☼ "Аутизм и расстройства аутичного спектра"
☼ "Детская неврология, психология, психиатрия"
☼ Живое общение, присоединяйтесь! *Чат родителей и специалистов группы "Дети и нервы" Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов
ПЕРВЫЙ МОЙ ГОД (7-9 МЕС, ГЛАВА 3)
Уважаемые родители! Я пишу только для Вас! Убедительная просьба при копировании не забывать указывать авторство и ссылку!
глава 2 * 4-6 мec
глава 3 * 7-9 мec
глава 4 * 10-12 мec
Мамам, уставшим, замученным и озабоченным жизнью, не читать!
Я стал совсем большой, мне исполнилось 7 месяцев, а скоро будет 8 и даже 9.
Мама говорит, что ее малыш превратился в метеор, бабушка считает меня крайне
неугомонным ребенком. Это не правда! Может быть, я действительно не могу ни
минуты спокойно посидеть на месте и непрерывно что-то делаю и что-то ищу, мне
все время что-то нужно, но это потому, что я в настоящее время, - научный
работник, - великий исследователь неизвестных миров, а может быть, просто
разведчик, собирающий секретную информацию.
Моей основной задачей в этом возрасте остается активное собирательство самой разной информации об окружающем мире, и взрослые с готовностью помогают мне в этом (а в некоторых семьях почему-то мешают?). Я с удовольствием занимаюсь изучением свойств каждого предмета и выясняю, какие конкретные действия с предметами приводят к определенным результатам, при этом, моим главным способом изучения является подражание взрослым.
Мои руки свободны и всегда готовы к точным согласованным движениям в новых исследованиях. Обычно, я подолгу занимаюсь игрушками и разнообразно действую ими в зависимости от их свойств: многократно перекладываю игрушки из руки в руку, стучу ими по столу, извлекаю звуки, бросаю вниз... Я энергично подражаю действиям взрослого: толкаю мяч, катаю машинку, сбрасываю крышку с бидончика, трясу колокольчик и пр.
Чтобы я быстрей и с наслаждением научился ползать, мама использовала
полотенце, которое подсовывала под мой животик. С помощью полотенца она
придавала мне позу для ползания на четвереньках, покачивала вперед-назад,
облегчая мне ползание, и иногда переносила меня немного вперед. Так я
заинтересовался ползанием, и вскоре, научился уверенно ползать за игрушками,
четко выполняя движения руками и ногами, быстро и любым способом меняя
направление. Я превратился в маленькую ракету, которая постоянно перемещалась
по квартире.
Я легко научился способности самостоятельно садится по следующей программе:
поворачиваю голову, чтобы увидеть игрушку, ложусь на бок, опираясь на руку, и
затем усаживаюсь; умею сидеть прямо.
Совсем недавно произошло маленькое чудо: удерживаясь ручками за опору, я встал на колено и одну ногу, а затем сам встал на обе ноги и выпрямился. В этот момент в комнату зашла мама и увидела меня, гордо стоявшего с опорой на прямо расставленных ногах. Это был большой праздник для нас всех. Мне полюбилось стоять, и с этого дня я проводил немало времени в вертикальном положении. Научиться ходить за игрушкой или по приглашению взрослого, боком, переставляя руки по опоре, переступая приставным шагом уже было делом техники...
Моя мама - великая выдумщица! Каждый день она придумывает для меня новые игрушки и увлекательные занятия. Вот она разложила передо мной несколько маленьких пластмассовых бутылочек, в каждой из которых было немного песка, бобов, пшена или воды. Я играю с бутылочками, трясу их и стучу друг о друга - они все шумят по-разному. Мне удалось открыть одну бутылочку, вода вылилась на меня - я очень удивился. Хорошо, что в бутылочке была вода, а не бобы, которыми можно подавиться! Мама, не теряй бдительности!
После того, как я научился иногда открывать эти бутылочки, мама всегда контролировала эту игру. Теперь в этой игре появились резиновые пищащие игрушки, и мама учит меня, какие игрушки нужно сжимать (чтобы они пищали), а какие нужно трясти (чтобы они гремели). Несколько тренировок, и я точно знаю, что каждая игрушка издает определенный звук, и что нужно для этого сделать. Но больше всего мне нравится греметь бубенчиком и грохотать коробкой с орехами (правда, бабушка при этом капельку сходит с ума). Неплохо у меня получается играть с кастрюльками, ложками, чашками - некоторые из них залезают друг в друга, и все они здорово шумят. Интересно, почему деревянная ложка стучит иначе, чем металлическая, и почему большая чашка никак не помещается в маленькую кастрюльку. У меня появились новые игрушки, и научился катать мячики и машинки, толкать маленькую коляску, возить за веревочку тележку и стучать палочками по барабану. Я толкаю мячик маме, мама папе, а папа снова толкает мяч ко мне - неплохая семейная игра.
