поиграть. Я люблю одевать их себе на шею, или маме, или даже плюшевому медведю. А мамин браслет я одеваю себе или кукле на ручку - получается красиво. Тоже самое можно делать с колечками, которые одеваются на пирамидку, но это обычно быстро надоедает.
     Неплохой игрушкой для меня стало небольшое железное ведро, в которое я научился бросать разные предметы. Интересно, что звук упавшей в ведро связки ключей, заметно отличается от звуков упавших пластмассовых мячиков или мягкой игрушки. Но самые громкие и смешные звуки получаются, когда я трясу ведром с металлическими ложками, - всем нравится, кроме бабушки. Кстати, играя с ведром, я постепенно отучился от неприличной привычки бросать на пол все, что попадется.
     Но особенно мне нравятся пластмассовые баночки, с которыми я играю всегда по-разному: можно вкладывать их друг в друга, можно строить из них домик, а можно набросать в баночки разные игрушки и радостно греметь ими. А папа, почему-то, отобрал мою баночку и спрятал ее за своей ногой под пеленкой. Пришлось мне перебираться через папины ноги, и поднимать пеленку, чтобы достать эту ужасно нужную мне баночку. Постепенно папа усложнял задачи: на моих глазах он спрятал мою любимую машинку под кастрюльку, затем накрыл их коробкой, а сверху накрыл все это пеленкой. Было очень трудно добраться до машинки, и сначала мы ее искали вместе с папой, а потом я искал сам. Такие розыски игрушек мне очень нравятся. Например, на моих глазах папа прячет в кулак маленькую машинку, потом засовывает руку под одеяло и там оставляет игрушку. Затем показывает мне пустую ладонь и спрашивает меня: ''А где же машинка?'' Я удивляюсь исчезновению игрушки, и мы с папой начинаем ее искать, и находим под одеялом. Несколько тренировок, и я легко нахожу игрушки самостоятельно.
     Подушки, свернутые одеяла, огромные мягкие игрушки - все эти препятствия были для меня сначала непреодолимыми преградами, но я упорно учился перелезать через них. Так я научился преодолевать любые препятствия и находить нужные мне вещи даже в труднодоступных местах...
     Порой, чтобы достать нужную мне вещь приходится глубоко задуматься и хорошо потрудится ... Высоко, на спинке дивана лежит полотенце, а на нем - очень вкусное печение. Мне приходится забраться на диван, но все равно, я могу достать только полотенце, а не печение. Что же делать? Решение приходит мгновенно, я стягиваю полотенце со спинки дивана и печение падает прямо мне в руки. Теперь, когда мне нужно взять яблоко в большой вазе, стоящей на скатерти, я просто подтаскиваю к себе всю скатерть, затем пододвигаю поближе вазу и легко достаю яблоко (иногда, при этом падает вся посуда со стола и ворчит бабушка).
     Вечером квартира напоминает поле после танкового сражения, и перед сном мама просит меня собрать игрушки в ящик. Она показывает пальцем на игрушку и говорит: "Возьми", а когда я беру игрушку, мама показывает на ящик и просит: "Отнеси ее в ящик", и конечно, потом хвалит меня.
     Сегодня мы идем на прогулку и попутно изучаем принадлежность вещей. Мама одевает мне свою шляпу и говорит: «Моя шляпа у Дани» и я смеюсь, затем она одевает себе на голову мою шапочку, смеется и говорит: «Мама одела шапочку Дани» - так это еще смешней. Потом мы меняемся шапками, и я доволен. Наконец, мама укладывает свою шляпу рядом с собой, а мою шапочку рядом со мной, и говорит: «мамина шляпа у мамы, а у Дани своя шапочка». Потом мама просит, чтобы я положил к ней мамины туфли, перчатки идр., а к себе положил свои ботиночки и курточку...Оказывается, собираться на прогулку можно с удовольствием. По моей просьбе после прогулки изучение вещей продолжается. Мы двигаемся по квартире, и мама показывает мне разные вещи: "Это мамино пальто», "Это папины брюки", , "Это бабушкин сундук" и т.д. Я все это запоминаю, и если бабушка берет мамину сумку, возмущаюсь и пытаюсь навести порядок... Так я постепенно узнаю, какие вещи и предметы мои и я могу ими распоряжаться, а какие вещи принадлежат другим людям, и мне нельзя их трогать без разрешения.