Временами, мы с папой занимаемся изучением предметов, имеющих сложную геометрическую форму и поверхность: разные впадины, выступы, канавки, бороздки, дырочки и др. Очень интересно рассматривать и ощупывать такие вещи, при этом очень полезно для развития. У папы для меня всегда есть игрушки с кнопочками, тумблерами и ручками, которые можно поворачивать, щелкать, включать и выключать (фонарик, маленький радиоприемник, пульт от телевизора, будильник и др.) Главное, чтобы такие действия приводили к определенным эффектам (например, нажимаю кнопочку - загорается фонарик, дергаю за веревочку - включается торшер и т.д./). Однажды во время обеда я нечаянно столкнул со стола пустую кастрюльку - вот было грохоту, но мне понравилось. С тех пор, когда у меня есть возможность, я швыряю разные предметы на пол, смотрю и думаю: вот упал мячик - он долго-долго прыгает, вот упала крышка от кастрюли - она гремит, а упавшее полотенце не произнесло ни звука. Любопытно, почему так происходит? ...
К нам пришла гостья, лучшая мамина подруга. Она подходит и пытается заговорить со мной. Я настороженно смотрю на нее и жду, что будет дальше. И тут мамина подруга совершает непростительную ошибку - она пытается взять меня на руки. Катастрофа! Что тут началось! Я страшно испугался и завопил изо всех сил, тетя и мама тоже испугались и бросились меня успокаивать. Прошло немало времени, но я успокоился, только когда тетя спряталась в другой комнате. С тех пор я не дружу с этой тетей.
Пришлось маме вплотную заняться этой проблемой. По установленным ей правилам все домашние и гости, выходя из дома, обязательно прощаются со мной, долго машут мне рукой, посылают воздушные поцелуи и весело говорят "пока-пока". Когда мы с мамой уходим гулять, бабушка или папа делают тоже самое. Постепенно я к этому привык и теперь всегда активно участвую в таких проводах.
Все наши знакомые, которые приходят в наш дом или встречают нас на прогулке, свято уважают мое личное пространство и никогда не выказывают навязчивое стремление общаться со мной: они дружелюбно общаются с мамой, которая им рада, терпеливо выжидают, издалека произносят смешные звуки и строят мне смешные гримасы, при этом, не забывая показывать мне какие-нибудь интересные вещи. Я у мамы на руках в полной безопасности, поэтому тревожусь совсем чуть-чуть. В конце концов любопытство пересиливает тревогу, я постепенно привыкаю и начинаю дружить с незнакомым человеком. Таким образом, я начинаю понимать, что все взрослые, общающиеся с моей мамой, добрые и веселые, любят строить смешные рожицы и играть с детьми...
У меня грандиозное несчастье, моя мама куда-то надолго ушла. Пропал аппетит,
настроение хуже некуда, играть не хочется. Бабушка тоже огорчается, но
развеселить меня не может. Я долго и горько плачу, и никто-никто не может меня
успокоить... Правда, потом меня развлекла одна игра, которую я сам и придумал: оказывается если лечь на живот, зажать между бедер любимого медвежонка, и долго энергично двигать тазом, потирая пахом о кровать, станет очень-очень приятно ... Хотя, это занятие мне крайне понравилось, но быстро надоело; хорошо, что бабуля не заметила ... наверное, мне бы попало...
Слава богу, наконец-то мама пришла - я забираюсь к ней на руки и
не слезаю до самой ночи. Тогда мама стала придумывать такие игры, которые
помогали бы мне легче переносить разлуку и меньше огорчаться. Конечно это
прятки! Неплохую игру мама и я придумали с яркой пеленкой. Она прячет лицо под пеленку и весело говорит: "ку-ку, а меня нет, я спряталась, найди меня". Сначала я удивлялся и тревожился: "где же мама? остался только ее голос!". Но мама быстро сдергивала пеленку и радостно сообщала мне: "вот я где, привет!". Каждый раз, внезапное мамино появление меня очень радовало, и я сам быстро научился стаскивать с мамы пеленку... Радость встречи с мамой всегда безмерна! А теперь наоборот, - чур, я прячусь первый! Мама укрывает мое лицо пеленкой и тревожно-весело спрашивает: "А где же Даня?", "Куда же Даня пропал, ау! Ку-ку!".
Я тихонько замираю, а мама быстро сдергивает пеленку и, улыбаясь, радостно
восклицает "Вот ты где! Ку-ку! Я тебя нашла!" В ответ мама слышит мой
восторженный хохот.
Совсем скоро у меня появились "взрослые" прятки: мама пряталась за шторку, под стол, за дверь, а потом весело появлялась у меня на глазах. То-то радости было полные штаны! Еще интересней было самому искать маму, я был очень горд своими поисковыми способностями. Но самое лучшая в мире "прятка" была, когда я заползал за диван или накрывался одеялом на кровати, а мама меня искала: "И где же Даня?", "Куда же он пропал, ау! Я иду тебя искать!". Мама долго ходит по комнате, заглядывая в разные укромные уголки, но найти меня нелегко, я здорово замаскировался! Наконец-то, мама меня радостно находит, обнимает и целует, а я визжу от восторга! Гениальная игра!
За игрой время летит незаметно, вот я и нагулял аппетит. Пришлось переместиться на кухню и тянуться к обеденному столу - и мама догадалась, что я хочу есть. Я уже давно ем за общим столом вместе со всеми. У меня есть собственный специальный стул, на котором я восседаю, как троне.
Повторюсь специально для родителей своих друзей, а также всевозможных бабушек, мои родители НИКОГДА не заставляют меня есть насильно (бедные дети, которых кормят силой). Иногда, чтобы показать мне достоинства пищи, мама пробует из моей тарелки, причмокивая и щелкая языком, от удовольствия. Конечно, мне сразу хочется попробовать тоже самое. Совсем новые вкусные продукты мама предлагает по капельке, при этом пробует их сама. Например, положив в мой ротик маленький кусочек банана, мама внимательно смотрит на выражение моего лица. Кормление продолжается, только если мне это приходиться по вкусу. Мама научила меня, и в настоящее время я сам умею брать двумя пальчиками маленькие кусочки знакомой еды (печенье, фрукты, сыр...) из красивой неглубокой мисочки и заталкивать себе в рот (вкусно, полезно и тренировка мелкой движений). В конце обеда можно немного и порисовать: мама наливает в мисочку немного варения, я обмакиваю в него указательный палец и рисую им на специальной клеенке. Бабушка в ужасе, а нам с мамой нравится...
После еды мама безуспешно пытается уложить меня спать, но я-то хочу играть! Мама забыла, я расту, и мне сейчас требуется гораздо меньше времени для сна. «Борьба» разгорелась не на шутку, наконец, мама уступает (наверно, доктор подсказал), и мы продолжаем играть...
Мама, папа и я обожаем музыку, и во время игры часто устраиваем музыкальные перерывы. Когда я слышу ритмичную плясовую музыку, мои ноги сами пускаются в пляс, а спокойная мелодия вызывает у меня успокоение и расслабление. Мама знает, что у меня есть несколько волшебных успокаивающих мелодий, которые даже могут меня усыпить. Но особенно мне нравиться танцевать вместе с мамой: я усаживаюсь ей на колени, она поет песенку и наклоняет меня в разные стороны в такт мелодии... Затем эстафету перехватывает папа, он сажает меня к себе на плечи и мы танцуем с ним под музыку. Папины и мои движения точно совпадают с четким ритмом мелодии - мы танцуем великолепно! (так сказала мама).