     Наверное, я стал совсем взрослым, если раньше мне все позволялось, то сейчас в опасных ситуациях мама громко и строго говорит ''нельзя!''. У нее хмурое выражение лица и она сердито качает головой. Обычно, этого бывает достаточно, чтобы я прекратил запрещенные действия. Если же я продолжаю опасно шалить, мама просто берет меня на руки и уносит в другую комнату, где предлагает мне другую игру.
     Например, если я пытаюсь стучать машинкой по телевизору, - мама строго говорит «нельзя, перестань» и дает мне барабан, по которому стучать палочками гораздо интересней, а машинку приятно катать за веревочку. Чтобы объяснить мне понятие запретов, мы играем с моим медвежонком, когда он делает что-то опасное, мама строго говорит ему "нельзя'' или "перестань", и медвежонок тотчас прекращает шалить, а мама его хвалит. Я вижу, как ведет себя медвежонок, и беру с него пример.
Вообще, если нужно мне что-нибудь показать и объяснить, то для этого используется мой медвежонок - самый лучший мамин помощник. Например, сначала я кормил, одевал и укладывал спать только своего медвежонка, а сейчас я также играю и с куклой, и с собачкой. Моя мама не злоупотребляет запретами, используя слово «нельзя» очень редко, только в тех крайних случаях, когда без этого точно не обойтись /и никогда не использует наказаний/. Я хорошо знаю, что запреты необходимы для обеспечения моей личной безопасности и без них к сожалению не обойтись, поэтому я и не обижаюсь на маму. Однако, я твердо усвоил, если уж мама сказала «нельзя» или ''нет'', то это решение окончательное и пересмотру не подлежит. Никакие мои капризы и обиды не заставят маму отменить такой запрет. Я это знаю очень хорошо и даже не пытаюсь закатить истерику, чтобы получить что-то запретное (а вот с бабушкой это иногда получается).
     Я, конечно, знаю, что жадничать не хорошо, но, когда я ем что-нибудь вкусное, то ни с кем не делюсь, даже если очень попросят. Бабушка с трудом научила меня делиться вкусностями: она дала мне откусить кусочек пряника, потом откусила сама. Затем отдала мне весь пряник и попросила: "Дай бабушке кусочек" и открыла рот, немного подождав, пододвинула мою ручку с пряником к себе и откусила еще кусочек. Потом я откусил кусочек, потом бабушка попросила еще. Так как большая часть пряника оставалась в моей руке, я сам стал кормить бабушку, не забывая и себя. А когда мой медведь голодный, я могу покормить и его, - потому что мне необходимо учиться заботится о других. Научившись делиться с другими игрушками и едой, я понял, что могу заботиться о других людях, жалеть и утешать их, если им плохо (и это очень приятно).
     Во время игры мне хочется показать интересную игрушку маме, и я протягиваю ее ей, но это совсем не значит, что я хочу отдать игрушку. Мне жалко отдавать игрушку, я просто делюсь своими впечатлениями о ней. Чтобы научить меня делиться вещами мама придумала новые игры. Вот мой медвежонок очень добрый и любит делиться со всеми игрушками и вкусной едой, и я, наверное, скоро буду брать с него пример. Или, я держу машинку в своих руках, а мама рассказывает мне о ней: показывает колеса, кабину, руль и др. Или у меня в руках книга, а мама показывает мне картинки. Так, постепенно я понял, что можно делиться игрушками, не теряя их.
     Со мной стало намного проще общаться, с каждым днем растет количество слов, которые я понимаю, появились первые обобщения в понимаемой речи. Я могу показать по просьбе взрослого несколько машин, несколько мячей и другие игрушки одного вида. Все же, пока мое понимание четко связано с ситуацией (что я делаю и что происходит вокруг меня), а также зависит от интонации, мимики и жестов говорящего взрослого. Естественно, я лучше понимаю речь и стремлюсь говорить сам, когда вижу прямую связь между сказанными словами, происходящими событиями и выполнением моих желаний.
 
     Мама просит меня: "Где папа? Покажи папу" или "Иди к папе - я показываю (хотя она и сама это знает) и, если посчитаю нужным, иду к папе, который мне ужасно радуется и дает мне интересную игрушку. Когда мама зовет папу: «Папа, иди сюда»- он улыбается и медленно идет к нам, а когда я говорю «папа»- он радостно мчится ко мне, обнимает и хвалит меня.