Наступил вечер, и пришло время купаться. В месячном возрасте, по рассказам
мамы, я немного побаивался купаться, а теперь просто обожаю! Как-то, мама во
время купания пошлепала моими ручками по воде - вокруг брызги, мама смеется, я
тоже радуюсь. С тех пор я очень люблю бить руками по воде, брызги в разные
стороны, все вокруг в воде - восторг! (а бабушка говорит, что мама меня
балует). Странно, вокруг меня холодный туман и дождик, что такое? Да это мама из пшикалки-распылителя брызгает на меня прохладной водичкой. Остренькие струйки, как тончайшие иголочки, весело впиваются мне прямо в ручки и грудь. Изумительные ощущения! Во время купания вокруг меня плавает куча игрушек, я их пытаюсь
утопить, а они все равно выскакивают на поверхность воды, но есть игрушки,
которые сразу тонут (интересно, почему?). Я уже умею доставать игрушки, которые
плавают или лежат на дне. Люблю, когда в ванне вместе со мной плавают в резиновом ведерке маленькие разноцветные шарики и кубики льда. Мама приготовила их специально для меня их в морозилке, подкрасив свекольным соком и другой обычной пищевой краской. Они очень приятные на ощупь, холодненькие и скользкие, постоянно выпрыгивают из моих рук, и куда-то все время пропадают... Тают, наверное... Один маленький ледяной кусочек мне удалось запихнуть в рот, но я тут же выплюнул его. Тьфу! Не вкусно и холодно! А когда мама взяла такой кубик льда в свои руки и стала им щекотать мои
ножки и носик, мне понравилось: очень необычное и щекотное чувство... Хорошая игра, но чуточку опасная. Мы с мамой так увлеклись купальными играми, что и не заметили, как вода в ванне остыла, и я стал немножко замерзать. Жаль не могу сказать маме словами, что стало неуютно прохладно. Помог, как всегда мой возмущенный взгляд, и громкий плач...
Вот и день прошел, мама укладывает меня спать. Наверное, днем было
избыточное количество впечатлений, приходило много гостей, они брали меня на
руки, играли и разговаривали со мной/,- всю ночь мне снились яркие, непонятные
сны, кроме того, тревожил живот. Я пугался, плакал, метался во сне и просыпался
часто-часто. Мама совсем измучилась со мной... Так продолжалось несколько
ночей, пришлось посоветоваться с доктором. Он запретил нам устраивать шумные
праздники с большим количеством гостей и выписал мне на ночь капельки, которые
очень помогли, и мой сон пришел в норму...
Папа купил мне заводную машинку: она гудит и едет за кресло... Пропала... Я в
недоумении, куда она делась? Вдруг, машинка выезжает с другой стороны кресла, и
я радуюсь - она нашлась. Папа снова заводит машинку, она едет и скрывается за
креслом. Я опять теряю ее, вместе с папой мы начинаем поиски, и за креслом
находим машинку, ура. После упорной тренировки я быстро самостоятельно нахожу
любимую машинку. Мне понравились такие поиски, и я легко нахожу спрятанное под
одной из трех салфеток печенье или игрушку под пеленкой. Теперь я без труда
могу найти конфету в кармане маминого халата или очки в бабушкиной сумке или
связку ключей в папином портфеле . Но больше всего я люблю откапывать игрушки,
которые прячет мама в тазик с горохом или песком. При этом, правда, я иногда
рассыпаю горох по полу, но зато потом добросовестно помогаю маме собирать его
обратно в тазик. Однажды, я нечаянно рассыпал из коробки все ложки, и мы с
мамой долго-долго их собирали. Зато теперь после игры я всегда сам собираю свои
игрушки в коробку...
Вскоре я сам научился закрывать и открывать свое лицо и теперь умею
прятаться сам. Когда я открываю свое лицо, мама всегда радуется и так
удивляется: "Откуда же ты взялся?" Я тоже радуюсь, что сам так быстро
нашелся. Но вот игра изменилась: мама прячет свое лицо под пеленкой и удивленно
говорит: "Ку-ку, а где же мама?" и потом быстро срывает пеленку и
радостно восклицает: "Ку-ку, а вот и мама!"
Через несколько дней я сам научился прятать и находить мамино лицо. Здорово,
мама исчезает и появляется по моему желанию. Так, незаметно, от игры с
закрыванием лица мы перешли к настоящим пряткам. Мама стала прятаться за дверцу
шкафа, спинку кровати, убегала в другую комнату и быстро возвращалась и,
смеясь, крепко обнимала меня. Главное, я усвоил, что мама обязательно вернется!
И я спокойно стал отпускать маму от себя надолго, но мама никогда не
злоупотребляла моим доверием.
Этим утром произошло новое событие. Как обычно, после сна мама подошла к
кроватке, протянула руки, но не стала брать меня на руки, а просто ждала, что я
буду делать. Сначала я немного растерялся, но потом сообразил и в ответ
протянул маме ручки. Мама похвалила меня и крепко обняла. Так, я научился
выражать и показывать свои эмоции и желания не только с помощью звуков, но и
жестов. (например, чтобы меня покормили, дали игрушку, взяли на руки и тд.).
Использование жестов и звуков значительно облегчило мне "управление"
маминым поведением, она очень внимательно наблюдает за моими жестами и почти
всегда правильно понимает мои жестовые сообщения.
Кроме того, мама хорошо знает, что для понимания обращенной речи для меня очень
важны не только звуки, но и жесты с интонацией, которыми она активно использует
в моем обучении. К примеру, мама, когда хочет взять меня на руки, протягивает
их к мне и говорит "Иди, иди ко мне", или строго качает головой и
говорит "Нет, нет, нельзя", когда я пытаюсь сделать что-то опасное. В
моем понимании речи происходят значительные сдвиги: на вопрос: "Где?"
- я легко нахожу взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте,
а затем и в разных местах, независимо от месторасположения (например, часы,
телевизор и пр.). Я прекрасно знаю свое имя - иду на зов или оборачиваюсь, на
чужое имя не откликаюсь. Каждый день я узнаю что-то новенькое: как выглядит и
лает собачка /ав/ав/, как мяукает кошка /мяу/мяу/, как крякает уточка
/кря/кря/, как машина едет "трр-р", паровоз гудит "уу-у" и
тд.
Наверное, не очень культурно показывать пальцем, но пока я маленький - это
лучший способ изучения окружающего мира. На прогулке учеба продолжается: мама
показывает мне кошку, собак, машины и рассказывает, кто как «говорит» и шумит.
А одна собачка меня даже немного испугала - она подбежала к нам и стала лаять
''ав-ав''. Но на руках у мамы совсем не страшно, я быстро перестал тревожиться
и продолжил свое исследование... Мама показывает на картинку и спрашивает меня:
'' Как мычит коровка?'' - я пальцем тыкаю в коровку и гордо отвечаю: ''му-у''.
Когда мама дает мне игрушки, она говорит: « возьми собачку, возьми машинку» а
когда берет их из моих рук, то говорит например: «дай, мячик». Бывает наоборот, я маме пальцем показываю на предмет, и она подробно рассказывает мне о нем.
Вообще-то мы с мамой подолгу разговариваем на моем языке. Я повторяю слоги
за мамой или наоборот, говорю: ба-ба-ба или па-па, а мама за мной повторяет эти
звуки, показывает на бабушку или папу, спрашивает: «где баба? или где папа?
Когда я правильно смотрю на того, кто мне назван, все ликуют а мама хвалит
целует меня...А если мама просит: «Иди к папе, дай папе машинку» и я это
правильно выполняю, - так это праздник на целый день. Иногда я специально
ошибаюсь, просто так, чтобы подразнить родителей,- они наивно огорчаются. Хотя,
я стараюсь их часто не расстраивать.
У меня есть на полу свой детский уголок: на ковре разбросано множество игрушек,
книжек и ярких подушек, а рядом на стене - небольшое небьющееся зеркало, в
которое я с удовольствием смотрюсь. Когда я играю с папой в своем любимом
уголке, мы с ним подползаем к зеркалу и начинаем строить друг другу смешные
рожицы, соревнуемся у кого смешней...
А сейчас мне хочется поиграть в любимые «ладушки», - и я об этом немедленно сообщаю жестами папе. Он берет мои ручки, хлопает ими в ладоши и поет песенку: «Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку. Полетели, полетели, На головку сели... - при этом мои ручки «летят и садятся мне на головку». Глубокое восхищение! Естественно, я попробовал все это сделать сам, и у меня получилось (правда, не сразу). Теперь мы играем по-другому: папа поет песенку, а я хлопаю в ладоши и опускаю ручки на головку в конце песенки.
Спустя несколько дней мне исполняется 9 месяцев. Не могу не похвалиться своими новыми достижениями: я умею держать хлеб в руке и откусывать его зубами или деснами, уверенно пить из чашки, придерживая ее двумя руками вместе с взрослым. Мама начинает приучать меня к опрятности и я с пониманием отношусь к ее предложению идти на горшок и не пытаюсь встать с него раньше времени. Естественно, мне не нравиться быть мокрым, и когда мама угадывает подходящий момент, у меня все чаще и чаще получается пописать и покакать в горшок, а не в штаны.
глава 1 * 0-3 мес
глава 2 * 4-6 мec
глава 3 * 7-9 мес
глава 4 * 9-12 мec