     Было нетрудно догадаться, что когда я сам говорю ''папа'' (или «мама, баба''), тот, кого я зову, подходит ко мне с большим удовольствием. Мне сейчас легко связать мамино слово «бах» и падение мячика на пол. Если я захочу, чтобы мама бросила мячик еще раз, я сам говорю «бах» и вот мячик снова скачет по полу. Когда мой медвежонок «плачет» я ласкового утешаю его, говорю «ляля» и он перестает плакать. Тогда я говорю ему «бай-бай» и медвежонок быстро «засыпает». Оказывается, слова которые я произношу, обладают волшебной силой! Нужно это запомнить!
     Обязательно каждый день мы подолгу «разговариваем» с мамой: она медленно, с вопросительной интонацией, произносит слоги, а я за мамой стараюсь повторять их. Если я научился повторять какие/то слоги, мама меняет в них гласные, и все повторяется. ( ба-ба >бай-бай > бах-бах > би-би/дя-дя >де-да> дай-дай//ку-ку>ка-ка>ко-ко> ки-ки и др.) Каждое такое слово или слоги обязательно что-то, и мама мне это объясняет (бабушка, спать, падение, машинка, дядя, дедушка, дай, прятки, курочка и т.д.)
     В любой игре со мной присутствуют простые, известные мне мамины просьбы: дай, возьми, иди, положи, покажи, брось и др.. Бывает редко, что я не понимаю какую-нибудь мамину просьбу, тогда она объясняет, показывает ее суть, или помогает мне совершить какое-то действие. Например, мама просит: «принеси машинку'' , а я не понимаю, тогда она просит папу, который радостно ползет к ящику с игрушками, находит машинку и приносит ее маме, - она его хвалит и целует. После этого мама снова просит меня, показывая на ящик с игрушками, и я добросовестно выполнив мамину просьбу, с удовольствием получаю очередную порцию похвал.
     Я помогаю маме собирать меня на прогулку. Мама одевает меня, показывает и говорит: "дай ручку", "вытяни ножку", "наклони головку" и я старательно выполняю мамины просьбы.
После прогулки у нас другой урок - мы изучаем носики и глазки. Мама спрашивает меня: «Где у Дани носик?". Потом берет мой указательный пальчик и, дотрагиваясь им до моего носа, говорит: "Вот носик у Дани". Затем спрашивает: "А где же носик у мамы?" и дотрагиваясь моим пальчиком до своего носа, говорит: "Вот мамин носик". Повторяем это много раз, я запоминаю носики и легко показываю их самостоятельно. После носиков мы также изучаем глазки, щечки, ушки и т.д. - и сейчас я без труда могу показать все части тела на себе, у мамы, папы и даже перед зеркалом.
     Как-то само собой, я научился выражать свое нежелание, отрицательно качая головой. После обеда бабушка предложила съесть мне и маме что-то очень невкусное. Мама решительно запротестовала: "Нет-нет, не хочу, не буду" и отрицательно закачала головой, я тоже стал качать головой, выражая свое отрицательное отношение. Но когда мне предложили вкусный сок, я самостоятельно взял чашку, поднес ко рту и выпил весь сок, а после сам поставил чашку на стол. Все «упали» от радости, что я стал уже такой взрослый. Таким образом, я понял, что сам могу распоряжаться своими желаниями , а чтобы показать свое нежелание (например, чтобы ко мне не приставали с едой), достаточно отрицательно покачать головой, и все сразу поймут, что я не хочу и не буду это делать.
Точно также я научился выражать свое согласие утвердительным кивком головы. Бабушка предложила мне и маме вкусные пряники. Мама радостно утвердительно закивала головой, сказав "Да, да, конечно". Я тоже утвердительно кивнул /в смысле - да, я тоже хочу пряник/. И мы с мамой весело захрустели пряниками.
     Я очень люблю «читать» с мамой книжки: она показывает мне там собачку, которая лает, кошку, которая мяукает, корову, которая мычит и т.д. Затем мама просит меня, и я показываю ей курочку, которая кудахчет «ко-ко» или гусей, которые кричат «га-га» и т.д. Мама меня хвалит...
Прошел целый год со дня моего рождения - пролетела целая вечность. Я научился за этот год больше, чем за остальные свои будущие 100 лет, но главное, наверное, не это. Главное - меня любят и понимают близкие и далекие мне люди, а я понимаю и люблю их, следовательно - я очень счастливый человек.

Уважайте ... чистое, ясное, непорочное святое детство!
(Я. Корчак)

глава 1 * 0-3 мес

глава 2 * 4-6 мес

глава 3 * 7-9 мес

глава 4 * 9-12 мес

ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